В статье автор проводит анализ тестирования спортсменов-стрелков, обучающихся в МБУ «Спортивная школа № 5» городского округа «Город Чита», по методике оценки психоэмоциональной устойчивости на базе личностного опросника Г. Айзенка (EPI/EPQ). Оценивая темперамент, уровень нейротизма спортсменов-стрелков в двухмоментном периоде в начале и конце педагогического формирующего эксперимента, автор пытается определить достоверность влияния аутогенной тренировки на психоэмоциональную устойчивость спортсменов-стрелков, выделяя при этом иные зависимости.
Ключевые слова: аутогенная тренировка, психоэмоциональная устойчивость, нейротизм, метод Айзенка, стрелковый спорт.
В процессе соревнований психоэмоциональная устойчивость помогает спортсмену преодолевать стресс, подготавливая организм к быстрому реагированию на обстоятельства, а также предотвращая опрометчивость и импульсивность действий.
Эмоциональная устойчивость позволяет адекватно реагировать на внешние раздражители и сохранять общую работоспособность организма. Психоэмоциональное состояние в стадии нестабильности влечет за собой изменения в физическом состоянии, снижая уровень общей работоспособности организма, поэтому психологическое благополучие спортсмена на сегодняшний день в условиях действия множества внешних раздражителей и факторов играет основополагающую роль в достижении спортивных результатов.
Эмоциональная устойчивость является проявлением индивидуально-типологических свойств спортсмена в момент принятия оперативных решений и продуктивности спортивной деятельности. В целом, в процессе подготовки спортсмена формируется его индивидуальный стиль деятельности как система психологических средств адаптации индивидуальных особенностей под условия определенной деятельности. В рамках адаптации формируются специальные способности.
Психоэмоциональная устойчивость как качество личности может быть изменена в процессе тренировочной деятельности, в том числе методами управления стрессом, одним из которых является аутогенная тренировка [1].
Педагогический формирующий эксперимент проводился на базе МБУ «Спортивная школа № 5» городского округа «Город Чита», по методике оценки психоэмоциональной устойчивости на базе личностного опросника Г. Айзенка (EPI/EPQ) [2]. Выборка составила 10 человек, возрастной группы 13–14 лет, занимающиеся пулевой стрельбой.
В рамках педагогического формирующего эксперимента было проведено тестирование спортсменов-стрелков в два этапа:
— начальный этап исследования — в начале педагогического формирующего эксперимента;
— завершающий этап исследования — в конце педагогического формирующего эксперимента.
Также следует отметить, что изначально мы поделили группу испытуемых на две подгруппы:
— Группа 1. Проходившие аутогенную тренировку;
— Группа 2. Не проходившие аутогенную тренировку.
Такая группировка испытуемых на предварительном этапе позволит увидеть эффективность/неэффективность проведения аутогенной тренировки в рамках подготовки стрелков-спортсменов, либо подтвердить/опровергнуть (определить как подлежащий сомнению) факт зависимости результативности стрельбы от проведения аутогенной тренировки в рамках подготовки спортсменов-стрелков.
В данном случае мы будем исходить из подтвержденных в научной литературе фактов зависимости результативности стрельбы от психоэмоциональной устойчивости стрелков-спортсменов, которая, в свою очередь, воспитывается по средством включения в программу подготовки спортсменов-стрелков аутогенной тренировки [1].
Результаты тестирования представим ниже в таблице 1.
Таблица 1
Результаты входного тестирования по личностному опроснику Г. Айзенка (EPI/EPQ)
Испытуемый (порядковый номер) |
Входное тестирование |
Выходное тестирование |
||
Шкала экстраверсия/интроверсия |
Шкала «нейротизм» |
Шкала «лживость» |
Шкала «нейротизм» |
|
Группа 1. Проходившие аутогенную тренировку |
||||
1 |
16 |
17 |
3 |
14 |
2 |
12 |
16 |
2 |
10 |
3 |
14 |
12 |
4 |
10 |
4 |
15 |
14 |
3 |
11 |
5 |
13 |
11 |
2 |
10 |
Группа 2. Не проходившие аутогенную тренировку |
||||
6 |
17 |
10 |
3 |
10 |
7 |
15 |
14 |
3 |
14 |
8 |
13 |
15 |
4 |
15 |
9 |
10 |
10 |
4 |
16 |
10 |
12 |
12 |
4 |
14 |
В обоих группах шкала «лживость» имеет значения меньшие критического показателя в 7 баллов, следовательно, можно считать ответы испытуемых правдивыми.
По шкале «экстраверсия/интроверсия» получены следующие результаты:
— у 60 % испытуемых интровертные и экстравертные свойства личности уравновешены;
— у 40 % испытуемых наблюдается экстраверсия, для которой характерны следующие черты: общительность, обращенность вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах, действие под влиянием момента, импульсивность, вспыльчивость, беззаботность, оптимистичность, добродушие, веселость, предпочтительность движения и действия, наличие тенденции к агрессивности, склонность к риску.
По подшкале «нейротизм» получены следующие результаты входного исследования:
— 70 % испытуемых продемонстрировали эмоциональную устойчивость;
— признаки нейротизма выявлены у 30 % испытуемых, что характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам, неустойчивости, плохой адаптации, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях.
Если рассматривать темперамент, формируемый по данным обследования по шкалам экстраверсии-интроверсии и нейротизма, согласно классификации И. П. Павлова, то можно отметить, что 40 % испытуемых являются сангвиниками (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуются как сильные, уравновешенные, подвижные), 60 % находятся в пограничном состоянии между сангвиником и флегматиком (характеризуются как сильные, уравновешенные, инертные).
Нейротизм также может быть связан с сензитивным периодом, в котором находятся испытуемые (испытуемым 13–14 лет), что характеризуется высокой реактивностью со стороны нервной системы.
Следует отметить, что возраст испытуемых 13–14 лет является сензитивным по типологии критических периодов развития психики, который отличается повышенной восприимчивостью психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Следовательно, гипотеза исследования, определенная как: использование в тренировочном процессе спортсменов-стрелков приемов аутогенной тренировки повышает психоэмоциональную устойчивость спортсменов и положительно влияет на результативность стрельбы, может быть потенциально подтверждена или опровергнута, в том числе методами математической статистики в психологии.
По окончании педагогического формирующего эксперимента, осуществляемого в течение 6 недель, проведено выходное тестирование по аналогичной методике.
По подшкале «нейротизм» получены следующие результаты выходного исследования:
— 80 % испытуемых продемонстрировали эмоциональную устойчивость;
— признаки нейротизма выявлены у 20 % испытуемых.
Рассмотрим критерий Фишера для ситуации, когда сравниваем две группы спортсменов-стрелков, проходивших и не проходивших аутогенную тренировку в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Пулевая стрельба. Стрельба из пневматической винтовки».
При измерении соревновательной эмоциональной устойчивости в двух группах по методу Айзенка, низкие показатели СЭУ наблюдались у 4 стрелков первой группы и 1 стрелка из второй группы.
Определим, можно ли считать, что различия в уровне СЭУ у спортсменов-стрелков, проходящих аутогенную тренировку и не проходящих ее, достоверны.
Выделим две гипотезы:
— ненулевая гипотеза H1 — гипотеза различий (которая принимается в случае наличия различий в показателях СЭУ в группе испытуемых, проходивших аутогенную тренировку, в сравнении с показателями СЭУ в группе испытуемых, не проходивших аутогенную тренировку);
— нулевая гипотеза Hо — гипотеза об отсутствии различий (которая принимается в случае отсутствия различий в показателях СЭУ в группе испытуемых, проходивших аутогенную тренировку, в сравнении с показателями СЭУ в группе испытуемых, не проходивших аутогенную тренировку).
Для решения этой задачи с помощью критерия Фишера показатели СЭУ необходимо перевести в проценты. В процентах это составит:
— 4/5=80,00 % для первой группы;
— 1/5=20 % для второй группы.
По таблице «Величины угла φ (в радианах) для разных процентных долей: « » определяем величины φ1 и φ2 для первой и второй группы: φ1=2,214 для 80 % и φ2=0,927 для 20 % [3].
Подсчитываем φ эмп по формуле:
Критические величины для этого критерия таковы:
Строим «ось значимости»:
Рис. 1.Ось значимости для критерия Фишера
Полученная величина φ эмп значительно выше 2,28, иначе говоря, эмпирическое значение критерия попало в зону значимости. Иными словами, наблюдается достоверный характер различий между уровнем СЭУ у спортсменов-стрелков, прошедших аутогенную тренировку и не прошедших ее. В терминах статистических гипотез можно утверждать, что ненулевая гипотеза H 1 принимается и отклоняется гипотеза H о об отсутствии различий.
В рамках исследования проведено тестирование ЧСС в двухмоментные периоды «в покое» и «на изготовке» и результативности стрельбы. Полученные данные сформированы в таблицу 2.
Таблица 2
Результаты тестирования ЧСС и результативности стрельбы
Испытуемый (порядковый номер) |
ЧСС |
Результативность стрельбы по дисциплине ВП-1 |
||||
входное тестирование |
выходное тестирование |
|||||
в покое |
на изготовке |
в покое |
на изготовке |
входное тестирование |
выходное тестирование |
|
Группа 1. Проходившие аутогенную тренировку |
||||||
1 |
72 |
72 |
74 |
72 |
74 |
65 |
2 |
78 |
80 |
74 |
76 |
75 |
78 |
3 |
92 |
94 |
84 |
86 |
75 |
79 |
4 |
72 |
78 |
72 |
76 |
60 |
67 |
5 |
74 |
76 |
72 |
75 |
72 |
72 |
Группа 2. Не проходившие аутогенную тренировку |
||||||
6 |
76 |
86 |
80 |
84 |
68 |
65 |
7 |
74 |
74 |
74 |
76 |
70 |
72 |
8 |
80 |
93 |
90 |
94 |
65 |
62 |
9 |
74 |
90 |
86 |
87 |
64 |
67 |
10 |
73 |
87 |
84 |
86 |
76 |
78 |
Если рассматривать ЧСС на этапе входного тестирования, то можно сказать, что у 30 % испытуемых наблюдался стабильный пульс в двухмоментных периодах «на изготовке» и «в покое». У 70 % испытуемых наблюдался высокий уровень ЧСС, однако на результативность данный факт негативно повлиял только у 20 % испытуемых на результативность стрельбы.
Если рассматривать ЧСС на этапе выходного тестирования, то можно сказать, что у 50 % испытуемых наблюдался стабильный пульс в двухмоментных периодах «на изготовке» и «в покое». У 50 % испытуемых наблюдался высокий уровень ЧСС, однако на результативность данный факт негативно повлиял только у 20 % испытуемых.
Наблюдаются различия в уровнях ЧСС на этапе входного и выходного тестирований в группе детей, проходивших аутогенную тренировку, в сторону снижения указанного показателя, что также оценивается положительно с точки зрения саморегуляции и контроля физики тела со стороны психики и центральной нервной системы. Однако, значимых изменений в результативности стрельбы у группы спортсменов-стрелков, проходивших аутогенную тренировку выявлено не было. Стоит отметить, что результативность стрельбы в обоих группах спортсменов-стрелков имеет тенденцию к улучшению показателей в незначительном размере, что демонстрирует потенциал испытуемых и резервы для дальнейшего развития в стрелковом спорте при правильной организации тренировочного процесса.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности аутогенной тренировки для спортсменов-стрелков в рамках подготовки. Условно достоверная эффективность аутогенной тренировки в рамках подготовки спортсменов-стрелков данной возрастной категории имеет ряд факторов, которые необходимо учитывать при интерпретации результатов, среди них: малая выборка, сензитивный период испытуемых (13–14 лет). Данные факторы, особенно последний, являются значимыми, поскольку в указанный период развития личности наиболее эффективны корректирующие мероприятия и наблюдается повышенная восприимчивость психики к воздействию.
В целом, гипотеза исследования подтвердилась частично: статистически определена достоверность эффективности аутогенной тренировки в рамках улучшения показателей по уровню нейротизма (по методике Айзенка), Однако зависимость между темпераментом, ЧСС и результативностью стрельбы не прослеживается.
Литература:
1. Линдеман, Х. Аутогенная тренировка / Х. Линдеман. — Москва: Попурри, 2000. — 192 c. — Текст: непосредственный.
- Щербатых, Ю. В. Методики диагностики тревоги и тревожности — сравнительная характеристика / Ю. В. Щербатых. — Текст: непосредственный // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. — 2021. — № 2. — С. 85–105.
- Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов / О. Ю. Ермолаев. — 2-е изд. — Москва: Издательство Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2003. — 336 c. — Текст: непосредственный.