На обложке
изображен Луис Исидор Кан (1901–1974),
американский архитектор еврейского происхождения (настоящее имя Итце-Лейб
Шмуиловский), главная концепция которого — путь к творчеству без
ассоциаций с уже существующим, без подражания.
Луис Кан появился
на свет в эстонском городе Аренсбурге (совр. Курессааре) Лифляндской
губернии 20 февраля 1901 года. Когда мальчику было пять лет, семья эмигрировала
в США. Учился он на архитектурном факультете Школы изящных искусств
Пенсильванского университета в Филадельфии. Будучи студентом, Кан
преуспевал в искусстве и музыке. В 19 лет он выиграл стипендию
Пенсильванского университета.
Окончив школу в
1924 году, в период упадка американской архитектуры, он обратился к опыту
европейских авангардистов (Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ), с которыми
познакомился во время поездки по Европе в 1928–1929 годах.
Кан усвоил приём
структурно-рационалистического подчёркивания конструкции, сблизился с функционалистами.
Но в годы экономической депрессии ему не удалось найти достойное применение
своим возможностям. Развивался он медленно, работая помощником у второразрядных
архитекторов и лишь изредка выполняя небольшие самостоятельные проекты в интернациональном
стиле. Его профессиональная деятельность началась с сотрудничества с рядом
мастеров из Филадельфии. В результате Кан стал заниматься консультациями
по теме проектирования городских поселений. Десятилетия Кан работал как
помощник и соавтор заурядных архитекторов, лишь изредка самостоятельно
выполняя не очень крупные заказы. До 1950-х годов ничто из сделанного им не
поднималось выше среднего профессионального уровня.
Перелом наступил в
1948 году, когда Кан, будучи уже немолодым человеком, стал преподавателем
Йельского университета. Процессу созревания собственной концепции помогла стажировка
в Риме и путешествия по Греции и Египту в 1950-х годах. В лаконичных
зарисовках очевидна попытка выйти к основам архитектуры, ее структурным
архетипам, ее значениям. Развитие теоретической мысли дало неожиданно мощный
импульс творчеству.
Первым значимым
проектом архитектора стала Художественная галерея Йельского университета. Эта
работа принесла автору известность. Здесь проявилось стремление Кана к уравновешенности
композиций, их ощутимой весомости. Архитектор не избегал симметрии, но как
эффектный прием эмоционального воздействия частично использовал ее нарушение.
Для университета
Пенсильвании Луис Кан проектировал медицинские лаборатории, где он акцентировал
внимание на эстетической ценности служебных пространств, размещенных в башнях
из кирпича. Этот прием оказался гораздо выразительнее многих других художественных
инструментов.
Позиция,
основанная на внимании к духовным корням как социальной, так и эстетической
сферы, определила мотивацию главных проектов Кана шестидесятых годов и привела
его к созданию простого набора «форм-типов», основанных на геометрических
фигурах — квадрате, круге, треугольнике, — которые дают громадное
разнообразие комбинаций.
Кан проектировал
не только в США. В числе его международных работ — генплан
столицы Бангладеш, Индийский институт управления в Ахмадабаде, Дворец
конгрессов в Венеции и другие проекты.
Здание
Национальной ассамблеи в Дакке, Бангладеш (1961–1983) часто называют
главной работой Луиса Кана, его magnum opus. Архитектор работал над ним больше
20 лет.
Структура здания,
модернистская с виду, на деле уходит корнями в культуру и архитектурный
стиль окружающих построек. В проекте использовались местные материалы,
которые выдерживают климат пустыни (например, бетон заливали с примесью
белого мрамора).
Но больше всего
зданий было построено именно в Соединенных Штатах. В их числе
комплекс бань в небольшом городке штата Нью-Джерси, церковь в Рочестере,
биологический исследовательский центр в Калифорнии, библиотека в Экстере
и др. Автор умело комбинировал шлакоблоки, бетон и дерево, играл с формой
и фактурой.
Творчество Луиса
Кана показало пример возвращения к вневременным классическим ценностям, не
связанного с отказом от ценностей и духа современности или с
подражанием конкретным формам прошлого. Оно напомнило об архитектуре как
средстве духовной коммуникации и показало пример систематической
разработки словаря «говорящей архитектуры».
Работы Кана
вызвали поначалу волну поверхностных подражаний, но его влияние не ограничилось
преходящей модой. Была заложена основа принципиальных изменений в развитии
современной архитектуры, определившихся к середине семидесятых. В конечном
счете его влияние оказалось почти столь же глубоким, как влияние Райта или Ле
Корбюзье. Для мировой архитектуры шестидесятых годов двадцатого столетия Кан
был ключевой фигурой.
Мастерское
использование естественного освещения как средства выразительности проявилось
при проектировании Каном техасского музея Кимбелла и Британского центра в Йельском
университете. Строительство второго здания было завершено после смерти Кана.
Еще один
незавершенный проект архитектора — Парк Четырех свобод Франклина Рузвельта
в Нью-Йорке, открывшийся в 2012 году, через 40 лет после того как был
спроектирован Луисом Каном. Расположенный на самой южной оконечности острова
Рузвельта, он стал природным памятником 32-му президенту США, а после
смерти Кана в 1974 году — и самому архитектору.