Организация двигательной деятельности с детьми 6–7 лет через проведение занятий аэробикой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 09.11.2023

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Аликина, А. А. Организация двигательной деятельности с детьми 6–7 лет через проведение занятий аэробикой / А. А. Аликина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107450/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье автор исследует организацию двигательной деятельности с детьми 6–7 лет через проведение занятий аэробикой.

Ключевые слова: двигательная активность, дошкольник, аэробика.

В жизни ребенка правильная организация двигательной деятельности способствует улучшению его психического здоровья, меняя темп, характер деятельности ребенка. Это приводит к повышению эмоционального фона, физической активности, работоспособности. Потребность в движении, в двигательной активности ученые называют кинезофилией — врожденной биологической потребностью человеческого организма. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на здоровье, психофизическом благополучии детей, негативно влияет на двигательное и социальное развитие ребенка. [1, с. 144]

Средством повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста являются занятия аэробикой.

Термин «аэробика» (от греч. «аэро» — воздух и «биос» — жизнь) впервые был введен в 1960 г. американским врачом Кеннетом Купером, специалистом по профилактической медицине. К видам двигательной активности, стимулирующим потребление кислорода во время занятий, он отнес различные циклические движения, выполняемые с невысокой интенсивностью достаточно длительное время.

Аэробика — выполнение под музыку общеразвивающих и танцевальных упражнений, объединенных непрерывным комплексом. В упражнениях есть ритм и стиль, а музыка снимает утомление, усиливает удовольствие и создает позитивное настроение.

На занятиях аэробикой в ДОО решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Происходит формирование правильной осанки, развитие и укрепление костно-мышечной, сердечно-сосудистой системы, суставно-связочного аппарата.

Систематические занятия аэробикой позволяют сформировать основные физические качества: силу, гибкость, координацию движений, ловкость, чувство динамического равновесия. В процессе разучивания и выполнения упражнений у детей совершенствуются различные виды восприятия, развиваются музыкальность и чувство ритма.

На занятиях воспитываются самостоятельность и творческая активность, воля, желание и потребность жить в мире движений. Все это повышается интерес к занятиям аэробикой, способствует возникновению удовлетворения от достигнутых результатов. [2, с. 106]

В этом виде физической культуры существует много направлений. В работе с детьми дошкольного возраста чаще всего используют:

— классическую аэробику, включающую стретчинг — систему упражнений, развивающих гибкость и эластичность мышц;

— фитбол-аэробику — с использованием специальных гимнастических мячей;

— степ-аэробику — выполняются упражнения на специальной платформе с регулируемой высотой подъема;

— танцевальную аэробику, основанную на музыкальных и танцевальных стилях, соединенных с элементами современной хореографии и упражнениями спортивного характера. [3, с. 6]

Технология построения детской оздоровительной тренировки учитывает три основные позиции:

— морфофункциональные и психологические особенности развития детского организма;

— особенности мотивации к занятиям физическими упражнениями;

— подбор адекватных методов и средств тренировки. [4, с. 265]

Оздоровительные занятия с детьми 6–7 лет проводятся в течение 35 минут. Каждое занятие состоит из трех основных частей:

— разминки — 5–7 минут;

— основной части — 20–26 минут;

— заключительной части — 4–8 минут.

При этом необходимо учитывать, что разминка и заключительная часть не могут быть меньше по времени, указанного выше, вне зависимости от общей продолжительности занятия. [4, с. 265]

Разминка начинается с простых, не сложных по координации и хорошо разученных упражнений. За время разминки частота сердечных сокращений у детей поднимается до 140–150 ударов в минуту и в этом режиме проводится основная часть занятия, которая содержит несколько ударных серий упражнений, необходимых для тренировки выносливости и работоспособности у детей.

Первая ударная серия начинается сразу после разминки и состоит из двух частей по 10 секунд с интервалом 3 минуты. В течение 10 секунд выполняются упражнения высокой интенсивности (бег или прыжки). Частота сердечных сокращений может подниматься до 180–190 ударов в минуту, однако такое увеличение пульса весьма оправдано, так как показатели ЧСС у детей в покое выше, чем показатели взрослых. Интервал в 3 минуты необходим для снижения ЧСС до 150–160 ударов в минуту. В это время выполняются упражнения средней интенсивности, направленные на развитие координации движений.

За последующие 5–15 минут занятия разучиваются новые упражнения и движения, частота сердечных сокращений снижается до 140–150 ударов в минуту.

Затем выполняются две серии упражнений, которые по времени строятся следующим образов: 30 секунд интенсивной нагрузки — 1 минута активного отдыха — 30 секунд интенсивной нагрузки. Во время выполнения интенсивной нагрузки (30 секунд) частота сердечных сокращений может подниматься до 160–170 ударов в минуту. Между сериями в течение 5–7 минут выполняются упражнения средней или невысокой интенсивности, при которых частота сердечных сокращений снижается до 140–150 ударов в минуту. В это время могут выполняться упражнения на развитие силы и гибкости.

Восстановление после выполнения второй серии: 30 секунд — 1 минута — 30 секунд у детей дошкольного возраста происходит в релаксационной части занятия.

Каждому комплексу или упражнению дают название. Новые движения выполняем в медленном темпе, затем постепенно увеличиваем амплитуду, количество повторений и только после этого ускоряют темп.

Для дошкольников важны интересные, запоминающиеся упражнения, выразительные образы. Музыкальное сопровождение должно организовывать движения, создавать хорошее настроение. [5, с. 107]

При построении детской оздоровительной тренировки необходимо учитывать тот факт, что развитие физического и психоэмоционального утомления у детей идет значительно быстрее, чем у взрослых. Поэтому при выборе упражнений необходимо учитывать то обстоятельство, что при достаточно большом наборе движений, количество повторений ограничивается до 4–8 раз.

Большинство занятий имеют комплексную направленность и содержат упражнения на развитие всех двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости), а также освоение новых двигательных действий. [6]

Занятия проводятся 1–2 раза в неделю во второй половине дня с подгруппой детей в 8–10 человек. Формы проведения занятий разнообразны: учебно-тренировочное, комплексное, игровое, контрольное.

Учебно-тренировочные занятия подразумевают формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков, характерных для аэробики. Такой тип занятий должен составлять не менее 50 % всех занятий.

Комплексное занятие направлено на синтез различных видов деятельности. Решаются задачи физического, психического, умственного, нравственного развития.

Игровое занятие построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет и т. д. Совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества, воспитывается интерес к занятиям, физическим упражнениям, двигательная самостоятельность и способности участвовать в коллективных играх и т. д.

Контрольное занятие проводится в конце каждого квартала (полугодия) и направлено на количественную и качественную оценку двигательной подготовленности детей в освоении основных движений и физических качеств. [7]

Большое значение в детском занятии имеет игровая направленность. Игры можно проводить в несколько приемов в основной части занятия, и они могут быть направлены как на освоение новых движений, так и на закрепление уже разученных. Рекомендуется проводить занятия по единому игровому сюжету. В этом случае необходимо продумывать использование некоторых атрибутов, которые способствуют развитию сюжетной линии (например: «Путешествие в подводный мир», «Полет в космос» и т. п.). Занятие, содержащие игровые элементы, способствуют формированию и поддержанию интереса к оздоровительным занятиям. [6]

Разученному аэробному комплексу найдется место в любом виде деятельности дошкольников: мини-программы используются при проведении утреней гимнастики, во время динамических пауз. Подобранный комплекс — готовый номер для любого мероприятия.

При планировании детских занятий аэробики необходимо создавать безопасные, максимально комфортные и интересные условия для двигательных действий.

Важную роль в повешении интереса к занятиям аэробикой играет предметно-развивающая среда: физкультурный инвентарь, пособия, оборудование, игрушки. В работе с детьми используют фитболы разного диаметра, помпоны, ленты, мячи игровые ПВХ и надувные, гимнастические обручи разного диаметра. [5, с. 108]

Педагог ДОО должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями для проведения занятий по различным видам аэробики для детей дошкольного возраста, определять задачи профессионального развития, заниматься самообразованием, в совершенстве владеть техникой выполнения аэробных упражнений, повышать свой профессиональный уровень, узнавать о новых формах и методах работы.

Таким образом, аэробика для дошкольников является универсальным видом физической активности, оказывающим многостороннее воздействие на функциональные, двигательные, психомоторные способности дошкольников.

Литература:

1. Воротилкина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении /И. М. Воротилкина. — М.: НЦ ЭНАС, 2004. — 144 с.

2. Жукене В. В. Оздоровительная игровая аэробика для детей старшего дошкольного возраста /В. В. Жукене //Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе. Сборник научных статей, 2016. — С. 106–109

3. Крючек Е. С. Аэробика, содержание и методика проведения оздоровительных занятий / Е. С. Крючек. — М.: Сфера, 2011. — 6 с.

4. Аэробика. Теория и методика проведения занятий /Под ред. Е. Б. Мякинченко, М. П. Шестакова. — М.: ТВТ Дивизион, 2014. — 265 с.

5. Жукене В. В. Оздоровительная игровая аэробика для детей старшего дошкольного возраста /В. В. Жукене //Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе. Сборник научных статей, 2016. — С. 106–109

6. Аэробика. Теория и методика проведения занятий /Под ред. Е. Б. Мякинченко, М. П. Шестакова. — М.: ТВТ Дивизион, 2014. — 266 с.

7. Пономарева Е. Ю. Программа проведения занятий фитнес-аэробикой в спортивно-оздоровительных группах для детей дошкольного и младшего школьного возраста /Е. Ю. Пономарева — [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://l.120-bal.ru/sport/6780/index.html

Основные термины (генерируются автоматически): занятие аэробикой, минута, упражнение, частота сердечных сокращений, занятие, ребенок, двигательная активность, дошкольный возраст, интенсивная нагрузка, двигательная деятельность.


Похожие статьи

Активизация двигательной деятельности детей 2–3 лет средствами подвижных игр

В статье показана необходимость активизации двигательной деятельности детей 2–3 лет, приведены методические рекомендации по организации подвижных игр, которые включают в себя поэтапное формирование двигательной активности детей раннего возраста.

Особенности выполнения упражнений на двигательную активность детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

В статье прослеживаются особенности выполнения упражнений детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастов при различных способах организации заданий на двигательную активность.

Утренняя гимнастика как средство развития инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье мы рассматриваем влияние утренней гимнастики на процесс развития инициативности, самостоятельности, общедвигательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя методику оценки уровня двигательной активности детей 5–7 лет.

Особенности проявления саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности

В статье рассматриваются особенности саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в процессе организации двигательной деятельности. Предлагаются способы, которые могут повлиять на повышение уровня саморегуляции у детей дошкольного возраста на за...

Влияние подвижных и спортивных игр на развитие коммуникативной сферы детей младшего школьного возраста с церебральным параличом

В статье рассмотрено влияние подвижных и спортивных игр на формирование коммуникативной сферы младших школьников с детским церебральным параличом.

Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье раскрывается сущность методики организации занятий по ритмопластике с детьми дошкольного возраста. Более подробно описана структура проведения занятий по ритмопластике и значение данных занятий в физическом и художественно-эстетическо...

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Сказкотерапия как средство социализации старших дошкольников с общими нарушениями речи

В статье описывается опыт практического использования сказкотерапии в работе со старшими дошкольниками с нарушениями речи для их успешной социализации.

Степень готовности дошкольников к занятиям спортом на спортивно-оздоровительном этапе (на примере художественной гимнастики)

В статье авторы затрагивают проблему физической готовности современных дошкольников к занятиям спортом.

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх и физических упражнениях

В настоящей статье организация подвижных игр, физической активности рассматривается как способ развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. В работе отмечается, какими возможностями обладают игры и физические упражнения для развития тво...

Похожие статьи

Активизация двигательной деятельности детей 2–3 лет средствами подвижных игр

В статье показана необходимость активизации двигательной деятельности детей 2–3 лет, приведены методические рекомендации по организации подвижных игр, которые включают в себя поэтапное формирование двигательной активности детей раннего возраста.

Особенности выполнения упражнений на двигательную активность детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

В статье прослеживаются особенности выполнения упражнений детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастов при различных способах организации заданий на двигательную активность.

Утренняя гимнастика как средство развития инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье мы рассматриваем влияние утренней гимнастики на процесс развития инициативности, самостоятельности, общедвигательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя методику оценки уровня двигательной активности детей 5–7 лет.

Особенности проявления саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности

В статье рассматриваются особенности саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в процессе организации двигательной деятельности. Предлагаются способы, которые могут повлиять на повышение уровня саморегуляции у детей дошкольного возраста на за...

Влияние подвижных и спортивных игр на развитие коммуникативной сферы детей младшего школьного возраста с церебральным параличом

В статье рассмотрено влияние подвижных и спортивных игр на формирование коммуникативной сферы младших школьников с детским церебральным параличом.

Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье раскрывается сущность методики организации занятий по ритмопластике с детьми дошкольного возраста. Более подробно описана структура проведения занятий по ритмопластике и значение данных занятий в физическом и художественно-эстетическо...

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Сказкотерапия как средство социализации старших дошкольников с общими нарушениями речи

В статье описывается опыт практического использования сказкотерапии в работе со старшими дошкольниками с нарушениями речи для их успешной социализации.

Степень готовности дошкольников к занятиям спортом на спортивно-оздоровительном этапе (на примере художественной гимнастики)

В статье авторы затрагивают проблему физической готовности современных дошкольников к занятиям спортом.

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх и физических упражнениях

В настоящей статье организация подвижных игр, физической активности рассматривается как способ развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. В работе отмечается, какими возможностями обладают игры и физические упражнения для развития тво...

Задать вопрос