В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности, виды чтения, этапы работы с текстом для чтения на уроке иностранного языка. Особое внимание уделяется изучающему чтению, методике работы над данным видом чтения. Приводятся примеры упражнений в обучении изучающему виду чтения.
Ключевые слова: чтение, рецепция, репродукция, виды чтения, полнота понимания, точность понимания, глубина понимания, имплицитная информация.
Обучение чтению на иностранном языке в средней школе предполагает достижение «такого уровня коммуникативной компетенции в области рецепции, который позволял бы читать достаточно сложные тексты, относящиеся к трем сферам общения (социально-бытовой, социально-культурной, учебно-профессиональной), как в своей стране, так и в странах изучаемого языка» [1, С. 237].
Чтение — это рецептивный вид речевой деятельности, поскольку предполагает зрительное восприятие печатного текста и его понимание с разной степенью полноты, точности, глубины.
Н. Д. Гальскова и Н. И. Гез рассматривают чтение как «сложную аналитико-синтетическую деятельность, складывающуюся из восприятия и понимания текста, причем самое совершенное чтение характеризуется слиянием этих двух процессов и концентрацией внимания на смысловой стороне содержания» [1, С. 224].
Обучение чтению на иностранном языке в средней школе строится на следующих принципах (С. К. Фоломкина):
- Обучение чтению должно представлять собой обучение речевой деятельности. Учащиеся учатся решать определенные коммуникативные задачи познавательного или практического характера. Чтение направлено на понимание читаемого.
- Обучение чтению строится как познавательный процесс. Особое внимание уделяется содержанию текстов. Тексты должны отличаться новизной содержания, занимательностью сюжета.
- Обучение чтению должно включать рецептивную и репродуктивную деятельность учащихся. Чтение направлено на прием информации, а также репродукцию (воспроизведение) языкового материала в звуковой форме.
- Обучение пониманию читаемого должно опираться на овладение структурой языка. Знание структурных особенностей иностранного языка, его строевого материала составляют основу понимания текста.
- Обучение чтению на иностранном языке должно опираться на опыт учащихся в чтении на родном языке. При чтении на иностранном языке необходимо создавать условия, при которых учащийся во время поступления информации мог бы пользоваться теми приемами ее переработки, которыми хорошо владеет на родном языке.
- Обучение чтению требует развития скорости чтения. Скорость чтения является одним из показателей зрелости чтеца [2, C. 33–43].
Выделяют различные классификации видов чтения. Под видами чтения понимают «набор операций, обусловленных целью чтения и характеризующихся специфическим сочетанием приемов смысловой и перцептивной переработки материала, воспринимаемого зрительно» [3, С. 107].
Согласно классификации С. К. Фоломкиной, в основе которой лежит коммуникативная цель читающего, выделяют следующие виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое чтение.
Ознакомительное чтение предполагает извлечение из текста основной информации. Это беглое чтение, с общим охватом содержания. Изучающее чтение предполагает полное и точное понимание всей информации, содержащейся в тексте. Это медленное чтение, с остановками и повторным чтением. Просмотровое чтение направлено на получение общего представления о тексте и предполагает беглое прочтение абзацев и просмотр заголовка текста. Поисковое чтение направлено на нахождение в тексте конкретной информации: цифр, фактов, дат и т. д.
Рассмотрим подробнее изучающий вид чтения. Изучающее чтение направлено на развитие следующих умений:
– полно и точно понимать содержание текста;
– определять важность информации;
– предвосхищать дальнейшее развитие событий;
– выявлять имплицитную информацию;
– составлять план, схемы;
– переводить текст полностью или выборочно;
– отделять объективную информацию от субъективной;
– раскрывать причинно-следственные связи [3, С. 109–110].
Работа с текстом для чтения предполагает выполнение упражнений на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах.
Предтекстовый этап предусматривает создание мотивации к работе с текстом. На данном этапе задания направлены на прогнозирование содержания текста с опорой на заголовок, рисунки, снятие языковых и смысловых трудностей.
Текстовый этап направлен на проверку понимания общего содержания текста. Первое прочтение текста ориентирует учащихся определить основную идею текста, повторное чтение предполагает понимание деталей текста и их оценку.
Послетекстовый этап включает задания на проверку понимания прочитанного. Учащиеся обобщают, систематизируют, интерпретируют полученную информацию.
Приведем примерный перечень упражнений на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах в обучении изучающему чтению учащихся средней школы.
Предтекстовый этап:
– заполните пропуски в предложении одним из указанных слов;
– найдите и замените слова в предложении, которые не подходят по смыслу;
– прочтите абзац (предложение) и найдите слова, подтверждающие, что речь идет о …;
– найдите в тексте конец каждого из приведенных предложений;
– прочтите последний абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать данному выводу;
– восстановите текст из данных в произвольном порядке и пронумерованных абзацев;
– среди предложений в группе А найдите такие, которые могли бы предшествовать предложениям, данным в группе Б (могли бы следовать за предложениями группы Б).
Текстовый этап:
– прочтите текст и найдите в нем предложения, выражающие основные положения текста, и предложения, детализирующие основные положения;
– прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования;
– прочтите несколько абзацев текста и выделите предложения, выражающие повторение одной и той же мысли или выражающие контрасты и противопоставления фактов;
– выберите из данного абзаца прилагательные и наречия, которые служат для описания …;
– прочтите текст и выберите из числа приведенных ниже предложений то, в котором сформулирована тема текста;
– скажите, какая из предложенных аннотаций наиболее полно передает содержание прочитанного вами рассказа;
– прочтите сокращенный вариант текста и скажите, какая информация в нем опущена.
Послетекстовый этап:
– прочтите план текста и скажите, достаточно ли полно он передает содержание текста;
– прочтите предложения, которые иллюстрируют мнение автора текста по вопросу …;
– выберите правильные ответы из нескольких данных;
– ответьте на проблемные вопросы по прочитанному тексту;
– используя факты из текста, расскажите о …;
– перескажите текст, пользуясь планом и выписанными словосочетаниями;
– скажите, насколько логично высказывает автор свои суждения;
– охарактеризуйте персонажей своими словами;
– найдите в тексте предложение, в котором выражается мысль о том, что … [4, C. 99–115].
Таким образом, обучение чтению на иностранном языке в средней школе обеспечивает развитие коммуникативной компетенции учащихся, а также формирование их нравственных ценностей.
Литература:
- Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. — М., 2004. — 336 с.
- Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. — М., 1987. — 205 с.
- Методика преподавания иностранного языка: учеб. пособие / Т. П. Леонтьева. — Мн., 2015. — 239 с.
- Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие / Е. А. Маслыко и др. — Мн., 1996. — 522 с.