Статья преследует цель раскрытия основных постулатов законодательства, на которых базируется лицензирование индивидуальных предпринимателей в Приднестровской Молдавской Республике. В статье описывается перечень документов, которые необходимы для оформления лицензии, срок, на который может быть выдана лицензия, срок, в течение которого уполномоченный орган должен рассмотреть заявку, ответственность за нарушение законодательства в данной сфере. Особое внимание уделено перечню видов деятельности, которые могут осуществляться индивидуальным предпринимателем на основе лицензии. Также статья содержит краткий обзор органов, уполномоченных в сфере лицензирования.
Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица [1]. Для этого необходимо пройти государственную регистрацию в уполномоченном органе в качестве индивидуального предпринимателя.
В Приднестровской Молдавской Республике функции государственного регистратора осуществляет Государственная служба регистрации и нотариата Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики, в отличие от Российской Федерации, где обозначенные полномочия включены в компетенцию налоговых органов.
Государственная регистрация является первым этапом в формировании правового статуса индивидуального предпринимателя. Для осуществления дальнейшей деятельности ему необходимо встать на налоговый учет и получить ряд разрешительных документов, одним из которых является лицензия.
Лицензия — это специальное разрешение на осуществление конкретного вида предпринимательской деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом индивидуальному предпринимателю [2].
Необходимость получения данного документа обусловлена угрозой, которую может повлечь осуществляемая деятельность. В этой связи законодателем решено, что лицензированию подлежат те виды предпринимательской деятельности, осуществление которых является опасным для жизни и здоровья неограниченного круга лиц, не участвующих в их осуществлении, и может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне и безопасности государства, регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В науке угроза безопасности трактуется, как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства, реальную и потенциальную угрозу [3].
Закон Приднестровской Молдавской Республики от 10 июля 2002 года № 151-З-III «О лицензировании отдельных видов деятельности» выделяет индивидуальных предпринимателей, как отдельную группу хозяйствующих субъектов в системе лицензирования, устанавливая для них особую регламентацию. Она заключается в установлении для индивидуальных предпринимателей обособленного перечня видов деятельности, которыми можно заниматься (статья 18 закона).
Анализ указанного перечня показал, что он значительно меньше, чем перечень, разрешенный юридическим лицам. Это обусловлено в первую очередь отличием правового статуса указанных категорий субъектов предпринимательского права [4].
Так, законодательством разрешено индивидуальным предпринимателям заниматься в Приднестровье на основе лицензии следующими видами деятельности: медицинская деятельность, ветеринарная деятельность, деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ, детективная деятельность, оказание охранных услуг, ведение образовательной деятельности, нотариальная деятельность, деятельность в области почтовой связи, международные автомобильные перевозки пассажиров, оценочная деятельность и др.
Всего перечень насчитывает 14 видов деятельности. В основном это деятельность по предоставлению услуг, не нуждающаяся в какой-то особенной отчетности, как того требует, например, деятельность, связанная с производством и распространением пиротехнических изделий [5].
Основополагающим в сфере лицензирования является соответствие индивидуальных предпринимателей лицензионным условиям и квалификационным требованиям. Для каждого вида деятельности они свои. Устанавливаются, как правило, отдельными постановлениями Правительства Приднестровской Молдавской Республики.
На каждый вид деятельности выдается отдельная лицензия. Однако выдаваемая лицензия может иметь ограниченное применение по виду деятельности, если у индивидуального предпринимателя отсутствует материально-техническая база или квалификация для осуществления лицензируемого вида деятельности в полном объеме.
Законодательство позволяет индивидуальным предпринимателям оформлять лицензию от 5 до 10 лет, а также бессрочно. Соответственно, от срока действия лицензии зависит размер лицензионного сбора. По окончании срока действия лицензии предприниматель заблаговременно должен ее продлить, если намерен продолжить свою деятельность. В продлении срока действия лицензии может быть отказано компетентными органами в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий со стороны лицензиата.
Для оформления лицензии индивидуальному предпринимателю необходимо подать заявление, в котором должно быть указано ФИО, реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина, лицензируемый вид деятельности, который предприниматель намерен осуществлять, срок, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие квалификацию соискателя лицензии (если таковые требуются для осуществления деятельности), наличие материальных и иных ресурсов, необходимых для осуществления деятельности (если без их наличия деятельность не может осуществляться), наличие прав собственности или пользования на здание, сооружение, а также оборудование, с помощью которых осуществляется лицензируемый вид деятельности.
Уполномоченный орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 3 рабочих дней. Более короткие сроки могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. После принятия уполномоченным органом положительного решения о выдаче лицензии ее выдача производится в течение 1 рабочего дня со дня оплаты лицензионного сбора.
Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии или с нарушением ее условий влечет административную ответственность. Так, Кодекс Приднестровской Молдавской Республики об административных правонарушениях устанавливает ряд составов, которые распространяются на индивидуальных предпринимателей, например: статья 6.5. (Незаконное занятие частной медицинской или частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной), статья 13.8.1. (Незаконное продвижение услуг оператора электросвязи), статья 14.1. (Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), а равно с нарушением порядка осуществления предпринимательской деятельности) [6].
Размер санкций значительно ниже, чем для юридических лиц и должностных лиц. Однако важно, что законодатель не упустил из правовой регламентации такой важный аспект, как ответственность индивидуальных предпринимателей.
Интересным фактом в системе лицензирования деятельности, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, является норма пункта 2 статьи 4 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 10 июля 2002 года № 151-З-III «О лицензировании отдельных видов деятельности», которая устанавливает запрет органам государственной власти понуждать физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, приобрести лицензию, если указанное лицо обладает сертификатом на осуществление этого вида деятельности или аккредитовано уполномоченным на то органом власти. Таким образом законодательство предоставляет индивидуальным предпринимателям широкое поле для маневрирования при выборе разрешительных документов в сфере экономической деятельности.
Литература:
- Е. А. Сукясян. Предпринимательское право России. — М: Эксмо, 2007. — С. 21.
- Закон Приднестровской Молдавской Республики от 10 июля 2002 года № 151-З-III «О лицензировании отдельных видов деятельности» (редакция от 5 апреля 2023 года). — Текст: электронный // Законодательство Приднестровья: [сайт]. — URL: https://pravopmr.ru/Default.aspx (дата обращения: 30.10.2023).
- Г. М. Дехтярь. Лицензирование и сертификация в туризме. Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2005. Текст: электронный: [сайт]. — URL: https://library.asue.am/books/3623.pdf.
- Постановление Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 28 августа 2017 года № 219 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и распространению пиротехнических изделий» (редакция от 1 ноября 2023 года). — Текст: электронный//Законодательство Приднестровья: [сайт]. — URL: https://pravopmr.ru/Default.aspx (дата обращения: 31.10.2023).
- А. И. Балашов, В. Г. Беляков. Предпринимательское право для экономистов. — М.: Юрайт, 2023. — С. 42.
- Кодекс Приднестровской Молдавской Республики об административных правонарушениях (редакция от 24 октября 2023 года). –Текст: электронный//Законодательство Приднестровья: [сайт]. — URL: https://pravopmr.ru/Default.aspx (дата обращения: 8.11.2023).