Недобросовестная конкуренция с использованием результатов интеллектуальной собственности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 05.11.2023

Статья просмотрена: 395 раз

Библиографическое описание:

Ахсанова, А. И. Недобросовестная конкуренция с использованием результатов интеллектуальной собственности / А. И. Ахсанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 220-222. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107372/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор исследует основные понятия недобросовестной конкуренции с использованием интеллектуальной собственности, а также их виды, последствия и методы борьбы.

Ключевые слова: недобросовестнаяконкуренция,интеллектуальная собственность, патент, товарный знак.

Недобросовестная конкуренция, связанная с использованием интеллектуальной собственности, является предметом растущей озабоченности в современном мире, который становится все более цифровым. Интеллектуальная собственность относится к творениям разума, включая изобретения, литературные и художественные произведения, образцы, символы, названия и изображения, используемые в торговле. Эти элементы защищены законом с помощью таких механизмов, как патенты, авторское право, товарные знаки и коммерческие тайны, предоставляя частным лицам возможность добиться признания или финансовой выгоды от своего изобретения или творения.

Работая в одной сфере, компании неизбежно начинают конкурировать друг с другом. Столкновение экономических интересов участников рыночных отношений зачастую приводит к применению недозволенных методов конкурентной борьбы, которые принято объединять понятием «недобросовестная конкуренция».

Недобросовестная конкуренция — это действия участника рынка, направленные на увеличение объемов прибыли за счет необоснованных или несуществующих преимуществ путем дискредитации конкурентов, нарушения закона / законов, норм ведения бизнеса, причинения вреда деловой репутации конкурента.

Правоотношения в указанной части регулируются законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — «Закон № 135-ФЗ», «Закон о защите конкуренции», «Закон о конкуренции»).

Виды недобросовестной конкуренции:

— дискредитация — распространение ложных, неточных или искаженных фактов и сведений о деятельности фирмы;

— введение в заблуждение потенциальных клиентов и контрагентов конкурирующей организации;

— некорректное сравнение с использованием таких слов, как «лучший», «первый», «единственный»;

— незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности;

— демпинг — искусственное снижение стоимости товара;

— незаконное использование исключительного права на средства индивидуализации юридического лица.

Чтобы признать поведение конкурента актом недобросовестной конкуренции, необходимо доказать наличие следующих общих признаков недобросовестной конкуренции:

— стороны спора конкурируют на российском рынке;

— оспариваемое поведение нарушает закон или обычаи, или является недобросовестным, необоснованным или несправедливым;

— оспариваемое поведение направлено на получение необоснованных преимуществ перед конкурентом;

— оспариваемое поведение причиняет или может причинить убытки либо наносит или может нанести вред деловой репутации конкурента.

На сегодняшний день достаточно частым явлением становится недобросовестная конкуренция, которая проявляется в использовании результатов интеллектуальной деятельности.

Права интеллектуальной собственности играют ключевую роль в мировой экономике, способствуя инновациям, творчеству и технологическому прогрессу. Однако они также могут использоваться не по назначению таким образом, чтобы способствовать недобросовестной конкуренции.

Недобросовестная конкуренция часто включает в себя практику, которая вводит потребителей в заблуждение в отношении источника или качества продуктов или услуг. Когда дело доходит до интеллектуальной собственности, может возникнуть недобросовестная конкуренция, когда бизнес использует чужую интеллектуальную собственность без разрешения.

Патенты дают изобретателям исключительные права на их изобретения, обеспечивая им временную монополию. Однако некоторые компании могут осознанно или неосознанно нарушать эти права, производя и продавая продукт, в котором используется запатентованное изобретение, без его лицензирования. Это не только несправедливо по отношению к изобретателю, который вложил время и ресурсы в их создание, но и может задушить инновации, отбивая у изобретателей охоту делиться своими идеями.

Нарушение авторских прав предполагает несанкционированное использование творческих работ, защищенных авторским правом. Это может включать в себя все, что угодно, от книг и музыки до программного обеспечения и архитектурных проектов. Недобросовестная конкуренция может возникнуть, когда предприятия используют эти произведения без разрешения, лишая создателей компенсации, которую они заслуживают.

Нарушение прав на товарный знак — это еще одна форма недобросовестной конкуренции, которая предполагает использование товарного знака, идентичного или сходного до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком другого лица. Это может привести к путанице потребителей и нанести ущерб репутации владельца торговой марки и бренду.

Незаконное присвоение коммерческой тайны предполагает несанкционированное использование конфиденциальной деловой информации. Получая доступ к этим коммерческим секретам, конкуренты могут получить несправедливое преимущество, нанося существенный вред бизнесу, разработавшему этот секрет.

К сожалению, этих мер защиты не всегда достаточно для предотвращения недобросовестного использования или кражи этих произведений, которые представляют собой формы недобросовестной конкуренции.

Недобросовестная конкуренция имеет множество негативных последствий. Во-первых, она наносит ущерб законным владельцам интеллектуальной собственности, так как они теряют часть дохода из-за незаконного копирования их продукции. Во-вторых, потребители могут быть введены в заблуждение, поскольку они могут не знать, что покупают подделку. В-третьих, недобросовестная конкуренция может подорвать доверие к рынку и индустрии в целом, что может привести к снижению инвестиций и развитию новых технологий.

Давайте рассмотрим сценарий, в котором ведущая технологическая компания А1 вложила значительные средства в разработку отдельного программного продукта. Они вложили значительное количество своих ресурсов, включая время, деньги и рабочую силу, в это предприятие. Это программное обеспечение является плодом нескольких лет интенсивных исследований и разработок. Он включает в себя запатентованные алгоритмы, что делает его уникальным продуктом на рынке и отличает от любых конкурирующих продуктов.

Программный продукт А1 — это не просто еще один программный продукт. Это воплощение их инноваций, таланта и трудолюбия. Это представляет собой значительное конкурентное преимущество и обладает потенциалом произвести революцию на рынке благодаря своим уникальным характеристикам и возможностям.

Однако конкурирующей компании Б2 удается незаконно получить копию этого программного обеспечения. Вместо того чтобы вкладывать свои ресурсы в исследования и разработки, Б2 выбирает легкий путь. Они начинают продавать очень похожий продукт по более низкой цене, опираясь на кропотливую работу и инновации А1.

Действия Б2 дают им значительное рыночное преимущество, поскольку они могут позволить себе продавать свой продукт по более низкой цене, не понеся затрат на исследования и разработки, которые понесла А1. Этот сценарий является явным и вопиющим случаем недобросовестной конкуренции. Б2, по сути, свободно пользуется интеллектуальной собственностью А1, пожинает плоды инноваций и усилий А1 и подрывает рыночную конкуренцию.

Этот пример подчеркивает важность прав интеллектуальной собственности и пагубное воздействие недобросовестной конкуренции на бизнес и динамику рынка.

Борьба с недобросовестной конкуренцией является одним из основных направлений государственной политики в области защиты прав интеллектуальной собственности и развития конкурентной среды. Для этого используются различные меры, такие как введение уголовной и административной ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности, создание специализированных органов и структур по борьбе с недобросовестной конкуренцией, проведение обучающих программ и информационных кампаний для участников рынка, а также разработка эффективных механизмов защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Например, технологические решения, такие как технология блокчейн, потенциально могут быть использованы для отслеживания и проверки подлинности продуктов, что затрудняет недобросовестным конкурентам получение прибыли от чужих творений.

В заключение следует отметить, что недобросовестная конкуренция с использованием результатов интеллектуальной собственности является важной проблемой, требующей большего внимания, так как это отрицательно скажется на инновациях и экономическом росте, а также недобросовестная конкуренция с использованием объектов интеллектуальной собственности представляет собой серьезную угрозу для развития добросовестной конкуренции и защиты прав участников рынка. Для решения этой проблемы необходимо активное взаимодействие государства, бизнеса и общества. Государства должны принимать меры для борьбы с этим явлением, обеспечивая защиту прав интеллектуальной собственности и повышение уровня информированности о проблеме. Применяя более строгие законы, усиливая правоприменение и поощряя уважение прав интеллектуальной собственности, мы можем помочь защитить права новаторов и творцов и внести свой вклад в создание более здоровой и справедливой бизнес-среды. Поэтому бизнесу крайне важно понимать и уважать эти права. Только таким образом можно создать условия для развития добросовестной конкуренции и стимулирования инноваций.

Литература:

1. ГОСТ Р 58223–2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Интеллектуальная собственность. Антимонопольное регулирование и защита от недобросовестной конкуренции

  1. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция)

3. Право интеллектуальной собственности: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. правоведения; МГУ им. М. В. Ломоносова. Каф. предпринимательского права; Отв. ред. Афанасьева Е. Г. — М., 2017. — 202 с.

4. Тэйлор Дж. Регби, право и деньги. Taylor J. Rugby, droits et argent // Ompi-Magazine. — Genève, 2012. — N 1. — P. 2–5. — РЖ 2013.02.031 (реф. Нагорная И. И.).

  1. Недобросовестная конкуренция: способы юридической защиты. URL:https://brace-lf.com/informaciya/konkurentnoe/1582-nedobrosovestnaya-konkurentsiya-sposoby-yuridicheskoj-zashchity
Основные термины (генерируются автоматически): недобросовестная конкуренция, интеллектуальная собственность, оспариваемое поведение, программное обеспечение, товарный знак, деловая репутация конкурента, добросовестная конкуренция, интеллектуальная деятельность, несанкционированное использование, программный продукт.


Похожие статьи

Недобросовестная конкуренция как одна из основных проблем правового регулирования малого и среднего предпринимательства в России

В статье автор дает теоретическое обоснование проблемы правового регулирования недобросовестной конкуренции в деятельности малого и среднего предпринимательства в России.

Номинативное и описательное использование чужого товарного знака (знака обслуживания): проблема и особенности ее решения

В статье автор рассматривает российскую и иностранную практику правомерности использования чужого товарного знака (знака обслуживания) для целей описания собственной продукции.

Интеллектуальная собственность в сфере рекламы: правовая охрана и использование

В статье описываются наиболее важные вопросы правовой охраны и использования интеллектуальной собственности в сфере рекламы. Описываются проблемы недобросовестной конкуренции на рынке рекламных услуг. А также приводятся примеры нарушений интеллектуал...

Недобросовестная конкуренция: анализ нарушений

В статье рассматривается понятие конкуренции и недобросовестной конкуренции, анализ работы по противодействию недобросовестной конкуренции и общая структура нарушений.

Интеллектуальная собственность, правовая защита полезной модели

В статье рассмотрена правовая международная основа защиты интеллектуальной собственности. Изучены существующие особенности защиты полезной модели, действующие в ряде стран. Выявлены общие международные тенденции, действующие в области защиты интеллек...

Особенности правовой защиты объектов интеллектуальной собственности на примере полезной модели

В научной работе рассмотрен общий подход в правовой защите объектов интеллектуальной собственности на примере полезной модели. Изучены существующие общие правила, правовая основа в политике по защите интеллектуальной собственности. Выявлен общий межд...

Защита деловой репутации участников предпринимательских отношений

В данной статье анализируется понятие деловой репутации. Автор представляет различные трактовки данного понятия, также раскрывается сущность деловой репутации участников предпринимательских отношений.

Правовой режим общеизвестных товарных знаков

В статье дается характеристика объема правовой охраны общеизвестных товарных знаков. Проводится анализ специфики зарегистрированных товарных знаков во взаимоотношении с различными правовыми концепциями и судебной практики.

Использование товарного знака под контролем правообладателя: зарубежный опыт

В статье автор исследует регламентацию правовой конструкции использования товарного знака под контролем правообладателя в зарубежных странах.

Понятие и признаки потребителя

В статье автор анализирует понятие и признаки потребителя, а также рассматривает их влияние на законодательство о защите прав потребителей и судебную практику.

Похожие статьи

Недобросовестная конкуренция как одна из основных проблем правового регулирования малого и среднего предпринимательства в России

В статье автор дает теоретическое обоснование проблемы правового регулирования недобросовестной конкуренции в деятельности малого и среднего предпринимательства в России.

Номинативное и описательное использование чужого товарного знака (знака обслуживания): проблема и особенности ее решения

В статье автор рассматривает российскую и иностранную практику правомерности использования чужого товарного знака (знака обслуживания) для целей описания собственной продукции.

Интеллектуальная собственность в сфере рекламы: правовая охрана и использование

В статье описываются наиболее важные вопросы правовой охраны и использования интеллектуальной собственности в сфере рекламы. Описываются проблемы недобросовестной конкуренции на рынке рекламных услуг. А также приводятся примеры нарушений интеллектуал...

Недобросовестная конкуренция: анализ нарушений

В статье рассматривается понятие конкуренции и недобросовестной конкуренции, анализ работы по противодействию недобросовестной конкуренции и общая структура нарушений.

Интеллектуальная собственность, правовая защита полезной модели

В статье рассмотрена правовая международная основа защиты интеллектуальной собственности. Изучены существующие особенности защиты полезной модели, действующие в ряде стран. Выявлены общие международные тенденции, действующие в области защиты интеллек...

Особенности правовой защиты объектов интеллектуальной собственности на примере полезной модели

В научной работе рассмотрен общий подход в правовой защите объектов интеллектуальной собственности на примере полезной модели. Изучены существующие общие правила, правовая основа в политике по защите интеллектуальной собственности. Выявлен общий межд...

Защита деловой репутации участников предпринимательских отношений

В данной статье анализируется понятие деловой репутации. Автор представляет различные трактовки данного понятия, также раскрывается сущность деловой репутации участников предпринимательских отношений.

Правовой режим общеизвестных товарных знаков

В статье дается характеристика объема правовой охраны общеизвестных товарных знаков. Проводится анализ специфики зарегистрированных товарных знаков во взаимоотношении с различными правовыми концепциями и судебной практики.

Использование товарного знака под контролем правообладателя: зарубежный опыт

В статье автор исследует регламентацию правовой конструкции использования товарного знака под контролем правообладателя в зарубежных странах.

Понятие и признаки потребителя

В статье автор анализирует понятие и признаки потребителя, а также рассматривает их влияние на законодательство о защите прав потребителей и судебную практику.

Задать вопрос