В статье отражены результаты теоретического анализа особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков. К таковым особенностям отнесены: характеристики детско-родительских отношений, стилей воспитания, внутрисемейный климат, контроль и общение в семье.
Ключевые слова: семья, семейный фактор, предрасположенность к компьютерной зависимости, подростки.
The article reflects the results of a theoretical analysis of family characteristics on the formation of a predisposition to computer addiction in adolescents. These features include: characteristics of parent-child relationships, parenting styles, family climate, control and communication in the family.
Keywords: family, family factor, predisposition to computer addiction, adolescents.
Следствием глобальной компьютеризации общества стало возникновение новых типов зависимого поведения. Все более распространенной становится так называемая компьютерная зависимость, под которой понимается пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, которое приводит к резкому сокращению всех остальных видов деятельности [4]. Проблема компьютерной зависимости изучалась К. Янг, И. Голдберг, Л. Н. Юрьевой, А. Е. Войскунским, А. Ю. Егоровым, М. С. Ивановым и т. д.
Масштабность и серьезность проблемы демонстрирует то, что игровая и компьютерная зависимость внесены в Международную классификацию болезней 11-ого пересмотра — как патологический гемблинг и патологический гейминг, соответственно [6]. В особенной степени компьютерной зависимости подвержены дети и подростки — им в сравнении с взрослыми людьми труднее критически оценивать количество времени, которое тратится на взаимодействие с компьютером, труднее фильтровать поступающую информацию и психологическое влияние, которое может оказываться на них, при этом легче и привычнее реализовывать свои потребности в общении, самоутверждении в виртуальном пространстве. Следствием чрезмерного увлечения подростками занятиями, связанными с компьютером, становятся растущее отчуждение от реального мира, потеря интереса к обучению, к общению с реальными людьми — сверстниками, взрослыми, снижение успеваемости и мотивации успеха, несформированность коммуникативной компетентности, ухудшение здоровья (зрения, осанки), недостаточная двигательная активность и др. Ситуацию усугубляет то, что «…в отличие от химических зависимостей (зависимость от алкоголя или наркотиков), нет возможностей законодательного регулирования и ограничения доступа к интернету для молодого контингента» [5, с. 24].
Вышесказанное определяет необходимость внимания ученых и практиков к проблеме предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков, к поиску ее профилактики и преодоления. Для этого следует изучать причины и факторы формирования данного типа зависимости у подростков, предрасположенности подростков к ней, среди которых важное внимание следует уделить семье.
Семья — это первичный агент социализации ребенка и подростка, это определяющий фактор всех направлений развития ребенка — физического, психического, социального. Нарушения в семейном воспитании, нездоровая семейная среда и взаимоотношения между детьми и родителями могут стать причиной многих личностных деформаций, фактором формирования предрасположенности подростков к зависимому поведению. Психологи предпринимают попытки изучить влияние особенностей семьи на формирование компьютерной зависимости у подростков. Как правило, влияние на формирование компьютерной зависимости у детей и подростков имеют такие характеристики семьи и семейных взаимоотношений [1; 3]:
— нарушенные семейные взаимоотношения;
— неправильные стили воспитания и установки родителей;
— неблагоприятный семейный климат;
— отсутствие контроля со стороны родителей;
— дефицит общения в семье, в т. ч. дефицит эмоциональных взаимоотношений и др.
А. Р. Закирова в своей статье выделила разные типы семей и характер их влияния на формирование компьютерной зависимости [2]:
- В травмирующей семье подросток вовлекается в компьютерную зависимость, находя в такой активности возможность «сбежать» от формируемого семьей чувства стыда и беспомощности.
- В навязчивой семье подросток испытывает сильное психологическое давление на себя, напряжение в связи с высокими ожиданиями со стороны семьи, а потому в общении с компьютером ищет возможность расслабиться, убежать от страхов не соответствовать родительским ожиданиям.
- В лживой семье подросток не имеет возможности сформировать реалистичные представления о себе, окружающем мире, ищет пути для этого в виртуальном пространстве, стремясь преодолеть отчуждение и деперсонализацию.
- В непоследовательной семье подросток испытывает сильный эмоциональный дискомфорт, поскольку его жизнь протекает в соответствии с постоянно меняющимися правилами, а потому в виртуальном пространстве он ищет возможность расслабиться, отвлечься от тревог реального мира.
Можно делать вывод о том, что семейный фактор имеет значение для формирование компьютерной зависимости у подростков. Зависимое поведение, как правило, формируется в дисфункциональных и деструктивных семьях, то есть в тех семьях, где воспитательное воздействие на ребенка деструктивно (повышенная критика, чрезмерные родительские ожидания, грубость, жестокость) или вовсе отсутствует (слабый контроль за подростком, его времяпрепровождением, интересами). В первом случае подросток чувствует сильное напряжение и желание оградиться от неприятного, травмирующего влияния, «сбежать» в виртуальный мир, где он может получать нужное внимание, общение, признание, а во втором случае — активность подростка, связанная с компьютером, никак не регулируется родителями, он предоставлен самому себе, а потому может чрезмерно увлечься общением с компьютером, не быть способным ограничивать себя, дозировать такое времяпрепровождение, которое, конечно, воспринимается как интересное, приятное, развлекательное. Практически любая крайность в воспитании (например, гиперопека и гипоопека, чрезмерный контроль и недостаточный контроль за подростком, и др.) имеет деструктивное воздействие на подростка, его психическое и социальное развитие, может стать фактором развития его предрасположенности к зависимому поведению.
Выводы о влиянии семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков могут быть использованы для планирования профилактической и психокоррекционной работы с ними. В такой работе можно стремиться оптимизировать стили воспитания в семьях с подростками, детско-родительские отношения, социально-психологический климат в семье, что поможет снизить уровень «провокационности» неконструктивных характеристик семьи для развития зависимого поведения, а также — к задействованию потенциала семьи в профилактике и преодолении компьютерной зависимости.
Литература:
- Абдуллаева, В. К. Влияние семейных взаимоотношений на формирование интернет зависимого поведения у подростков / В. К. Абдуллаева, Ш. Р. Сулейманов, Ф. К. Шарипова, С. Б. Бабарахимова // Человеческий фактор: Социальный психолог. — 2021. — № 1(41). — С. 140–145.
- Закирова, А. Р. Профилактика работы с подростками с компьютерной зависимостью / А. Р. Закирова //Дневник науки. — 2018. — № 12. — С. 6–6.
- Зинова, И. М. Влияние семейных факторов на формирование компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте / И. М. Зинова, А. В. Рубцова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2018. — № 5–1. — С. 135–138.
- Иванов, М. С. Особенности самореализации личности в компьютерной игровой деятельности:дис.... канд. психол. наук: 19.00.01 / М. С. Иванов. — Кемерово, 2005. — 155 с.
- Кибитов, А. О. Интернет-зависимость: клинические, биологические, генетические и психологические аспекты / А. О. Кибитов, А. В. Трусова, А. Ю. Егоров // Вопросы наркологии. — 2019. — № 3(174). — С. 22–47.
- МКБ-11. Глава 06. Психические и поведенческие расстройства и нарушения нейропсихического развития. Статистическая классификация. — Москва: «КДУ», «Университетская книга», 2021. — 432 с.