В настоящей статье автором проводится исследование возможностей и преимуществ использования мультимедийной визуализации в обучении говорению на английском языке в начальной школе. Дается определение понятия «мультимедийная визуализация», «говорение», анализируются и сравниваются основные сервисы в Интернете, которые содержат, в том числе, мультимедийные визуальные материалы по английскому языку. Приводится перечень примерных упражнений для использования мультимедийной визуализации на уроках обучения говорению.
Ключевые слова: мультимедийная визуализация, обучение английскому языку, говорение, начальная школа, младшие школьники.
In this article, the author conducts a study of the possibilities and advantages of using multimedia visualization in teaching English speaking in primary school. A definition of the concept of “multimedia visualization” and “speaking” is given; the main services on the Internet, which contain, among other things, multimedia visual materials in the English language, are analyzed and compared. A list of sample exercises is provided for using multimedia visualization in speaking lessons.
Keywords: multimedia visualization, teaching English, speaking, primary school, primary schoolchildren.
Современная система обучения иностранному языку характеризуется тем, что практическое владение иностранным языком стало потребностью каждого образованного человека в связи с предъявляемыми к нему требованиями общества. Иностранный язык благотворно влияет на общий уровень культуры людей, способствует развитию коммуникации.
Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения иностранному языку. Сегодня это особенно актуально. Устное общение, роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без хорошо развитого умения говорения. Для грамотного иноязычного общения необходимо знать грамматические правила, постоянно пополнять свой лексический запас, иметь знания о фонетических особенностях языка, представление о традициях и культуре изучаемого языка и, безусловно, развивать навыки говорения.
Достижение этой цели невозможно без использования в процессе обучения современных технологий, в том числе и технических средств обучения, таких, как мультимедийная визуализация.
Мультимедийная визуализация данных — это изучение визуального представления данных. Основная цель визуализации данных — четкая и эффективная передача информации с помощью графических средств. В использовании мультимедийной визуализации на уроках английского языка могут быть комбинированы изображения и видео со звуком и анимацией, чтобы представить младшим школьникам новый мультисенсорный опыт. Для детей младшего школьного возраста визуальная информация наиболее интересный способ ее передачи.
Одним из направлений обучения английскому языку в начальной школе является говорение. Говорение — это процесс устной речи. Этот навык очень важен и является одним из результатов обучения английскому языку в начальной школе.
Как отмечает Т. В. Ханжина, «метод визуализации опирается на один из главных принципов обучения — принцип наглядности. Известно, что через органы зрения в мозг поступает примерно в пять раз больше информации, чем через органы слуха. Современные технические возможности расширяют сферы использования наглядности. Технология мультимедиа позволяет объединить в единое целое текст, звук, графику, анимацию и видео. Это оптимизирует процесс овладения определенным языковым явлением, поскольку увеличивается количество каналов поступления информации и яркость ее подачи» [2]. Такой комплексный подход позволяет обучать младших школьников говорению с учетом их индивидуальных интересов и особенностей развития личности ребенка, который в данный период детства является наиболее активным в плане развития всех процессов мышления.
Большие возможности для обучения младших школьников говорению на английском языке с использованием мультимедийной визуализации предоставляют такие ресурсы специальных сайтов, как:
— https://www.esl-lab.com/;
— https://www.elllo.org/;
— https://www.talkenglish.com/;
— https://englistening.ru.
В таблице 1 проведен сравнительных анализ данных сервисов.
Таблица 1
Сравнительный анализ сервисов по мультимедийной визуализации
Параметр сравнения |
https://www.esl-lab.com/ |
https://www.elllo.org/index.htm |
https://www.talkenglish.com/listening/listen.aspx |
https://englistening.ru |
Целевая аудитория |
Взрослые, студенты, школьники |
Взрослые, студенты |
Учителя, учащиеся |
Учителя и учащиеся, студенты, взрослые |
Преимущества |
Содержит материалы для различных возрастных категорий Содержит несколько уровней сложности аудио-материала |
Наглядность материала (картинки) Видео носителей языка Наличие новостей Уровневый материал (дифференцированный) Наличие популярных видео и ссылок на другие ресурсы |
Содержит видео-уроки и аудио-материал Поиск структурирован — темы по алфавиту Материал по темам — English Speaking Basics, Regular English Lessons, Business English Lessons, Interview English Lessons, Travel English Lessons, Idioms and Phrases, Special Topics |
Подборка материалов для новичка, среднего уровня и продвинутого уровня. Рубрики изучения слов: животные, части тела, глаголы, прилагательные и др. Задания пошаговые Словарь Привлекательный интерфейс (яркий зеленый цвет, красочные картинки) |
Недостатки |
Нет возможности скачивания материалов Темы не структурированы (например, по алфавиту) Затруднен поиск |
Наличие рекламы Поиск материалов по темам затруднен Нет возможности скачивания материалов |
Невысокое информативное наполнение сайта Ограниченность возможностей Нет возможности скачивания материалов |
Нет возможности выбора конкретного материала для аудирования, только по уровню знания языка: новичок, средний, продвинутый Нет возможности пропустить шаг обучения, все выполняется по порядку |
Кроме того, мультимедийная визуализация может осуществляться за счет создания презентаций, включающих анимацию, интерактивные изображения и т. д. Большинство педагогов-практиков используют визуализацию в форме мультимедиа при обучении младших школьников говорению.
Например, М. Х. Огай предлагает использовать мультимедийную визуализацию на всех этапах урока:
— на организационном этапе для формулирования темы;
— на основном этапе в процессе обучения говорению, как повторение, осмысление нового знания, закрепление;
— на заключительном этапе для обсуждения итогов урока [1].
В целом мультимедийная визуализация позволяет на уроках обучения говорению:
— увеличить качество и объем запоминаемой учащимися информации;
— активизировать или повысить учебную мотивацию и интерес к изучению иностранного языка;
— отработать навыки говорения с опорой на визуальные подсказки;
— — формировать творческое и критическое мышление младших школьников;
— объединять пройденный и новый материал, закреплять его удобным и понятным детям способом;
— делать урок более запоминающимся, красочным;
— реализовывать дифференцированный подход в зависимости от уровня подготовки учащихся и др.
Примерами упражнений по говорению с помощью мультимедийной визуализации могут быть такие задания: «Составь рассказ по картинке», «Опиши, что ты видишь на экране», «Произнеси диалог с соседом по парте, используя картинки-подсказки», «Назови все известные тебе предметы, изображенные на экране. Объясни одним словом, как можно их назвать», «Опиши, что делаю персонажи на этом видео», «Предположи диалог персонажей» и т. д.
Таким образом, мультимедийные технологии активно проникают в жизнь современного человека, в образовательном процессе они получили широкое распространение благодаря их визуальной привлекательности, возможности сделать процесс обучения более красочным, запоминающимся и интересным для детей, а также передать информацию в наиболее удобной для детей виде. В обучении говорению на английском языке мультимедийная презентация может применяться на всех этапах урока и служить средством для повторения, усвоения нового знания, закрепления. Кроме того, визуализация помогает повысить учебную мотивацию и интерес младших школьников к предмету, а также она может служить подсказкой для отработки навыков и умений говорения.
Литература:
- Огай М. Х. Использование мультимедиа на уроках иностранного языка в начальной школе // Современное образование (Узбекистан). 2020. № 12 (97). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-multimedia-na-urokah-inostrannogo-yazyka-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 01.11.2023).
- Ханжина Т. В., Булычев К. В. Визуализация в обучении иноязычной лексике // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 12–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualizatsiya-v-obuchenii-inoyazychnoy-leksike (дата обращения: 02.11.2023).