Противодействие семейному насилию в отношении несовершеннолетних | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 12.11.2023

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Борознова, Е. М. Противодействие семейному насилию в отношении несовершеннолетних / Е. М. Борознова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 240-241. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107472/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье отмечается, что для профилактики и борьбы с рецидивом насилия в семье против детей криминологические меры должны включать активное использование психологических методов. Акцентируется внимание, что в работе с семьями необходимо развивать материнскую компетентность, стимулировать здоровые отношения в семье.

Ключевые слова: профилактика, насилие, семья, ребенок, психологические методы, психопрофилактика, первичная профилактика, вторичная профилактика, третичная профилактика.

Криминологическое предупреждение и противодействие рецидивам семейного насилия в отношении детей требует активного использования психологических приёмов. В отношении родителей, которые совершили преступления или иные противоправные действия должна активно применяться психопрафилактика.

Эффективными в первичной психопрофилактике жестокого обращения с детьми оказываются психопрофилактические программы по обучению родителей навыкам по уходу за ребенком и его воспитанием, которые снижают уровень семейного стресса и способствуют улучшению «семейного климата».

Психопрофилактическая работа с семьями должна состоять из следующих действий:

— развитие материнской компетентности, то есть умение матери удовлетворять базовые потребности ребенка и стимуляции естественной психической активности в отношении малолетнего ребенка;

— стимуляция природной любознательности ребенка и свободы (познавательной и эмоциональной активности), с формированием в самом ребенке способности к любви к окружающему миру и формированию феномена безопасной привязанности в раннем возрасте.

Это также формируется «правильным» материнским поведением и семейной атмосферой в целом [1; c. 34].

Вторичная психопрофилактика — это максимально раннее выявление начальных фаз психических заболеваний и своевременное (раннее) активное лечение. Таким образом, основной целью вторичной психопрофилактики является оказание психологической и, при необходимости, психиатрической помощи пострадавшим от насилия детям.

Также целью вторичной психопрофилактики является проведение коррекции дезадаптивного поведения и предотвращение ревиктимизации жертвы.

Вторичная профилактика применяется к тем семьям, где зафиксировано жестокое обращение с детьми, членами семьи. Это целенаправленная работа с отдельными группами с целью изменения отношения к поведению, формированию гуманного отношения, выяснению сущности и ответственности за жестокое обращение с детьми. Она предполагает своевременную идентификацию таких лиц и предоставление им психосоциальной поддержки и помощи в следующих направлениях: формирование знаний, жизненных навыков и навыков, необходимых для самозащиты от обидчиков; предоставление информации об организациях, помогающих жертвам насилия; изменение отношения ребенка к себе, своего места в обществе, осознание ценности своей жизни и своей роли в ней, а родителей — к ребенку как субъекту собственной жизни [2; c.46].

Важной возможной мерой вторичной профилактики является проведение скрининга на домашнее насилие среди пациентов клиник высокого риска, позволяющее выявить большое количество людей, подвергавшихся домашнему насилию в прошлом или в настоящее время.

Наличие в больнице независимого консультанта по домашнему насилию увеличило количество обращений за помощью в случае домашнего насилия.

Относительно вторичной психопрофилактики жестокого обращения с детьми следует отметить, что все вмешательства в целях профилактики в семьях, а также реабилитация этих семей должны быть специализированными и включать в себя профессиональную психокоррекционную работу с семьей и ребенком, например, по развитию у ребенка стойкости к стрессу в родительской семье и смены воспитательных стратегии родителей.

В данном случае необходимо привлечение специалиста.

Перемещение ребенка, пострадавшего от жестокого обращения, в патронатную семью должно применяться в исключительных случаях, когда ожидаемый вред пребывания в родительской семье будет больше перевода в специализированные учреждения.

Третичная психопрофилактика — это предупреждение рецидивов психических заболеваний и восстановление жизнедеятельности человека. Также к третичной профилактике относят реабилитационные мероприятия в отношении лиц, перенесших насилие.

Основными методами третичной профилактики насилия являются: работа в конкретном случае, размышления над ситуацией и индивидуальным развитием, переключение и переквалификация, создание учебных ситуаций, показ перспективы, реконструкция характера, поощрение, информация, убеждение, включение в различные виды деятельности и общение.

Третичная профилактика проводится с пострадавшими от жестокого отношения, с целью обучения самозащите; с теми, кто осуществляет такое поведение — как социальное обучение и контроль над своими поступками, что является условием сохранения семьи, оставление родительских прав и т.д [3; c.15].

Исходя из вышеизложенного, для предотвращения и противодействия рецидиву семейного насилия против детей необходимо использовать психологические техники. Программы психопрофилактики, направленные на обучение родителей навыкам ухода и воспитания детей, уменьшающие уровень стресса в семье и улучшающие семейный климат, эффективны в первичной психопрофилактике жестокого обращения с детьми. Для вторичной психопрофилактики насилия важно обеспечение психологической и при необходимости психиатрической помощи пострадавшим детям и коррекция адаптивного поведения и предотвращение повторных случаев насилия.

Третичная профилактика направлена на предотвращение рецидива насилия и реабилитацию жертв насилия. Также следует отметить, что все профилактические меры и реабилитация должны включать профессиональную психокоррекционную работу с семьей и ребенком, а перевод ребенка, пострадавшего от насилия, в семью-опекунов должен быть применен только в исключительных случаях.

Литература:

  1. Штефан А. В. Особенности предупреждения насилия в отношении несовершеннолетних в семье по законодательству зарубежных стран // Виктимология. 2017. № 2 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-preduprezhdeniya-nasiliya-v-otnoshenii-nesovershennoletnih-v-semie-po-zakonodatelstvu-zarubezhnyh-stran (дата обращения: 25.02.2023).
  2. Недоступенко Т. А., Махина С. Н. Профилактика физического насилия в семейно-бытовой сфере и в отношении несовершеннолетних // ППД. 2019. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-fizicheskogo-nasiliya-v-semeyno-bytovoy-sfere-i-v-otnoshenii-nesovershennoletnih (дата обращения: 25.02.2023).
  3. Фатеев А. Н. Социально-правовые и криминологические аспекты борьбы с домашним насилием // ЮП. 2011. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pravovye-i-kriminologicheskie-aspekty-borby-s-domashnim-nasiliem (дата обращения: 25.02.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): жестокое обращение, ребенок, вторичная психопрофилактика, домашнее насилие, семья, третичная профилактика, вторичная профилактика, активное использование, материнская компетентность, первичная психопрофилактика.


Похожие статьи

Международно-правовое регулирование профилактики социальных отклонений в ювенальной сфере

В работе приводятся статистические данные о состоянии преступности несовершеннолетних в России. Рассматривается необходимость принятия усилий, направленных на увеличение доли профилактических мер среди иных мер борьбы с социальными отклонениями в под...

Арт-терапия как метод коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется анализу причин и особенностей тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Автором рассматривается метод арт-терапии, как средство ...

Профилактика плоскостопия у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации и семьи

В статье авторы указывают на трудности, которые возникают у ребёнка с плоскостопием, отмечают важность систематичности и своевременности проведения работы по предупреждению его возникновения, описывают примерную, комплексную, рекомендуемую работу по ...

Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей в образовательном пространстве

В статье приводятся практические примеры для выявления и работы педагогов и психологов с дезадаптированными детьми в общеобразовательном пространстве, а также некоторые рекомендации родителям для помощи ребенку в коммуникации со всеми субъектами обра...

Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетними

В настоящее время преступности несовершеннолетних в РФ уделяется значительное количество времени, так как данная социальноправовая проблема вызывает острое беспокойство в обществе, влияет на все сферы социальной и общественной жизни. Наблюдается пов...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении

В статье описаны особенности адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии к дошкольному образовательному учреждению. Рассматривается актуальность и важность профилактики дезадаптации детей в рамках комплексного подхода: работа с родителями, ...

Социально-психологические особенности современной молодежной организованной преступности в России

В статье рассматривается проблема борьбы с криминальными проявлениями среди молодежи. При этом особое внимание обращается на то, что в настоящее время ведется поиск путей, средств, механизмов для предотвращения преступности на ранних стадиях ее прояв...

Агрессия как реакция на фрустрацию в учебной деятельности

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения подростков как реакцию на фрустрацию в учебной деятельности. Кроме теоретического аспекта в статье дан анализ эмпирического опыта исследования этой проблемы на примере подростков одной из школ ...

Психологическая помощь практического психолога в работе с агрессивным ребенком

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. В этой статье говорится о направлениях коррекционной работы, проводимой с агрессивными детьми, указан коррекцион...

Профилактика рецидивной преступности

В работе исследуются профилактические мероприятия, которые способствуют противодействию рецидива преступных деяний. Автор приходит к выводу, что меры уголовного наказания не обладают достаточным потенциалом для предупреждения рецидива преступлений и ...

Похожие статьи

Международно-правовое регулирование профилактики социальных отклонений в ювенальной сфере

В работе приводятся статистические данные о состоянии преступности несовершеннолетних в России. Рассматривается необходимость принятия усилий, направленных на увеличение доли профилактических мер среди иных мер борьбы с социальными отклонениями в под...

Арт-терапия как метод коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется анализу причин и особенностей тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Автором рассматривается метод арт-терапии, как средство ...

Профилактика плоскостопия у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации и семьи

В статье авторы указывают на трудности, которые возникают у ребёнка с плоскостопием, отмечают важность систематичности и своевременности проведения работы по предупреждению его возникновения, описывают примерную, комплексную, рекомендуемую работу по ...

Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей в образовательном пространстве

В статье приводятся практические примеры для выявления и работы педагогов и психологов с дезадаптированными детьми в общеобразовательном пространстве, а также некоторые рекомендации родителям для помощи ребенку в коммуникации со всеми субъектами обра...

Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетними

В настоящее время преступности несовершеннолетних в РФ уделяется значительное количество времени, так как данная социальноправовая проблема вызывает острое беспокойство в обществе, влияет на все сферы социальной и общественной жизни. Наблюдается пов...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении

В статье описаны особенности адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии к дошкольному образовательному учреждению. Рассматривается актуальность и важность профилактики дезадаптации детей в рамках комплексного подхода: работа с родителями, ...

Социально-психологические особенности современной молодежной организованной преступности в России

В статье рассматривается проблема борьбы с криминальными проявлениями среди молодежи. При этом особое внимание обращается на то, что в настоящее время ведется поиск путей, средств, механизмов для предотвращения преступности на ранних стадиях ее прояв...

Агрессия как реакция на фрустрацию в учебной деятельности

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения подростков как реакцию на фрустрацию в учебной деятельности. Кроме теоретического аспекта в статье дан анализ эмпирического опыта исследования этой проблемы на примере подростков одной из школ ...

Психологическая помощь практического психолога в работе с агрессивным ребенком

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. В этой статье говорится о направлениях коррекционной работы, проводимой с агрессивными детьми, указан коррекцион...

Профилактика рецидивной преступности

В работе исследуются профилактические мероприятия, которые способствуют противодействию рецидива преступных деяний. Автор приходит к выводу, что меры уголовного наказания не обладают достаточным потенциалом для предупреждения рецидива преступлений и ...

Задать вопрос