В статье автор рассматривает, какие виды наказаний могут быть применены при разглашении банковской тайны сторонним лицам, а также описывает возможные меры воздействия, применяемые к нарушителям законодательства в этой области. Определен кругл лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации банка на законных основаниях. Исследованы обновления в статье 86 Налогового кодекса.
Ключевые слова: раскрытие банковской тайны, банк, банковская деятельность, банковская тайна, Налоговый Кодекс РФ.
В условиях активного развития банковской системы России обеспечение сохранности банковской тайны становится приоритетной задачей. В российском законодательстве не предусмотрен отдельный закон о защите банковской тайны.
Действующее законодательство предусматривает следующие виды ответственности за раскрытие банковской тайны: гражданскую, административную и уголовную. Таким образом, современный институт банковской тайны раскрывается в действующих нормативных документах — Гражданском Кодексе Российской Федерации (статья 857) [1] и Федеральном законе № 395–1 «О банках и банковской деятельности» [5], а наказание за его нарушение предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях (статья 13.14) [2] и Уголовным Кодексом (статья 183) [3].
Гражданская ответственность заключается в возмещении ущерба или убытков. Необходимо установить факт реального ущерба или убытков, а также доказать причинно- следственную связь между убытками физического лица и действиями сотрудников банка. Отметим, что именно банк в качестве стороны, выступающей в банковском договоре, будет являться субъектом такой ответственности. За разглашение банковской тайны другие субъекты гражданско-правовой ответственности не несут [7].
К административной ответственности могут привлечь за раскрытие информации с ограниченным доступом, как это предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях [2]. Заявление клиента банка в полицию или прокуратуру может послужить основанием для возбуждения административного дела. Ответственность наступает в тот момент, когда происходит разглашение конфиденциальной информации. В качестве правонарушителя может выступать физическое, должностное лицо или юридическое лицо, которое получило доступ к данной информации в результате выполнения служебных обязанностей. За совершение такого правонарушения предусмотрено наказание в виде административного штрафа на граждан — до 10 000 рублей, на должностное лицо до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, на юридическое лицо — до 200 000 рублей.
За разглашение сведений банковской тайны третьим лицам, не определенных для этого законодательно, предусмотрено привлечение субъекта к уголовной ответственности [3]. Выбор наказания зависит от того, какова тяжесть последствий от разглашения данной информации.
Отметим, что виновному может быть назначено наказание в виде:
– штрафа до 1 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до 3 лет;
– лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
– принудительных работ на срок до 5 лет;
– лишения свободы сроком до 7 лет.
Отметим, что данная статья, помимо сотрудников банковских организаций, может быть применена и к другим лицам, которые могли обладать информацией, составляющей банковскую тайну, и также нарушили её.
Ответственность за разглашение банковской тайны предусмотрена для:
– лиц, получивших сведения, которые составляют банковскую тайну путем похищения документов, подкупа, угроз или любым другим незаконным действием;
– а также если лицо, которому доверена банковская тайна, раскрыло сведения по службе или работе без согласия владельца, в том числе, если это причинило крупный ущерб, было совершено группой лиц по предварительному сговору, было совершено из корыстной заинтересованности, или повлекло тяжкие последствия.
Статья 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395–1 «О банках и банковской деятельности» [5] устанавливает исчерпывающий (закрытый) список лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации банка, причем этот список постоянно растет и дополняется новыми участниками.
В перечень органов, уполномоченных получать соответствующую информацию, помимо судов и следственных органов, входят: Счетная палата, налоговые органы, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, правоохранительные органы (судебные приставы), другие органы, определенные президентом в случае проверки в соответствии с законодательством о борьбе с отмыванием денег.
Расширенный доступ ФНС к банковской тайне с 17 марта 2021 года.
До внесения изменений в статью 86 Налогового кодекса РФ [4], работники налоговой службы в ходе проверок получали информацию о движениях средств по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей, данные об остаточных средствах на счетах и размерах задолженности.
Однако, из-за некорректного формулирования и отсутствия четких норм в законодательстве, зачастую возникали спорные ситуации между банками и налоговой службой, связанные с представлением полного комплекта документов. Банки иногда отказывались предоставлять информацию, которая, по их оценке, не влияет на налоговые обязательства клиентов. В свою очередь, налоговая служба нередко накладывала штрафы на банки, предусмотренные статьей 126 Налогового кодекса [4].
Тем не менее, Федеральный закон от 17.02.2021 N6-ФЗ [6] помог устранить большую часть этих споров. Обновления в статье 86 Налогового кодекса [4] определили сроки и перечень документации, предоставляемых банками по запросу Федеральной налоговой службы, а также обоснованность их представления.
Налоговые органы могут запрашивать информацию только при определенных условиях. В отношении организаций и ИП:
– проведение налоговой проверки;
– вне рамок проверки по отдельным сделкам;
– принятие решения о взыскании налогов;
– принятие решения о приостановлении или отмене приостановления операций по счетам;
– принятие решения о приостановлении или отмене приостановления переводов электронных денежных средств;
– в рамках международного сотрудничества.
Как и прежде, у налоговой службы отсутствует прямой доступ к выпискам об операциях физических лиц. В этом отношении новый закон изменений не вносит. Ведомство может получить сведения о расчетах только в случае проведения налоговой проверки в отношении физического лица и при наличии разрешения со стороны руководителя вышестоящего налогового органа или Федеральной налоговой службы на такой доступ. Таким образом, налоговая получила доступ к копиям паспортов клиентов банков, доверенностей на распоряжение средствами, договоров на открытие счета и образцам подписей. Ведомству это нужно, чтобы находить неучтенные доходы граждан и доначислять налоги.
Для добросовестных налогоплательщиков поправки ничего не поменяют, уверены ФНС, но юристы опасаются, что утечек персональных данных станет больше [8].
На основании вышеизложенного можно отметить следующее. Государство охраняет банковскую тайну в интересах обеспечения стабильности и безопасности финансовой системы, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, сохранения доверия к банковским учреждениям и укрепления общественного порядка. Банковская тайна гарантирует конфиденциальность информации о вкладах, счетах и операциях клиентов банков, что позволяет им сохранять анонимность и защищать свои финансовые интересы. Кроме того, сохранение банковской тайны способствует предотвращению отмывания денег, финансирования терроризма и других незаконных финансовых операций.
Литература:
- «Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023, с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023) // Российская газета от 6, 7, 8 февраля 1996 г. N 23, 24, 25
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023) //Российская газета от 31 декабря 2001 г. N 256
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023, с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023) // Российская газета от 18 (ст.ст. 1–96), 19 (ст.ст. 97–200), 20 (ст.ст. 201–265), 25 (ст.ст. 266–360) июня 1996 г. N 113, 114, 115, 118.
- «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 04.08.2023, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) // Российская газета от 6 августа 1998 г. N 148–149
- Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395–1 (ред. от 04.08.2023, с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2023) //Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г. N 27 ст. 357
- Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» от 17.02.2021 N 6-ФЗ// Российская газета от 19 февраля 2021 г. N 36
- «К вопросу о понятии и правовом регулировании банковской тайны» — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-i-pravovom-regulirovanii-bankovskoy-tayny?ysclid=lopmyhsgy4919856517
- Налоговая получила расширенный доступ к банковской тайне. Что это значит для вас (sravni.ru)
- «Зачем налоговой инспекции ваша банковская тайна? | ФНС России | 35 Вологодская область» — URL: https://www.sravni.ru/text/nalogovaja-poluchila-rasshirennyj-dostup-k-bankovskoj-tajne-chto-ehto-znachit-dlja-vas/ (nalog.gov.ru)
- «Что нужно знать о новых правилах доступа ФНС к банковской тайне — Контур» — URL: https://kontur.ru/articles/6185?ysclid=lopn0y8or3557625255