Социальные медиа играют важную роль в жизни молодежи. Студенты активно используют социальные медиа для общения, получения информации и выражения своих мнений. Исследование взаимосвязи социальных медиа и восприятия социальных проблем молодежи является актуальным и важным для понимания современной молодежной культуры и социальной динамики.
Ключевые слова: социальные проблемы, социальные медиа, молодежь, дискурс социальных медиа.
В современном мире социальные медиа играют значительную роль в формировании мнения и обсуждении социальных проблем. С помощью различных платформ индивиды и социальные группы могут высказывать свое мнение по различным вопросам, обмениваться информацией и участвовать в общественном диалоге. Для начала следует дать им понятное определение.
Социальные медиа — это совокупность цифровых платформ (программных систем, сервисов), предназначенных для взаимодействия пользователей в сети Интернет путём публикации и распространения личной, коммерческой или общественно значимой информации в текстовой, знаковой, аудиальной и визуальной форме, адресованной ограниченному или неограниченному кругу лиц в целях получения ответной реакции [1].
Базовые функции социальных медиа включают следующие: а) информационная функция, которая связана с производством контента и обменом информацией между пользователями; б) коммуникативная функция социальных медиа позволяет пользователям устанавливать и поддерживать социальные связи. В качестве же характерных свойств новых социальных медиа выступают универсальность, интерактивность, доступность, мобильность, коммуникативность.
Перечисленные характеристики, свойства и функции социальных медиа, в свою очередь, позволяют говорить о дискурсе, который образуется в их контексте, так как дискурс напрямую связан с коммуникацией. Дискурс в общем смысле слова — это относительно устойчивая система значений, используемая некоторым сообществом для интерпретации событий. Общество стихийно и намеренно организует свое коммуникативное пространство, генерируя в нем определенные дискурсы, и их определения могут интерпретироваться по-разному, например, как социально упорядоченные, регламентированные практики, способы говорения о социальной действительности, или как отложившиеся и закрепившиеся в знаковой системе способы видения и переживания мира, способы упорядочения социальной действительности [2].
Следовательно, можем выделить следующие общее определение: социальные проблемы современной российской молодежи в дискурсе социальных медиа — это совокупность форм коммуникации, которые создаются и распространяются в социальных сетях и других онлайн-платформах, и которые отражают сложные общественные явления, негативно влияющие на жизнь и развитие молодых людей.
Для более полного понимания предмета нашего исследования, построим концептуальную модель, где мы будем опираться на коммуникационную модель Г. Лассуэла [3], которая стала не только отражает структуру коммуникационного процесса, но и помогает исследованию этого процесса, его структуры и отдельных элементов. Эта схема поможет рассмотреть социальные проблемы российской молодежи в дискурсе социальных медиа, так как будет учитывать коммуникативную функцию социальных медиа. Сконструированная нами модель представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Концептуальная модель
Источником сообщений в дискурсе социальных медиа о социальных проблемах современной российской молодежи в нашем исследовании являются студенты. Они обладают социально-демографическими характеристиками, а также взглядами и ценностями в отношении социальных проблем. Содержание передаваемых сообщений — это содержание о социальных проблемах современной российской молодежи, посвященное широкому кругу конкретных тем, таких как образование, трудоустройство, экология, бедность, неравенство и т. д. Это может быть текст, фотографии, видео или другой формат контента, который отражает их взгляды, мнения и анализ социальных проблем молодежи. Канал коммуникации в данной модели представлен социальными медиа, которые служат платформой для обмена сообщениями и взаимодействия между московскими студентами. Это может включать популярные социальные сети, блог-платформы, форумы и другие онлайн-среды. Получателями сообщений являются также студенты, которые уже видят и взаимодействуют с контентом, созданным и распространяемым коммуникаторами. Элемент, связанный со всей моделью — это, конечно, дискурс, а именно: а) факторы его формирования; б) его влияние на формирование мнения об общественных проблемах.
Таким образом, выбранные элементы концептуальной модели отражают основные аспекты исследования роли социальных медиа в формировании мнения и обсуждении социальных проблем среди российской молодежи. Эти элементы позволяют получить более полное представление о том, как социальные медиа влияют на восприятие социальных проблем молодыми людьми, как они способствуют формированию общественного мнения и как они могут быть использованы для побуждения к действиям по решению социальных проблем.
Литература:
- Друкер, М. М. Социальные медиа: подходы к дефиниции понятия / М. М. Друкер. — Текст: электронный // Медиаскоп: [сайт]. — URL: http://www.mediascope.ru/2699 (дата обращения: 03.11.2023).
- Полонский, А. В. Медиа — дискурс — концепт: опыт проблемного осмысления / А. В. Полонский // Современный дискурс-анализ. — 2012. — № 1 (6). — С. 42–56.
- Модели коммуникаций: Модель Лассуэла. — Текст: электронный // Маркетинг для практиков: [сайт]. — URL: https://marketing-course.ru/model-lasswell/ (дата обращения: 03.11.2023).