В статье представлены результаты теоретического анализа и эмпирического исследования по проблеме особенностей эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем. Сделан вывод о том, что сформированность всех фаз эмоционального выгорания становится выше по мере увеличения стажа педагогической деятельности.
Ключевые слова: педагоги, эмоциональное выгорание, стаж педагогической деятельности как фактор эмоционального выгорания.
The article presents the results of theoretical analysis and empirical research on the problem of the characteristics of emotional burnout among teachers with different experience. It is concluded that the maturity of all phases of emotional burnout becomes higher as the length of teaching experience increases.
Keywords: teachers, emotional burnout, teaching experience as a factor in emotional burnout.
В современной науке и практике все больше внимания уделяется психологическому здоровью личности и профессионала. Изучаются психологические факторы и условия труда, профессионально важные качества, а также профессиональные деформации. В особенной степени профессиональным деформациям (например, эмоциональному выгоранию) подвержены представители социономических профессий, сущность труда которых связана с взаимодействием с людьми.
Профессия педагога оценивается как одна из наиболее уязвимых, подверженных эмоциональному выгоранию. В труде педагог подвергается многочисленным психофизическим нагрузкам, стресс-факторам, обусловленными условиями труда, взаимодействием с большим количество лиц, высокими требованиями к работнику и т. д. [1]. Психологическая наука и практика формирует запрос на изучение факторов эмоционального выгорания педагогов, среди которых выделяется группа персональных факторов — стаж, возраст и т. д.
Влияние стажа на эмоциональное выгорание является предметом ряда психологических исследований. С одной стороны, авторы исследований сходятся во мнении о том, что стаж можно рассматривать как персональный фактор возникновения и развития эмоционального выгорания. С другой стороны, анализ исследований показал противоречие в полученных результатах и установлении зависимостей:
— Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова: в наибольшей степени выгоранию подвержены педагоги с малым стажем (по причине профессиональной адаптации) и педагоги с большим опытом работы (по причине накопления стрессов, трудностей их разрешения конструктивным способом, появлением отклонений в профессиональном поведении) [2];
— И. В. Гроза: наиболее подвержены эмоциональному выгоранию педагоги в первые пять лет педагогической деятельности (причины выгорания здесь могут определяться затрудненной адаптацией к труду, разочарованием ввиду нереализованных ожиданий, ощущением своей некомпетентности при столкновении с разнообразными трудными ситуациями в профессии) и педагоги со стажем 10–15 лет (причины выгорания здесь могут определяться особенностями возраста и проживанием кризиса среднего возраста, возможными чувствами и состояниями по этому поводу — неудовлетворенность, напряжение, нереализованность) [3];
— Е. В. Дьяченко: в меньшей степени эмоциональному выгоранию подвержены педагоги со стажем педагогической деятельности в 5–10 лет, а в наибольшей — те, которые имеют стаж в 11–20 лет [4];
— О. Г. Кондратьева: наиболее подверженными формированию отдельных симптомов синдрома эмоционального выгорания являются педагоги со стажем педагогической деятельности 6–10 и 16–20 лет [5].
Краткий теоретический обзор демонстрирует противоречие в выводах о характере влияния стажа педагогической деятельности на эмоциональное выгорание педагога, что, в свою очередь, подтверждает актуальность организации исследования особенностей эмоционального выгорания у педагогов с разным стажем.
Была определена цель — изучить особенности эмоционального выгорания у педагогов с разным стажем. В исследовании приняло участие 30 педагогов общеобразовательных школ, имеющих стаж педагогической деятельности от 1 года до 22 лет. Было выделено три подгруппы педагогов, у которых диагностировались параметры эмоционального выгорания и сравнивались между собой:
- Педагоги общеобразовательных школ, имеющие стаж педагогической деятельности до 5 лет.
- Педагоги общеобразовательных школ, имеющие стаж педагогической деятельности от 6 до 15 лет.
- Педагоги общеобразовательных школ, имеющие стаж педагогической деятельности более 15 лет.
Для диагностики эмоционального выгорания педагогов (фаз и симптомов) использовалась методика диагностики эмоционального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой), методы количественного, качественного и статистического анализа эмпирических данных.
Проведенное исследование позволило выявить некоторые различия в сформированности фаз эмоционального выгорания у педагогов с разным стажем педагогической деятельности (рис. 1–3).
Рис. 1. Сравнение сформированности фазы синдрома эмоционального выгорания «Эмоциональное истощение» у педагогов с разным стажем педагогической деятельности
Рис. 2. Сравнение сформированности фазы синдрома эмоционального выгорания «Деперсонализация» у педагогов с разным стажем педагогической деятельности
Рис. 3. Сравнение сформированности фазы синдрома эмоционального выгорания «Редукция личных достижений» у педагогов с разным стажем педагогической деятельности
Проведенное исследование показало, что сформированность всех фаз эмоционального выгорания становится выше по мере увеличения стажа педагогической деятельности у респондентов. В выборке педагогов с наименьшим стажем педагогической деятельности (до 5 лет) фаза «Эмоциональное истощение» сформирована у 40 %, а в выборке с наибольшим стажем (более 15 лет) — уже у 60 %. По мере увеличения стажа педагогической деятельности педагоги чаще чувствуют себя психологически усталыми, утомленными, раздражительными, чаще начинают отдаляться от своих подопечных (обучающихся и их родителей), выстраивая психологический барьер и принуждая соблюдать психологическую дистанция, демонстрируя отчужденность, формализм в общении с ними, излишний критицизм, чаще испытывают неудовлетворенность трудом, собой как профессионалом и теряют мотивацию к качественной работе и саморазвитию. Выявлена прямая зависимость между стажем педагогической деятельности и уровнем эмоционального выгорания по всем фазам.
Результаты исследования определяют необходимость проведения психопрофилактической и психокоррекционной работы с педагогами с целью вооружения их психологическими знаниями и умениями, позволяющими им справляться с эмоциональным выгоранием, которое является типичным для их профессии и проявляющееся все в большей степени по мере увеличения стажа педагогического труда.
Литература:
- Бабич, О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / О. И. Бабич. –Волгоград: Учитель, 2017. — 122 с.
- Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — Санкт-Петербург: Питер, 2018. — 338с.
- Гроза, И. В. Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание / И. В. Гроза // Современные наукоемкие технологии. — 2009. — № 10. — С. 63–54.
- Дьяченко, Е. В. Особенности эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательной школы в зависимости от возраста и стажа работы / Е. В. Дьяченко // Вестник магистратуры. –2020. –№ 2–6 (101). — С. 47–49.
- Кондратьева, О. Г. Структура синдрома эмоционального выгорания у педагогов в зависимости от стажа профессиональной деятельности / О. Г. Кондратьева // АНИ: педагогика и психология. — 2017. — № 3 (20). — С. 304–306.