Автором статьи изучается понятие говорения на иностранном языке, а также обосновывается актуальность и необходимость данных умений и навыков для учащихся начального общего образования. В настоящей статье автором проводится исследование возможностей и преимуществ использования коммуникативно-ориентированного подхода в обучении говорению на английском языке в начальной школе. Дается определение понятий «говорение», «коммуникативно-ориентированный подход».
Ключевые слова: говорение, обучение английскому языку, коммуникативно-ориентированный подход, начальное общее образование.
The author of the article studies the concept of speaking a foreign language, and also substantiates the relevance and necessity of these skills for students of primary general education. In this article, the author conducts a study of the possibilities and advantages of using a communicative-oriented approach in teaching English speaking in primary school. A definition of the concepts «speaking» and «communication-oriented approach» is given.
Keywords: speaking, teaching English, communicative-oriented approach, primary general education.
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что перед начальным общим образованием стоит задача воспитания всесторонне развитой личности, в разрезе изучения иностранного языка очень важна социокультурная компетенция школьников\, которая предполагает сформированность у обучающихся умений свободно понимать и говорить на иностранном языке с учетом культуры и менталитета людей, для которых данный иностранный язык является родным. Без обучения говорению на английском языке или ином иностранном языке теряется сам смысл обучения языку.
Изучение иностранного языка в начальной школе важно по нескольким причинам. Изучение иностранного языка может существенно изменить то, как учащиеся видят мир, а также самих себя. В современном постоянно меняющемся мире важно понимать и знать один или несколько иностранных языков, так как в глобальном мировом пространстве для коммуникации уже нет территориальных преград.
Одним из направлений обучения английскому языку в начальной школе является говорение. Говорение — это процесс устной речи. Этот навык очень важен и является одним из результатов обучения английскому языку в начальной школе. Говорение является одним из составляющих навыков овладения иностранным языком. Говорение — это процесс устной речевой деятельности в ходе которого используются устные вербальные средства языка [1].
Л. О. Рябова отмечает, что основу обучения говорению на иностранном языке в начальной школе составляет коммуникативный подход, то есть подход который сам по себе предполагает обучение в общении, с использованием устной речи [6].
Коммуникативный подход представляет собой подход, который направлен на развитие смыслового восприятия и понимания иноязычной речи обучающимися, а также на усвоение языкового материала с целью дальнейшего построения речевых выражений. Коммуникативный подход максимально мотивирован: его цель — заинтересованность студентов в изучении иностранного языка путем сбора и распространения их знаний и опыта [2].
Согласно новому словарю методических терминов и понятий, разработанному Э. Г. Азимов, А. Щукина, коммуникативный подход, — это основная категория методологии, которая определяет стратегию обучения иностранному языку, а также выбор метода обучения, реализующего такую стратегию; представляет точку зрения на сущность преподаваемого предмета [3].
Коммуникативно-ориентированный подход к обучению иностранному языку (ИЯ) означает, прежде всего, что обучение должно иметь общую коммуникативную направленность, ориентированную на конечный результат. Конечным результатом в данном случае является овладение мотивированными речевыми действиями для решения коммуникативных задач, направленных, например, на установление контакта, сообщение или запрос информации, выражение собственного отношения к предмету речи, к участнику разговора и т. д. [4]
Коммуникативно-ориентированное обучение ориентировано на формирование коммуникативной компетенции у обучающихся иностранному языку, а именно, языковой, разговорной, практической, социально-лингвистической и мыслительной. Результатом коммуникативно-ориентированного обучения будет являться сформированность у обучающихся умения и готовности к применению иностранного языка, как инструмента речемыслительной деятельности [5].
В связи с этим, коммуникативно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам тесно связан и часто применяется в тандеме с деятельностным и личностно-ориентированным подходами.
Цель коммуникативно-ориентированного обучения заключается том, чтобы обучить человека свободно ориентироваться в среде иноязычного характера, а также уметь отвечать адекватной реакцией на различные изменяющиеся ситуации.
Таким образом, говорение составляет основу коммуникативной и социокультурной компетенций в обучении иностранному языку в начальной школе. Говорение представляет собой речевую устную деятельность на иностранном языке. Свободна изъясняться на иностранном языку, понимать и адекватно реагировать на высказывания собеседника определяют основную цель коммуникативно ориентированного обучения, которое является ключевым в обучении говорению на уровне начального общего образования за счет объединения в себе свойств и принципов личностно-ориентированного и деятельностного подходов. Так как говорение является видом речевой деятельности, то именно такой комплексный подход коммуникативно ориентированного обучения в деятельности позволяет более эффективно учащимся начальной школы усваивать навыки и умения говорения.
Литература:
- Баринова А. В. Методика применения логико-коммуникативных опор для обучения говорению на английском языке учащихся младших классов общеобразовательной организации // E-Scio. 2020. № 10 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-primeneniya-logiko-kommunikativnyh-opor-dlya-obucheniya-govoreniyu-na-angliyskom-yazyke-uchaschihsya-mladshih-klassov (дата обращения: 05.11.2023).
- Голуб Л. Н. Коммуникативный подход в обучении // Вестник ФГОУ ВПО Брянская ГСХА. — 2017. — № 4 (62). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnyy-podhod-v-obuchenii (дата обращения: 05.11.2023).
- Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Электронный ресурс] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — М.: Издательство ИКАР, 2010. — URL: https://methodological_terms.academic.ru/684/КОММУНИКАТИВНЫЙ_ПОДХОД — (дата обращения: 05.11.2023).
- Олтынбекова Т. Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам // SAI. 2022. № B8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnyy-podhod-v-obuchenii-inostrannym-yazykam (дата обращения: 05.11.2023).
- Павлова М. А., Сахарова Е. Е. Принципы коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам // Молодой исследователь Дона. — 2019. — № 5 (20). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-kommunikativnogo-podhoda-v-obuchenii-inostrannym-yazykam (дата обращения: 05.11.2023).
- Рябова Л. О. Роль обучения говорению при овладении иностранным языком / Л. О. Рябова // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — URL: https://moluch.ru/archive/410/90286/ (дата обращения: 05.11.2023).
- Ханжина Т. В., Булычев К. В. Визуализация в обучении иноязычной лексике // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2018. — № 12–1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualizatsiya-v-obuchenii-inoyazychnoy-leksike (дата обращения: 03.11.2023).