Нейроигры как эффективный инструмент в работе учителя-дефектолога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 07.11.2023

Статья просмотрена: 241 раз

Библиографическое описание:

Дремова, А. В. Нейроигры как эффективный инструмент в работе учителя-дефектолога / А. В. Дремова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107365/ (дата обращения: 16.11.2024).



Термин нейропсихология происходит от понятий душа (психея) и нейро (неврон), т. е. отражает соединение в единое целое психологии и неврологии.

Нейропсихология официально заявила о себе в середине 20 столетия, а точнее со времен Второй мировой войны. Её признанным создателем является выдающийся отечественный ученый А. Р. Лурия, имевший двойное образование (психологическое и неврологическое). Однако вопрос о том, где размещается душа, волновал человечество издавна. Долгое время считалось, что душа бестелесна, т. е. мозг не имеет к ней никакого отношения. Затем психические функции стали размещать в трех желудочках мозга. Каждый их них считался местом, где хранятся ее «образы», т. е. отображенные впечатления.

С позиции сегодняшнего дня такие представления следует расценивать как метафизические. Вместе с тем, нельзя не учитывать, что в них содержались ценные идеи относительно того, что человек обладает душой и телом , работающими относительно независимо друг от друга. Душа рассматривалась как обитель идеальных образов, мозг- как орган, из которого под влиянием воли жизненная энергия проистекает во все части тела, по каналам, называемым нервами. Впоследствии, благодаря трудам ученых и, в первую очередь, отечественных, таких как И. А. Павлов, М. И. Сеченов. А. Н. Леотьев, П. Я. Гальперин. Н. А. Бернштейн. А. Р. Лурия и др., было составлено достаточно четкое представление о значении центральной нервной системы (ЦНС) и, прежде всего, головного мозга для психики человека. Тем самым основание для появления нейропсихологии переросло в ее необходимость. Именно с появлением нейропсихологии стало возможным обращение к мозговым механизмам высшей психической деятельности, а не только к особенностям (симптомах, синдромы) но и о вызывающих их причинах, которые до настоящего времени остаются недостаточно изученными и малоосвещенными в литературе.

Следовательно, нейропсихология открыла принципиально новый подход к пониманию психики человека и ее нарушений.

Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья .

При работе с детьми с ЗПР отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность, и наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению. У большинства детей отмечается несформированность межполушарного взаимодействия от глубинных уровней и до мозолистого тела. Наличие данных характеристик способствует возникновению трудностей в воспитании и обучении детей с проблемами в развитии.

Нейроигры направлены на работу с детьми, с общей моторной неловкостью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, снижением памяти, внимания, общей работоспособности, двигательной заторможенностью или расторможенностью, эмоционально-волевыми проблемами, трудностями формирования пространственных представлений, речевых процессов.

Сегодня я бы хотела бы познакомить вас с теми играми и упражнениями, которые использую на своих занятиях.

  1. «Игра с ковриком» (4 основных цвета) — необходимо взять 2 коврика.

Варианты использования:

— Перед ребенком лежат коврики. Произносим необходимый цвет, и ребенок должен хлопнуть по цвету руками (ладошками) по коврикам. Это задание можно усложнить если необходимо автоматизировать или дифференцировать необходимый звук в речи. К примеру, нужно автоматизировать звук С в слогах СА-СУ. И ребенок, ударяя по одному цвету двумя руками произносит слог СА, ударяя по другому цвету произносит слог СУ и т.д.

С помощью данного упражнения мы развиваем межполушарное взаимодействие, ребенок закрепляет цвет, автоматизирует нужный звук в слогах.

— Игра с ковриком (4 основных цвета) — необходимы шпатели в цвет коврика.

Раскладываем шпатели на коврик по цветам. И просим ребенка разложить руки по направлению шпателей по коврику. Это задание можно усложнить если перед ковриками разложить цветные шпатели по порядку (например, желтый, зеленый, красный и синий). Ребенку необходимо глядя на очередность расположения цветов у шпателей ударить ладошкой по коврику такого же цвета.

С помощью данного упражнения мы развиваем умение работать по схеме (глядя на очередность цветных шпателей) и закрепляем основные цвета.

— Игра с ковриком (4 основных цвета) — необходим 1 коврик и различные предметы 4х цветов (у меня это фигурки транспорта 4х основных цветов: зеленые, желтые, красные и синие). Данные фигурки лежат в отдельной корзинке рядом с ковриком. Просим ребенка доставая каждый транспорт из корзинки называть его и разложить по цвету на коврик, можно попросит.

С помощью данного упражнения ребенок закрепляет основные цвета, развивается пальцевый праксис и пополняется словарь ребенка по теме «Транспорт».

  1. Игра с руками и помпонами

Кладем правую руку напротив руки ребенка. Просим ребенка развести пальцы широко, потом вместе и так чередуем несколько раз. Затем просим поднять мизинец вверх (постучать им по столу), потом средний и т.д. Еще просим ребенка, используя помпоны, положить красный помпон между мизинцем и безымянным и т.д. Обращаем внимание, чтобы ребенок руку не отрывал от стола. Просим поднять ладошку, держа все шарики пальцами. Затем можно предложить ребенку отпустить сначала зеленый помпон, потом синий и т.д.

С помощью данного упражнения ребенок запоминает названия пальцев, закрепляет цвета и развивает мелкую моторику и слуховое внимание.

Литература:

  1. Праведникова И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения, Изд. «АЙРИС-пресс», 2017.
  2. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч. 2 / В. Колганова, Е. Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. — М.: АЙРИС-пресс, 2018. — 144с.: или. (Культура здоровья с детства).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, цвет, коврик, игра, появление нейропсихологии, рука, упражнение, центральная нервная система.


Похожие статьи

Нейроигры как эффективный инструмент развития младших дошкольников

Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка

Тестопластика как средство развития творческих способностей детей

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

Криотерапия как занятие или эксперимент для старших дошкольников

Фольклор и музыка как средство коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников

Применение видеоресурсов на уроках английского языка как инструмент формирования речевой компетенции

Современные технологии обучения как основной инструмент в работе педагога

Использование интерактивных тетрадей в работе учителя-логопеда

Дидактические игры «Ладошки» как одно из средств создания дополнительных сенсорных эталонов в работе учителя-логопеда

Похожие статьи

Нейроигры как эффективный инструмент развития младших дошкольников

Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка

Тестопластика как средство развития творческих способностей детей

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

Криотерапия как занятие или эксперимент для старших дошкольников

Фольклор и музыка как средство коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников

Применение видеоресурсов на уроках английского языка как инструмент формирования речевой компетенции

Современные технологии обучения как основной инструмент в работе педагога

Использование интерактивных тетрадей в работе учителя-логопеда

Дидактические игры «Ладошки» как одно из средств создания дополнительных сенсорных эталонов в работе учителя-логопеда

Задать вопрос