Проблема формирования творческих способностей детей является актуальной в современном мире. Сегодня общество нуждается в творческих людях, способных успешно конкурировать на рынке труда, решать сложные задачи, нестандартно мыслить. Система общего образования не всегда может справиться с поставленной задачей из-за влияния множества факторов. Однако огромный творческий и воспитательный потенциал заложен в система дополнительного образования. В данной статье рассматривается роль дополнительного образования в развитии креативности личности.
Ключевые слова: креативность, система дополнительного образования, творчество, творческий потенциал.
Креативность как базовая характеристика личности играет огромную роль в развитии творческого потенциала человека. Современная система образования ставит перед собой новые задачи в обучении и воспитании обучающихся. Одной из таких задач является воспитание разносторонне развитой личности, что включает в себя развитие творческих, духовных и физических возможностей человека. Именно способностью к творчеству определяется уровень развития личности, и главная цель воспитания состоит в том, чтобы углубить и расширить творческий потенциал ребенка.
Творческий потенциал — явление сложное и многогранное, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, что в совокупности представляет собой знания, умения и навыки. В связи с этим образование должно создавать условия для формирования свободной личности, мышления, общения, творческого подхода. Однако на практике потенциальные способности многих обучающихся остаются нереализованными. Именно поэтому дополнительное образование может помочь в процессе реализации творческого потенциала человека.
Проблема развития творческих способностей находит свое отражение в работах как зарубежных (А. Адлер, К. Р. Роджерс, Э. Фромм), так и отечественных (Л. Выготский, А. Петровский, С. Л. Рубенштейн) ученых. Более подробно вопросы развития личности ребенка в учреждении дополнительного образования рассматривают А. Г. Асмолова, О. А Белянина, А. К. Бруднова. Учреждения дополнительного образования как средство творческого развития детей рассматривали В. А. Березина, В. Ю. Лешер, А. И. Щетинская.
Термин «креативность» в переводе с латинского creare дословно означает «порождать, создавать, творить» [1]. Большой энциклопедический словарь определяет креативность как творческую, созидательную и новаторскую деятельность [8]. Среди некоторых ученых существует мнение, что креативность — это не просто еще один навык, а скорее сложный процесс человеческой субъективности, основанный на наборе психологических факторов, которые специфически настроены и регулируют поведение человека [7]. Хотя среди ученых нет единого мнения относительно определения креативности, можно отметить, что результатом креативности всегда выступает творческий продукт. Творческий продукт определяется как нечто новое, оригинальное [4]. В статье Т. Ф. Башиной отмечается, что источник креативности находится внутри самого человека, который благодаря креативности может подстраиваться под изменения окружающей среды, выходить за рамки стереотипов и находить нестандартные решения сложных ситуаций [1, с. 522]. Вместе с тем, Д. Б. Богоявленская утверждает, что креативность является общей характеристикой личности и влияет на творческую продуктивность независимо от сферы проявления личностной активности [2]. В психолого-педагогических исследованиях часто связывают креативность с интеллектуальными способностями, при этом отмечается, что интеллект хотя и связан с креативностью, но до определенного предела, потому как слишком высокий интеллект препятствует креативности. Креативность близко связана с инновациями, которые являются успехом реализации нестандартных идей.
Современная система дополнительного образования переживает существенные изменения. Согласно «Концепции дополнительного образования детей до 2030 года» целями развития дополнительного образования детей являются «создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности» [5].
Современная система дополнительного образования представлена различными видами учреждений, в которых дети и подростки могут реализовать свои интересы и потребности. Согласно данным Министерства просвещения, в 2021 году общее количество учреждений сети дополнительного образования детей составляло 11352. При этом самыми многочисленными являлись школы — 4864 (42,8 %), центры — 3232 (28,9 %), спортивные школы — 1704 (15 %) и Дома культуры — 987 (8,7 %) [6]. Таким образом, Разнообразие видов учреждений дополнительного образования в полной мере могут предоставить все необходимые условия для полноценного развития детей и подростков.
Важной характеристикой системы дополнительного образования является добровольность участия в соответствии с интересами, склонностями и системой ценностей ребенка, а также свободный выбор программы и режима ее освоения. Таким образом, система дополнительного образования детей обеспечивает развитие личности ребенка и заложенного в нем творческого потенциала, воспитание смелости мысли, уверенности в своих силах, способности воспроизводить новые нестандартные идеи. Формированию креативного мышления в системе дополнительного образования также способствует выбор направления деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, что связано в первую очередь с интересами, склонностями, потребностями и возможностями ребенка.
Воспитательный потенциал дополнительного образования детей в развитии креативности весьма широк. Оно способно влиять на качество жизни, так как приучает к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата.
Таким образом, система дополнительного образования детей имеет огромный потенциал в развитии креативности обучающихся, так как помогает в развитии творческих способностей, позволяет реализовать идею постоянного развития учащегося и формирования его творческого потенциала, а значит, его адаптивных, инновационных, эвристических способностей, знаний, навыков и умений, без которых прогресс личности становится практически недостижимой задачей.
Литература:
- Башина, Т. Ф. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности / Т. Ф. Башина // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 521–525.
- Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
- Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. — Текст: электронный. — URL: https://gufo.me/dict/bes/КРЕАТИВНОСТЬ (дата обращения: 15.10.2023)
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — СПб: Питер, 2007. — 368 с. — Текст: непосредственный.
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. — Текст: электронный. — URL: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf (дата обращения: 15.10.2023)
- Статистические данные Министерства просвещения. — Текст: электронный. — URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/ (дата обращения: 15.10.2023)
- Kim, K. H. The relationship between creativity and intelligence / K. H. Kim, B. Cramond, J. VanTassel-Baska. — Текст: электронный. — URL: https://www.cambridge.org/core/books/abs/cambridge-handbook-of-creativity/relationship-between-creativity-and-intelligence/B0DA6854BE4A95D5251327A53099FDA2 (дата обращения: 15.10.2023)
- Mitjans, A. La escuela y el desarrollo de la creatividad (The school and the creativity development) / A. Mitjans. — Текст: электронный. — URL: https://www.calameo.com/read/00023316829a9a520fb9b (дата обращения: 15.10.2023)