Возможности применения дистанционных образовательных технологий в процессе развития коммуникативных навыков обучающихся театральной студии (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 11.11.2023

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Булатова, Д. Б. Возможности применения дистанционных образовательных технологий в процессе развития коммуникативных навыков обучающихся театральной студии (из опыта работы) / Д. Б. Булатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107495/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье автор раскрывает возможности дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительной общеобразовательной программы театральной студии. Представлен опыт работы по развитию коммуникативных навыков обучающихся.

Ключевые слова: сценическая речь, дистанционные образовательные технологии, онлайн-занятия, образовательный процесс, театральная студия, электронное пособие, электронное учебно-методическое пособие

В настоящее время система формирования эмоциональной сферы обучающихся происходит с помощью эстетических, художественных, музыкальных и театрализованных средств воздействия. Это активный поиск актуальных форм, методов, технологий, позволяющих ребёнку развивать свои творческие способности, коммуникативные навыки, проявив себя и выразив свои эмоции, наиболее полно и эффективно.

Театральная деятельность в дополнительном образовании — это творчество игры и представления, которая развивает гармоничную личность обучающегося и является составной частью эстетического обучения и воспитания. Позволяет формировать эмоциональную выразительность речи, логику, просодику речи, эмотивную лексику, необходимые ребёнку для его успешной социализации. И с этой точки зрения, деятельность педагога по сценической речи предполагает не просто большой объём теоретических знаний об образовательных технологиях, который может варьироваться в зависимости от уровня и контекста обучения. Важно понимание принципов педагогического дизайна, таких как цели обучения, оценка результатов, разработка учебных материалов и оценка эффективности образовательных программ. А также, понимание дистанционных образовательных технологий, которые могут использоваться для поддержки образовательного процесса.

Использование их в педагогической практике, таких как, онлайн-занятия, электронные учебные и методические материалы по сценической речи, в период пандемии, позволило сохранить контингент театральной студии «Молодёжка» и не снижать качество образования. У студийцев появилась возможность:

— освоить работу с современными технологиями;

— участвовать в детских научно-практических конференциях по театральному творчеству;

— посещать виртуальные музеи, выставки;

— развить навыки онлайн-коммуникации;

— обучаться в удобное время и в своем темпе и др.

На сегодняшний день, такой формат онлайн-занятий уже не считается инновационным, он стал частью возможностей современного человека. Но можно с уверенностью сказать, что, благодаря ему получилось перейти на более продвинутый, доступный уровень обучения.

Успешный опыт применения дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе стал альтернативой для создания более индивидуальной и адаптивной системы обучения детей в театральной студии.

В результате этого опыта стала разработка электронного учебно-методического пособия по сценической речи для обучающихся. Содержание пособия ориентировано на знакомство с основами сценической речи, с выразительным языком театрального искусства — основами формирования навыков восприятия, понимания и толкования действий и эмоций, освоение и коммуникативных навыков. Особое внимание уделяется модальности восприятия — развитию аудиального канала, визуального и кинестетического. Всё это связано с формой речи и является важнейшей составляющей речевого и социального развития в школьном возрасте.

В электронном пособии размещены записи 12 онлайн-занятий, методики для диагностики общения и речевых ошибок в произношении, практические задания для выполнения самостоятельной работы и упражнения на отработку артикуляционных навыков.

Тематические блоки в пособии, логически обоснованы и выстроены в следующей последовательности — «Дыхание», «Артикуляционный комплекс», «Голос и Интонирование», «Орфоэпия», «Логика речи» и другие. Данное построение повышает эффективность занятий, так как снабжает обучающихся необходимым опытом и техническими навыками для дальнейшего самосовершенствования и работы над своим голосом.

Так, с целью повышения мотивации при выполнении практических заданий, были добавлены информационные видео и аудио-форматы, понятные современным детям, что в свою очередь, значительно обогащает образовательный процесс, делает его более интересным, познавательным способствует готовности обучающегося к выходу на аудиторию, раскрытию творческого потенциала личности.

Используемые методики педагогической диагностики и самодиагностики в электронном учебно-методическом пособии, позволяют педагогу разрабатывать индивидуальные планы коррекционной работы по устранению недостатков звукопроизношения обучающихся, подбирать дополнительные упражнения, техники управления звуком, дыханием и т. д.

Отличительной особенностью электронного пособия является интеграция принципов театральной педагогики и логопедической деятельности, что способствует оптимизации процесса развития речи, голоса, активизации познавательной деятельности обучающихся, улучшение их диалогической, импрессивной и экспрессивной сторон речи.

Электронное учебно-методическое пособие по сценической речи успешно прошло апробацию в условиях театральной студии «Молодёжка» в ГАНОУ СО «Дворец молодежи». На основании мониторинга освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы, результатов педагогического наблюдения в ходе учебных занятий, обратной связи от обучающихся и их родителей (законных представителей), прослеживается положительная динамика личностного роста студийцев, активизация их интеллектуальной и эмоциональной сферы. Отмечается осознанность при выполнении дыхательных упражнений, происходит развитие речевого слуха, мелодики и логики речи, вырабатывается хорошая дикция, правильное произношение, уверенность при работе с аудиторией. Также заметны достижения детей в конкурсной и фестивальной деятельности. Особенно при участии студийцев в конкурсах художественного слова.

Практическая значимость электронного пособия заключается не только в возможности его использования как вспомогательного средства обучения к основным занятиям. Но и может стать хорошим помощником при проведении обучающих вебинаров, семинаров, курсов повышении квалификации для специалистов образовательных организаций.

Основные термины (генерируются автоматически): сценическая речь, театральная студия, образовательный процесс, электронное пособие, электронное учебно-методическое пособие, дополнительная общеобразовательная программа.


Похожие статьи

Прохождение педагогической практики дистанционно на примере освоения обучающимися ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

В статье рассматривается актуальный практический опыт научно-методического обеспечения и сопровождения дистанционного формата прохождения производственной педагогической практики в структуре среднего профессионального образования на примере ПП.01.01....

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Технологии интерактивного взаимодействия в обучении английскому языку студентов направления «Педагогика»

В данной статье рассматривается проблема использования технологий интерактивного взаимодействия на занятиях по английскому языку в педагогических высших учебных заведениях. Проанализированы занятия, на которых применялись технологии интерактивного вз...

Эффективность сетевого взаимодействия методических объединений преподавателей технического английского

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Повышение качества преподавания технического английского языка в профессиональных образовательных организациях Хабаровского края посредством сетевого взаимодействия». Представлены...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Реализация интерактивного обучения как условие активизации учебно-творческой активности обучающихся

В статье выявлена, обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития учебно-творческой активности младших школьников в процессе реализации интерактивного обучения с использованием практического инструментария для у...

Информационно-коммуникационные образовательные технологии в реализации проектной деятельности

В ходе данного исследования автор рассматривает теоретические аспекты и современные требования к образовательному процессу, с учетом использования информационно-коммуникационных образовательных технологий в реализации проектной деятельности,

Интерактивные методы обучения на уроках немецкого языка

В рамках статьи определяются основные положении об особенностях и условиях применения интерактивных методов обучения на уроках иностранного языка как средства стимулирования учебно-познавательной деятельности. В исследовании отображается опыт использ...

Цифровые технологии как инструмент формирования грамматических навыков в курсе иностранного языка для специальных целей (на примере направления «Туризм»)

Статья посвящена проблеме формирования грамматически корректной речи в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции в курсе иностранного языка для специальных целей для студентов, обучающихся по направлению «Туризм». Мы рассматриваем ...

Похожие статьи

Прохождение педагогической практики дистанционно на примере освоения обучающимися ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

В статье рассматривается актуальный практический опыт научно-методического обеспечения и сопровождения дистанционного формата прохождения производственной педагогической практики в структуре среднего профессионального образования на примере ПП.01.01....

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Технологии интерактивного взаимодействия в обучении английскому языку студентов направления «Педагогика»

В данной статье рассматривается проблема использования технологий интерактивного взаимодействия на занятиях по английскому языку в педагогических высших учебных заведениях. Проанализированы занятия, на которых применялись технологии интерактивного вз...

Эффективность сетевого взаимодействия методических объединений преподавателей технического английского

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Повышение качества преподавания технического английского языка в профессиональных образовательных организациях Хабаровского края посредством сетевого взаимодействия». Представлены...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Реализация интерактивного обучения как условие активизации учебно-творческой активности обучающихся

В статье выявлена, обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития учебно-творческой активности младших школьников в процессе реализации интерактивного обучения с использованием практического инструментария для у...

Информационно-коммуникационные образовательные технологии в реализации проектной деятельности

В ходе данного исследования автор рассматривает теоретические аспекты и современные требования к образовательному процессу, с учетом использования информационно-коммуникационных образовательных технологий в реализации проектной деятельности,

Интерактивные методы обучения на уроках немецкого языка

В рамках статьи определяются основные положении об особенностях и условиях применения интерактивных методов обучения на уроках иностранного языка как средства стимулирования учебно-познавательной деятельности. В исследовании отображается опыт использ...

Цифровые технологии как инструмент формирования грамматических навыков в курсе иностранного языка для специальных целей (на примере направления «Туризм»)

Статья посвящена проблеме формирования грамматически корректной речи в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции в курсе иностранного языка для специальных целей для студентов, обучающихся по направлению «Туризм». Мы рассматриваем ...

Задать вопрос