Центральный Банк России является неотъемлемой частью по финансовому контролю и осуществляющий надзор за экономическими отношениями в стране. Данные действия необходимы для осуществления эффективной денежной политики, а также способствованию развитию рыночных отношений в стране.
Ключевые слова : Центральный Банк России, финансовый рынок, риск-ориентированное регулирование, экономическая стабильность, некредитная финансовая организация, кредитная финансовая организация, рынок ценных бумаг.
В настоящее время роль и значение финансового рынка в России многократно возрастает. Эта тенденция связана со значительной трансформацией рыночных отношений. Развитие цифровизации позволяет дистанционно осуществлять различные операции на мировых финансовых площадках. В нашей стране данная ситуация привела к повышению активности на рынке ценных бумаг.
Таким образом, Центральный Банк Российской Федерации в целях обеспечения экономической стабильности в стране, проводит риск-ориентированное регулирование, контроль и надзор за данными нововведениями.
Банк России (Центральный банк Российской Федерации) является публично-правовым институтом, цели которого определяются нормативно-правовыми актами Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации [5], Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» и иными федеральными законами.
В соответствие со ст. 56 Федерального закона от 10.07.2002 г. № 86 «О Центральном банке Российской Федерации» [6] одной из целью создания банка является банковское регулирование и банковский надзор, а также защита интересов вкладчиков и кредиторов, которые служат для поддержания экономической стабильности в Российской Федерации. В соответствии с этим положением, основными функциями Центрального банка являются регулирование и надзор.
Банковское регулирование, как и банковский надзор осуществляется через постоянно действующий орган при Центральном Банке Российской Федерации — Комитете банковского надзора, который является объединением всех руководителей структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение его надзорных функций.
Основным направлением банковского регулирования является создание благоприятных законодательных условий для деятельности банков, а также проведение в соответствии с законодательством денежно-кредитной политики для создания устойчивой экономической базы в сфере банковских организаций.
В соответствии с этим, выделяют два вида банковского регулирования: валютное и пруденциальное. Задачей валютного регулирования является обеспечение стабильности и надежности банков, а также защита интересов их вкладчиков. Пруденциальное регулирование направлено на защиту системного интереса экономики страны. В соответствии с ним выделяются три функции пруденциального регулирования:
– превентивная, предназначенная для минимизации рисковой деятельности банков;
– защитная, призванная гарантировать интересы вкладчиков в случае краха конкретного банка;
– обеспечительная, призванная обеспечить финансовую поддержку конкретного банка в случае его кризисного состояния, оказываемую Центральным Банком как кредитором последней инстанции.
Банковский надзор — это метод поддержания Центральным банком экономической стабильности в стране путем проверок кредитных организаций на всех этапах их деятельности. В случае нарушения или несоблюдения тех или иных норм кредитной организацией Банк России применяет необходимые меры регулирования в соответствии с законодательством.
При Центральном банке для осуществления данных надзорных и регулятивных функций действует Комитет банковского надзора, управлением которого занимается Совет директоров, осуществляющих руководство другими структурными подразделениями Банка России.
Однако, мировая практика показывает, что банковский надзор не всегда может предотвратить экономические кризисы, однако он может смягчить их негативные последствия в случае, если политика направлена на риск-ориентированное регулирование. Если банковский надзор не направлен на поиск рисков в деятельности финансово-кредитных институтов, то эффективность в осуществлении своевременного обнаружения, предотвращения или преодоления кризисных явлений в банковском секторе. Данный факт свидетельствует о том, что в современное время Банк России вынужден разрабатывать и использовать риск-ориентированные подходы для обеспечения экономической и банковской устойчивости в России.
Риск-ориентированный подход заключается в том, что Банк России в процессе осуществления свой надзорной деятельности выявляет некредитные финансовые организации с наибольшими рисками финансового кризиса внутри компании. Данный подход работает по принципу: «Чем больше предполагаемый риск, тем интенсивнее надзор и тем больше ограничений, налагаемых на фирму». Таким образом, Банк России перераспределяет свои усилия и перестает следить за фирмами на финансовом рынке, которые обладают низким риском, и направляет их на фирмы, которые наиболее подвержены к экономической нестабильности.
Чистюхин В. В. выделяет основные характерные черты риска:
– вероятность — возможность наступления неблагоприятных последствий в будущем;
– реальность — последствия действительно могут произойти;
– оценочность — риск может быть оценен и измерен.
Мировая практика, а именно финансово-экономический кризис в 2008 году показали, что риск-ориентированный подход не должен опираться только на анализ и количественные показатели финансово-хозяйственной деятельности субъектов финансового рынка. В соответствии с данными событиями риск-ориентированный надзор претерпел нововведения: в него были внедрены качественные показатели, которые направлены на оценку самой политики, проводимой финансовыми организациями. Однако, данные риски не находят себе закрепления в соответствующих нормативно-правовых актах. К таким рискам некредитных финансовых организаций можно отнести:
– рыночный риск , который заключается в том, что в случае изменения некоторых показателей, к которым относятся рыночная цена, курсы иностранных валют, а также цены на драгоценные металлы, может возникнуть риск убытков.
– риск ликвидности , заключающийся в том, что некоторые некредитные финансовые организации неспособны финансировать свою деятельность, а также выполнять обязательства по устранению услуг кредитования.
– кредитный риск — риск, который вытекает из предыдущего, который заключается в неисполнении, несвоевременном либо неполном исполнении контрагентом некредитные финансовой организации своих обязательств.
– операционный риск — риск, заключающийся в наступлении неблагоприятных последствий, вызванных сбоем во внутренних процедурах и (или) системах контроля некредитной финансовой организации вследствие внутренних неполадок.
– репутационный риск — убытки, понесенные некредитной организации вследствие потери деловой репутации со стороны клиентов.
Хочется отметить, что Центральным Банком Российской Федерации могут применятся нормативные акты по отношению к отдельным финансовым организациям, которые предусматривают отдельные виды рисков, связанные с конкретной деятельностью той или иной организации. Таким образом, в соответствии с Указаниями Банка России от 21.08.2017 г. «О требованиях к организации профессиональным участникам рынка ценных бумаг системы управления рисками, связанными с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и с осуществлением операций с собственным имуществом, в зависимости от вида деятельности и характера совершаемых операций» [7] в отношении профессиональных лиц, осуществляющих операции с ценными бумагами, устанавливаются кастодиальный и коммерческий риски. К различными некредитным организациям, которые обладают определенной значимостью для экономики страны, Банк России разрабатывает свои риск-ориентированные подходы.
Если рассматривать риск-ориентированные подходы Банка России по отношению к кредитным финансовым организациями, то к принципам такого подхода относятся:
– приоритет содержательного подхода над формальным;
– определение проблем кредитных финансовых организаций на раннем этапе;
– внутреннее совершенствование в кредитных финансовых институтах отделов, связанных с расчетами рисков;
– эффективность принимаемых мер, по предотвращению появления кризиса в той или иной организации.
С 2017 года Банк России реализует концепцию по пропорциональному регулированию кредитных финансовых организаций. Данная концепция основана на том, что в зависимости от объема капитала банка, к нему будут применятся те или иные методы по риск-ориентированному регулированию. Однако, стоит отметить, что данный принцип является не точным, и не может в полной мере оценивать риски тех или иных организаций, поскольку капитал банка не может характеризовать его бизнес-модель или подверженность рискам. Такое разделение, на мой взгляд является неверным, поскольку наиболее эффективным являлась бы дифференциация по кредитным рейтингам, так как при подсчете данного рейтинга специализированным агентством уровень рисков учитывается наиболее точнее.
Хочется отметить, что риск-ориентированный подход имеет два уровня применения: микро- и макроуровень. В случае микроуровня рассматривается отдельная кредитная организация и учитываются все стадии ее развития и функционирования. Ученые выделяют три стадии функционирования кредитной финансовой организации: создание организации, ее текущая деятельность и рост экономических проблем. К каждой стадии у Банка России имеются свои задачи и виды надзора. Рассмотрим поподробнее:
- Создание кредитной финансовой организации . Задачами Банка России на данном уровне являются анализ и проверка документов для выявления потенциально проблемной организации. На данном этапе Банк России может отсеивать организации, которые уже на начальном этапе имеют риски. К методам надзора на данном уровне относятся: государственная регистрация в соответствии с законодательством, а также прохождение лицензирования на право заниматься соответствующей деятельностью.
- Текущая деятельность . На данной стадии жизни кредитной финансовой организации перед Банком России ставятся задачи о выявлении и своевременном устранении возникающих проблем. Методы, использующиеся на этом этапе — инспекционные проверки, проверка отчетности организации и прочее.
- С ростом экономических проблем , Центральный Банк ставит перед собой задачи по своевременному устранению проблем, либо оказанию какой-либо помощи по новому развитию. Методами на данном этапе являются ликвидационные мероприятия, оказание помощи.
Данные методы являются приемлемыми в условиях рыночной экономики и минимизируют государственное участие в экономическом секторе.
Макроуровень имеет, в свою очередь, только две стадии. Это объясняется тем, что экономика на макроуровне имеет более общее представление о всех хозяйственно-экономических процессах в стране. Таким образом, выделяют следующие стадии:
- Общий анализ состояния экономики на данный момент . На данной стадии выполняется мониторинг и выявление всех риск образующих факторов. Инструментами же на данной стадии являются все те же оценочные нормы показателей экономики страны, а также ее секторов.
- Прогнозирование макроэкономической ситуации на перспективу . На данной стадии происходит оценка рисков в будущем при введении тех или иных преобразований, оценка финансовой устойчивости организаций. К инструментам на данном уровне относятся различные тестирования, анализ сценариев, а также системы раннего предупреждения.
Ярким примером второй стадии является стресс-тестирование, проведенное Банком России в 2018 году, результаты которого показали приемлемый уровень устойчивости экономики.
Подводя итог, можно отметить, что на сегодняшний день надзор Центрального Банка Российской Федерации имеет свои недостатки, однако, данные недостатки являются поправимыми и их решение не является первостепенным, поскольку финансовый рынок в 2022 году показал свою устойчивость на фоне геополитических проблем. В нормальных экономических условиях данная политика Банка России может показывать высокий уровень эффективности. Методы и способы осуществления надзора Банком России являются достаточно демократическими и позволяют государству минимизировать вмешательство в рыночную экономику, а риск-ориентированный подход позволяет большому количеству организаций осуществлять свою деятельность невзирая на современные обстоятельства.
Литература:
- Банковская система в современной экономике: учебное пособие. 2-е издание, стереотипное / Под ред. О. И. Лаврушина. — М.: «КОНКУРС», 2012.
- Карпов К. А. Роль Банка России в регулировании и осуществлении надзора на рынке ценных бумаг. Вестник Университета имени О. Е. Кутафина «Экономика и бизнес». — 2022. С. 180–190.
- Чистюхин В. В. Современная модель надзора за некредитными финансовыми организациями. Актуальные проблемы российского права. — 2022. С. 60–72.
- Бобкова О. В., Дубова С. Е. Риск-ориентированность как стратегическое направление развития и надзора за деятельностью финансово-кредитных институтов в России. Сборник научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством». — 2020. С. 10–16.
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с. изм. и доп. от 06.10.2022, № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, № 8-ФКЗ) // Рос. газета 1993. 25 дек.; Официальный Интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.02.2023
- Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Собрание законодательства РФ, 15.07.2002, N 28, ст. 2790.
- Указание Банка России от 21.08.2017 г. № 4501-У «О требованиях к организации профессиональным участникам рынка ценных бумаг системы управления рисками, связанными с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и с осуществлением операций с собственным имуществом, в зависимости от вида деятельности и характера совершаемых операций» // Официальный Интернет-портал правовой информации http://www.cbr.ru/, 27.12.2017.