В статье автор раскрывает возможности дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительной общеобразовательной программы театральной студии. Представлен опыт работы по развитию коммуникативных навыков обучающихся.
Ключевые слова: сценическая речь, дистанционные образовательные технологии, онлайн-занятия, образовательный процесс, театральная студия, электронное пособие, электронное учебно-методическое пособие
В настоящее время система формирования эмоциональной сферы обучающихся происходит с помощью эстетических, художественных, музыкальных и театрализованных средств воздействия. Это активный поиск актуальных форм, методов, технологий, позволяющих ребёнку развивать свои творческие способности, коммуникативные навыки, проявив себя и выразив свои эмоции, наиболее полно и эффективно.
Театральная деятельность в дополнительном образовании — это творчество игры и представления, которая развивает гармоничную личность обучающегося и является составной частью эстетического обучения и воспитания. Позволяет формировать эмоциональную выразительность речи, логику, просодику речи, эмотивную лексику, необходимые ребёнку для его успешной социализации. И с этой точки зрения, деятельность педагога по сценической речи предполагает не просто большой объём теоретических знаний об образовательных технологиях, который может варьироваться в зависимости от уровня и контекста обучения. Важно понимание принципов педагогического дизайна, таких как цели обучения, оценка результатов, разработка учебных материалов и оценка эффективности образовательных программ. А также, понимание дистанционных образовательных технологий, которые могут использоваться для поддержки образовательного процесса.
Использование их в педагогической практике, таких как, онлайн-занятия, электронные учебные и методические материалы по сценической речи, в период пандемии, позволило сохранить контингент театральной студии «Молодёжка» и не снижать качество образования. У студийцев появилась возможность:
— освоить работу с современными технологиями;
— участвовать в детских научно-практических конференциях по театральному творчеству;
— посещать виртуальные музеи, выставки;
— развить навыки онлайн-коммуникации;
— обучаться в удобное время и в своем темпе и др.
На сегодняшний день, такой формат онлайн-занятий уже не считается инновационным, он стал частью возможностей современного человека. Но можно с уверенностью сказать, что, благодаря ему получилось перейти на более продвинутый, доступный уровень обучения.
Успешный опыт применения дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе стал альтернативой для создания более индивидуальной и адаптивной системы обучения детей в театральной студии.
В результате этого опыта стала разработка электронного учебно-методического пособия по сценической речи для обучающихся. Содержание пособия ориентировано на знакомство с основами сценической речи, с выразительным языком театрального искусства — основами формирования навыков восприятия, понимания и толкования действий и эмоций, освоение и коммуникативных навыков. Особое внимание уделяется модальности восприятия — развитию аудиального канала, визуального и кинестетического. Всё это связано с формой речи и является важнейшей составляющей речевого и социального развития в школьном возрасте.
В электронном пособии размещены записи 12 онлайн-занятий, методики для диагностики общения и речевых ошибок в произношении, практические задания для выполнения самостоятельной работы и упражнения на отработку артикуляционных навыков.
Тематические блоки в пособии, логически обоснованы и выстроены в следующей последовательности — «Дыхание», «Артикуляционный комплекс», «Голос и Интонирование», «Орфоэпия», «Логика речи» и другие. Данное построение повышает эффективность занятий, так как снабжает обучающихся необходимым опытом и техническими навыками для дальнейшего самосовершенствования и работы над своим голосом.
Так, с целью повышения мотивации при выполнении практических заданий, были добавлены информационные видео и аудио-форматы, понятные современным детям, что в свою очередь, значительно обогащает образовательный процесс, делает его более интересным, познавательным способствует готовности обучающегося к выходу на аудиторию, раскрытию творческого потенциала личности.
Используемые методики педагогической диагностики и самодиагностики в электронном учебно-методическом пособии, позволяют педагогу разрабатывать индивидуальные планы коррекционной работы по устранению недостатков звукопроизношения обучающихся, подбирать дополнительные упражнения, техники управления звуком, дыханием и т. д.
Отличительной особенностью электронного пособия является интеграция принципов театральной педагогики и логопедической деятельности, что способствует оптимизации процесса развития речи, голоса, активизации познавательной деятельности обучающихся, улучшение их диалогической, импрессивной и экспрессивной сторон речи.
Электронное учебно-методическое пособие по сценической речи успешно прошло апробацию в условиях театральной студии «Молодёжка» в ГАНОУ СО «Дворец молодежи». На основании мониторинга освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы, результатов педагогического наблюдения в ходе учебных занятий, обратной связи от обучающихся и их родителей (законных представителей), прослеживается положительная динамика личностного роста студийцев, активизация их интеллектуальной и эмоциональной сферы. Отмечается осознанность при выполнении дыхательных упражнений, происходит развитие речевого слуха, мелодики и логики речи, вырабатывается хорошая дикция, правильное произношение, уверенность при работе с аудиторией. Также заметны достижения детей в конкурсной и фестивальной деятельности. Особенно при участии студийцев в конкурсах художественного слова.
Практическая значимость электронного пособия заключается не только в возможности его использования как вспомогательного средства обучения к основным занятиям. Но и может стать хорошим помощником при проведении обучающих вебинаров, семинаров, курсов повышении квалификации для специалистов образовательных организаций.