Сегодня проблематика коррупции в органах государственной власти приобрела глобальный и системный характер. Кроме того, в современный период становления и развития российского государства коррупция стала одним из непреодолимых препятствий для проведения государственных и правовых реформ, которые направлены на социально-экономическую трансформацию нашей страны. Последствия этой проблемы напрямую влияют на экономическое развитие РФ.
В результате предприятия несут большие убытки, влияющие на их развитие и экономический рост, и в более широком масштабе мы можем наблюдать прямую угрозу экономическому росту, стабильности и верховенству закона в государстве.
На сегодняшний день на борьбу с коррупцией ориентированы все государственно-правовые средства и институты, тем не менее, видимого результата в деле противодействия коррупции в силу как объективных, так и субъективных причин наблюдать пока не приходится.
Следует сначала разобраться в том, что же из себя представляет коррупция:
— коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами [2].
Прокуратура — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор от имени Российской Федерации за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации [3].
Из определения, данного законодателем, можно выяснить, что прокуратура является субъектом, уполномоченным осуществлять надзор за соблюдением законов о борьбе с коррупцией и за соблюдением государственными и муниципальными служащими запретов и ограничений, обусловленных их общественным положением. Также, на органы прокуратуры возложен целый ряд полномочий по осуществлению мер административного принуждения за нарушение законодательства о противодействии коррупции.
Также в ФЗ «О Прокуратуре РФ» закреплены положения о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в ст.9.1. Согласно положениям статьи, прокуроры в рамках осуществления своих полномочий должны проводить антикоррупционную проверку нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов субъектов Российской Федерации, других государственных органов и организаций, органов местного самоуправления и их должностных лиц [3].
Генеральная прокуратура считает в качестве приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции следующие:
1) повышение качества и эффективности расследования и расследования;
2) усиление прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и следствия;
3) повышение эффективности сотрудничества следователей, следователей и прокуроров в выявлении и расследовании коррупционных преступлений.
Прокуратура Российской Федерации проводит систематический анализ и правового государства, который включает в себя обеспечение соблюдения и законодательства о государственной и муниципальной службе, а также антикоррупционного законодательства. Прокуратура обобщает имеющуюся статистику и информационно-аналитические материалы в этой области, на основе которых проводится активная разработка мер по усилению эффективности прокурорского надзора и координирования деятельности правоохранительных органов.
Я считаю, что антикоррупционное просвещение является приоритетом органов прокуратуры в противодействии коррупции. Представляется очевидным, что исключительно законодательных запретов для борьбы с коррупцией как глобальным явлением недостаточно. Поэтому задача изменения отношения как общества, так и самих чиновников к коррупционным процессам имеет особое значение.
Этот вопрос актуален в субъектах РФ в силу ряда особенностей национального и регионального характера. Исходя из этого, эффективная борьба с коррупцией и влияние на ее детерминанты требует длительной и последовательной работы, в которой прокуратура должна играть решающую роль в эффективной борьбе с коррупцией и воздействии на ее детерминанты. Кроме того, работа прокуратуры должна быть конструктивной, с продуманной позицией и стратегической направленностью, чтобы не воспроизводить опыт советской прокуратуры в период застоя, когда надзор прокуратуры осуществлялся буквально за всем, включая вопросы графика отправки и прибытия железнодорожных составов.
Следует также отметить, что помимо координации деятельности по борьбе с преступностью, прокуратура также несет ответственность за предупреждение и предупреждение преступности. Эти нормы закреплены в статьях 4 и 5 Закона о борьбе с коррупцией [2].
Я считаю, что появление специализированной прокуратуры, в компетенцию которой наряду с существующими специальными прокуратурами входит и вопрос противодействия коррупции, будет способствовать эффективности.
Эффективность такой прокуратуры должна быть обеспечена особым профессионализмом ее сотрудников, богатым опытом борьбы с коррупцией и отличной репутацией, которая будет не омрачена неприемлемыми фактами. Приведенные мною предложения, на мой взгляд, позволят прокуратуре вместе с другими правоохранительными органами более систематически организовывать борьбу с коррупцией во всех сферах.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О противодействии коррупции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2023).
- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1 (последняя редакция).