В рамках статьи определяются основные положении об особенностях и условиях применения интерактивных методов обучения на уроках иностранного языка как средства стимулирования учебно-познавательной деятельности. В исследовании отображается опыт использования интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка в средней общеобразовательной школе.
Ключевые слова : учебно-познавательная деятельность, интерактивный метод, стимулирование деятельности, игровые технологии, Интернет-технологии.
Ведущую роль в образовательном процессе играют методы обучения, потому что с их помощью учитель может оказывать непосредственное влияние на процесс изучения иностранного языка. В частности, благодаря методам учитель имеет возможность организовывать учебно-познавательную деятельность, а также контролировать процесс освоения знаний и формирования умений и навыков, стимулировать деятельность учащихся. Учебно-познавательная деятельность, как основная деятельность учащихся в школе, является получением новых знаний в рамках того или иного предмета посредством активного взаимодействия с учителем и образовательным материалом.
Современный учитель считает, что мотивация учебно-познавательной деятельности обучающихся является неотъемлемым процессом обучения, так как без внешней мотивации невозможно развитие внутренней. В качестве метода стимулирования учебной деятельности выступают интерактивные методы обучения. Эти методы на настоящий момент являются одними из предпочтительных методов обучения. Сказанное связано с тем, что развитие навыков речевой деятельности должно осуществляться не только посредством учебно-методического комплекса и сопутствующих традиционных заданий, но и благодаря разработке дополнительных упражнений и заданий, которые качественным образом дополняют учебный процесс.
Сам по себе термин «интерактивный» происходит от соединения двух английских слов: «Inter» и «Act», что означает «взаимный» и «действовать» соответственно. В связи с этим становится очевидным, что термин означает процесс взаимодействия, нахождение в режиме беседы или диалога [1, с. 1]
Таким образом, необходимо дать определение понятию «интерактивные методы». Исследователь Г. Н. Келимбетова указывает на то, что под данными методами стоит понимать систему правил организации взаимодействия обучающихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий и др., при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний [2, с. 1137]. В определении автора перечисляются некоторые виды интерактивных методов, которые могут быть применены на учебных занятиях. Также очевидно, что основная идея применения интерактивных методов — осуществление общения в режиме «учитель-ученик», «ученик-ученик». В дополнении к сказанному стоит принять во внимание мнение исследователя Т. А. Черняк, которая считает, что основной чертой интерактивного обучения является инициативность обучающихся, которую стимулирует учитель посредством применения методов: обучающиеся работают не индивидуально, а в группе, коллективно, вследствие чего развиваются способность к коммуникации, а также развивается критическое мышление у каждого участника [3, с. 79].
Далее, стоит определить, какие задачи обучения могут решить интерактивные методы:
— активное включение обучающихся в учебный процесс;
— усиление познавательного интереса и мотивации к обучению;
— освоение навыков социального взаимодействия со сверстниками и с учителем;
— формирование лидерских качеств у обучающихся;
— развитие способности работать в команде;
— становление способности принимать на себя ответственность за собственную учебную деятельность [4, с. 620].
Группа авторов М. Х. Корабоев, Т. К. Бегимкулов, Х. А. Муминов и Б. К. Турдимуратов в своем исследовании выделили интерактивные методы обучения, которые необходимо использовать на учебных занятиях:
— интерактивная экскурсия;
— использование кейс-технологий; метода case-study;
— метод круглого стола, мозгового штурма и дебатов;
— деловые, дидактические и ролевые игры [5, с. 235].
Также в группу интерактивных методов обучения целесообразно включить и такие, как: «два, четыре, вместе», «карусель», «броуновское движение», «фишбоун», «ментальная карта», «ажурная пила».
Помимо прочего, в настоящее время происходит интенсификация образования, ввиду которой активно применяются информационные и электронные технологии, а именно ИКТ средства, которые становятся незаменимыми помощниками в педагогическом процессе. Так, достаточно распространенным является то, что учитель прибегает к применению различных технологий из сети Интернет, а также к мультимедийным средствам обучения, в результате которых образовывается связь «учитель-ученик-компьютер-учитель». В соответствии с этим можно сделать вывод о том, что в группу интерактивных методов обучения целесообразно включить задействование Интернет-средств [6, с. 104].
Стоит представить варианты заданий с задействованием интерактивных методов обучения, которые могут быть использованы с обучающимися на разных ступенях обучения.
Так, например, для обучающихся 5 класса рационально использовать дидактические компьютерные задания в игровой форме. Эти задания используются на этапе знакомства обучающихся с артиклями, некоторыми модальными глаголами. Сам сюжет игровой деятельности заключается в том, что ученики должны представить, что попали на необитаемый остров. Для быстрого возвращения домой им необходимо решить задания. Первое задание «Der-Die-Das» (упражнение на правильность употребления артиклей в немецком языке), располагается по ссылке https://www.de-online.ru/index/0–781. Интерфейс задания отражен на рисунке 1.
Рис. 1. Применение дидактического компьютерного задания по изучению артиклей немецкого языка
Следующее упражнение: модальные глаголы. На каждой строчке в игре указать сопряженные модальные глаголы в настоящем времени. Задание располагается по ссылке: https://ifu-institut.at/ru/online-lernen/spiel/spiel-modalverben. Интерфейс отражен на рисунке 2.
|
|
Рис. 2. Применение дидактического компьютерного задания по изучению модальных глаголов
Таким образом, представленный вариант упражнения позволяет достигнуть следующих учебных задач:
— способствует становлению грамматических умений и навыков;
— развивает умение обучающихся правильно употреблять артикли на немецком языке;
— закрепляет у обучающихся навыки работы с модальными глаголами и их спряжение в настоящем времени на немецком языке;
— способствует формированию положительного отношения к немецкому языку.
Далее, в 6 классе обучающиеся уже владеют основами немецкого языка и могут осуществлять короткое общение на нем. Для развития говорения, в частности, диалоговой речи, предлагается использовать такой интерактивный метод, как игра.
Цель игры: развить умения, связанные с описанием и сравнением, а также осуществить диалоговое общение между учениками.
Суть игры: всем ученикам раздаются карточки, на которых слова связаны между собой. Задача учащихся не показывать никому свою карточку и только задавая вопросы одноклассникам, выяснить, кто является «парой» каждого ученика. Ученики перемещаются по классу и задают другим ученикам прямые вопросы для того, чтобы распознать свою пару.
Варианты пар могут быть следующие:
1) der Verkäufer im Lebensmittelgeschäft — der Käufer im Lebensmittelgeschäft;
2) Arzt — Patient;
3) ein Kellner — ein Kunde eines Cafés;
4) Der Besitzer des Gartens ist der Gärtner;
5) Der Eigentümer des Unternehmens sind Büroangestellte;
6) der Angestellte der Tierhandlung — der Käufer der Tierhandlung;
7) ein Trainer im Fitnessstudio — ein Besucher im Fitnessstudio.
Пример карточек отражен на рисунке 3.
der Verkäufer im Lebensmittelgeschäft |
der Käufer im Lebensmittelgeschäft |
Arzt |
Patient |
ein Kellner |
ein Trainer im Fitnessstudio |
Рис. 3. Карточки по ролям для игры «Найди пару»
Рассмотренный вариант интерактивного задания позволяет достичь следующих учебных задач:
— формирует умения обучающихся задавать прямые вопросы на немецком языке;
— формирует положительное отношение к изучаемому языку;
— активизирует устно-речевую деятельность обучающихся на немецком языке;
— развивает навыки диалоговой речи.
Далее, стоит рассмотреть следующий интерактивный метод, такой как фишбоун по теме «Wir helfen der Natur». Цель применения данного метода — построение краткого и связного высказывания по теме с использованием изученного грамматического и лексического материала. Учитель предлагает ученикам подумать, что может каждый сделать для спасения экологии. Учитель выводит на экран или на доску скелет рыбы с основными блоками и пустыми строчками и вместе с учениками данный скелет заполняется. Визуально фишбоун будет выглядеть следующим образом (рис. 4):
Рис. 4. Интерфейс фишбоуна по заданной теме
В результате применения фишбоуна на уроках немецкого языка могут быть достигнуты следующие учебные задачи:
— закрепляет лексику урока по теме;
— формирует умения думать систематизировано, развивать пространственное мышление;
— формирует положительное отношение к изучаемому языку;
— формирует умение работать в команде;
— способствует навыкам правописания на немецком языке.
Таким образом, применение интерактивных методов обучения может быть адаптировано под любую тему, для любого возраста обучающихся. Главное — учитель перед разработкой упражнения с использованием интерактивного метода должен ставить цель применения этого метода и какие учебные задачи могут быть достигнуты.
Очевидно, что интерактивные методы обучения являются крайне перспективными для построения учебного процесса. Однако, важно понимать, что их применение не должно быть очень частым, так как в противном случае будет утерян эффект новизны, а также желание обучающихся принимать участие на уроке будет снижено.
Литература:
- Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование. — 2011. — № 2. — С. 1–10.
- Келимбетова Г. Н. Интерактивные методы обучения на уроках в начальной школе // Экономика и социум. — 2021. — № 4 (83). — С. 1136–1138.
- Черняк Т. А. Интерактивные методы обучения как способ повышения мотивации обучающихся // Юный ученый. — 2022. — № 2 (54). — С. 79–82.
- Каримова А. И. Использование интерактивных методов обучения — требование времени // Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. — 2023. — № 3 (3). — С. 618–630.
- Корабоев М. Х. Интерактивные методы обучения / М. Х. Корабоев, Т. К. Бегимкулов, Х. А. Муминов и Б. К. Турдимуратов // Евразийский научный журнал. — 2018. — № 2. — С. 234–237.
- Петросян М. М. Игры и Интернет-ресурсы как средства интерактивных методов обучения // Русский язык в условиях би- и полилингвизма: сборник научных трудов. — Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2019. — С. 103–105.