Проблема выбора между индивидуальным и коллективным благом на примере произведения «Семнадцать мгновений весны» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 10.11.2023

Статья просмотрена: 182 раза

Библиографическое описание:

Чернобровин, М. А. Проблема выбора между индивидуальным и коллективным благом на примере произведения «Семнадцать мгновений весны» / М. А. Чернобровин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107557/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассматривается тема самопожертвования с двух сторон: как литературный приём, и как жизненное явление. Автор раскрывает эту тему путём анализа романа Юлиана Семёнова «17 мгновений весны». Главная задача — найти причины самопожертвования и побудить читателя на более глубокое изучение темы.

Ключевые слова: героизм, роман, самопожертвование, самоотверженность.

17 мгновений весны — роман Юлиана Семёнова, сюжет которого построен на противодействии попыткам сепаратных переговоров Германии и союзников СССР. Главный герой — Макс Отто фон Штирлиц, он же Максим Максимович Исаев — умный, харизматичный, трудолюбивый, ответственный, одним словом: идеальный разведчик. Отдельный акцент нужно сделать на профессиональных качествах героя. Профессионализм, в данном случае, становится доминирующим качеством офицера (немецкого — сделавшего блистательную карьеру, русского — способного годы работать на грани, но без срывов) [1]. Главная сюжетная линия строится вокруг интеллектуальной «игры» Штирлица с нацистским командованием, где Максим Максимович старательно ссорит и компрометирует нацистских генералов, и одновременно выполняет задачу из центра.

Героев в романе «17 мгновений весны» множество. Например, Кэт, хранившая тайну, несмотря на давление нацистов посредством пыток её ребёнка, а также Плейшнер, пожертвовавший собой в момент безвыходной ситуации, дабы не подставить разведчика Исаева [2]. Но особенное место в произведении занимает всё же Штирлиц, который пожертвовал многим ради общего блага. Попробуем, используя цикл произведений Юлиана Семёнова, составить краткую биографию разведчика[1].

В 1922 году молодой чекист по поручению руководства эвакуируется с белыми войсками из Владивостока в Японию, в течение последующих лет он постоянно находится на заграничной работе. В 1923 году у него рождается сын — Александр. В 1927 году Исаев отправлен с Дальнего Востока в Европу, для работы в НСДАП. В 1938 году работал в Испании, в 1941 в Югославии, Польше и Украине, в начале 1943 под Смоленском, а с середины 1943 в Берлине. После событий романа «17 мгновений весны», Штирлиц попал под разработку Мюллера, и во время битвы за Берлин был ранен, после чего вывезен в Испанию, где проживал на конспиративной квартире СС под именем Макса Брунна. Позже на разведчика началась охота немецких спецлужб, и Максим Исаев при помощи резидента Пола Роумэна вылетел в Южную Америку. После этих событий советский разведчик попал в поселения нацистов в лесах Аргентины, где арестовал Мюллера. Ну и наконец, серия книг о Штирлице завершается тем, что разведчика отправили в Совесткий Союз, где он узнает, что его жену и сына расстреляли, а самого героя сажают в тюрьму. Из тюрьмы Исаева освободили только после смерти Сталина, и разведчика наградили званием Героя Советского Союза.

Самопожертвование — это процесс, при котором человек сознательно идёт на значительный риск, грозящий смертью или значительным ущербом собственному здоровью ради чего-либо. В нашей ситуации Штирлиц жертвовал своей жизнью, то есть добровольно отказывался от личной жизни и полностью отдавался работе разведчика. На протяжении многих лет он находился вдалеке от дома, жены и сына. Однако, читателю может показаться неочевидным по каким причинам главный герой променял свои лучше годы на жизнь вдали от родины.

Будет правильно, ещё раз подчеркнуть, что во время Великой Отечественной войны, и в период других потрясений, многие люди жертвовали собой ради блага других. Штирлиц же для нас является коллективным персонажем, который содержит в себе судьбы тысячи таких же героев. «Штирлиц — образ собирательный, является плодом блестящей авторской фантазии Юлиана Семенова» [3]. Объектом статьи выбран именно разведчик Исаев с той целью, чтобы проанализировать конкретную ситуацию, а не рефлексировать над общим явлением.

Итак, вернёмся к центральному роману цикла произведений о разведчике Штирлице. Произведение начинается с воспоминания разведчика о своём деде, который умел разговаривать с птицами [2]. На такие воспоминания натолкнула февральская природа Германии. Эта сцена является актом тоски по родным краям и родственникам, такой художественный приём Юлиан Семенов использует специально, чтобы акцентировать внимание на том, что Штирлиц — не бездушная машина, а наоборот, обычный человек, который жертвуя собой, не забывает о своём доме. Ещё одним показательным примером героизма разведчика является его решение продолжить работать после успешного выполнения задания из центра (выявление и срыв намечающихся сепаратных переговоров между Рейхом и западными союзниками) [2]. Это моральный выбор сильного человека, которым и является Максим Максимович. Попробуем «копнуть» глубже, а именно углубимся в психологию Штирлица — возможно, так мы найдём объяснение его самоотверженной работе.

«Является ли самопожертвование частью природы человека?» — об этом рассуждает психотерапевт и нейропсихолог Алена Ванченко: «У Homo sapiens в принципе нет гормонального фона, под воздействием которого он отдал бы ближнему последнюю рубашку. Жертвование собой — это в первую очередь поведенческая стратегия, которая была выработана с целью сохранения близких, спасения потомства. Похожий алгоритм поведения есть у многих млекопитающих, они могут жертвовать собой ради сородичей. Но в случае с человеком это поведение диктуется в основном социокультурными и психологическими факторами» [4]. Исходя из комментария специалиста, становится ясно, что природа здесь не причём, и нужно рассмотреть социокультурные влияния на действия Штирлица. Одним из таких факторов учёные выдвигают чувство патриотизма. Безусловно, Максим Максимович является патриотом. Такой вывод можно сделать исходя из его биографии, приведённой выше. Федосеева И. А. и Перевозкина Ю. А. считают, что структура патриотизма состоит из относительно самостоятельных элементов: фактор альтруизма, фактор героизма, интеллектуально-нравственный фактор [5]. Таким образом, патриотизм Штирлица занимает важное место в структуре его личности. Внутреннее желание героя является ещё одним социокультурным фактором. По жизни разведчика Исаева видно, что он отдаёт себе отчёт о своих действиях — например, становится членом ГПУ во время гражданской войны. Ещё одной основой самопожертвования является любовь. Любовь не только ко второй половинке, к родственникам или Родине, но и любовь ко всем людям, ради которых ты совершаешь свой подвиг. Именно эта черта составляет большую часть личности Штирлица.

Каждый, кто читал произведения Юлиана Семёнова, знает, что Максим Исаев является интеллигентом. Но является ли самопожертвование следствием интеллигентности, или наоборот, самопожертвование это черта интеллигента? Наумов П. Ю. и Повшедная Ф. В. рассуждая на эту тему в своей работе, приходят к однозначному ответу. «Системообразующими признаками интеллигентности офицера выступают его образованность и воспитанность, идейная убежденность в собственных ценностях и готовность к самопожертвованию ради них» [6]. Анализируя приведённую цитату, можно сделать вывод, что интеллигентность повлияло на самопожертвование Штирлица.

«Штирлиц — герой «нашего» времени» [7]. Советский разведчик Исаев, как и многие другие, является героем, которого таким сделало общество. Он сформировал свои взгляды и идеи, обрёл любовь именно в процессе социализации и жизни среди людей, таких же, как и он. И главная основа его самоотверженного героизма — люди, ради которых он жертвовал своей жизнью.

Подводя итоги работы, можно сделать вывод, что решение пожертвовать собой ради общего блага делает каждый самостоятельно. Нельзя утверждать, что каждый должен быть разведчиком Исаевым, но и напротив, общество без таких героев не смогло бы нормально функционировать. Трудно представить каким был бы мир, без таких героев как Александр Матросов, Николай Гастелло, Лёня Голиков, Зина Портнова, Алексей Маресьев. Самопожертвование является нравственным выбором, и когда люди с ним сталкиваются, они должны понимать ради чего они совершают свой подвиг. Такой поступок всегда заслуживает уважения, и главный вопрос, который, по мнению автора, должен возникать у читателя: «Смогу ли я?».

Работа выполнена в рамках деятельности студенческого научного кружка «Вопросы права в мировой художественной литературе» на базе Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации.

Литература:

  1. «И в огонь, и в воду», или Почему влюбленные склонны жертвовать собой. — Текст: электронный // Theory & Practice: [сайт]. — URL: https://theoryandpractice.ru/posts/19681-i-v-ogon-i-v-vodu-ili-pochemu-vlyublennye-sklonny-zhertvovat-soboy (дата обращения: 19.10.2022).
  2. Залесский, К. Семнадцать мгновений весны. Кривое зеркало Третьего рейха. / К. Залесский. — Москва:, 2006. — 33 c. — Текст: непосредственный.
  3. Мурадов, А. Б. Современный герой в хронотопе военного времени / А. Б. Мурадов, К. А. Шергова. — Текст: непосредственный // Вестник ВГИК. — 2017. — № 4. — С. 37–50.
  4. Наумов, П. Ю. Психологическая природа интеллигентности офицера / П. Ю. Наумов, Ф. В. Повшедная. — Текст: непосредственный // Вестник Мининского университета. — 2020. — № 2. — С. 12–25.
  5. Семёнов, Ю. С. Семнадцать мгновений весны / Ю. С. Семёнов. — Москва: Эксмо, 2016. — 640 c. — Текст: непосредственный.
  6. Федосеева, И. А. Феномен патриотизма сквозь призму психосемантического пространства современной молодежи / И. А. Федосеева, Ю. А. Перевозкина. — Текст: непосредственный // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2017. — № 2. — С. 303–311.
  7. Якушева, Л. А. Актуализация, мифологизация и трансформация литературного героя: феномен Штирлица / Л. А. Якушева. — Текст: непосредственный // Верхневолжский филологический вестник. — 2020. — № 4. — С. 189–195.

[1]Смотреть подробнее: цикл романов Юлиана Семёнова

Основные термины (генерируются автоматически): Семенов, Берлин, герой, главный герой, Испания, Максим Исаев, разведчик, самопожертвование.


Ключевые слова

роман, героизм, самопожертвование, самоотверженность

Похожие статьи

Категория пространства в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В статье рассматривается ключевая единица художественного хронотопа — пространство. Доказывается, что романное пространство «Преступления и наказания» репрезентирует психологическое состояние героя, в то же время определяет его душевные трансформации...

Труд как личностный выбор в культуре шестидесятников (на примере пьес В. С. Розова «Страница жизни» и «В добрый час»)

Статья посвящена мотивам выбора личности и познания бытия путем физического труда в творчестве советского писателя и драматурга Виктора Сергеевича Розова. Предметом исследования является анализ двух пьес В. С. Розова: «Страница жизни» и «В добрый час...

Экфрасис и его роль в отражении идейно-эстетических взглядов В. В. Вересаева в рассказе «Состязание»

В статье рассматривается приём экфрасиса в рассказе В. В. Вересаева «Состязание». Отмечается, что использование экфрасиса способствует выражению идейно-эстетических взглядов писателя, его понимания сущности искусства. Автор статьи приходит к выводу, ...

Трансформация литературной традиции в современной прозе о войне (на примере романа «Патологии» З. Прилепина)

В статье рассматриваются концептуальные аспекты осмысления военной темы в современной прозе. Роман З. Прилепина «Патологии», в частности, отражая экзистенциальное переживание травматического опыта войны героем, демонстрирует трансформацию литературно...

Тема самопожертвования в произведениях русской и немецкой литературы

В статье авторы пытаются раскрыть сущность самопожертвования на примере произведений русской и немецкой литературы.

Проблема одиночества в «Опытах» Марины Вишневецкой

В статье автор затрагивает тему одиночества, как одну из главных в творчестве современных писателей на примере цикла рассказов «Опыты» Марины Вишневецкой.

Парентеза в романе Т. Фонтане «Эффи Брист»

В статье рассматриваются особенности использования парентез в немецком романе Т. Фонтане «Эффи Брист». На основе анализа обосновывается мысль о том, что парентеза представляет собой оригинальное средство выражения авторского «я», которое позволяет пи...

Координаты счастья героев А. Камю (по повести «Посторонний»)

Что есть счастье? «Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения», как диктуется в толковом словаре. Чаще всего оно заметно по сверкающим глазам и искренней улыбке. Но возможно ли счастье, которое осуждают и не принимают другие? В данной статье...

Анализ авторской манеры повествования в раскрытии многогранностей характера главного героя повесть А.С. Пушкина «Выстрел»

В статье рассматривается характер главного героя повести А. С. Пушкина «Выстрел». Акцентируются его многогранности. Особое внимание уделяется манере повествования автора в раскрытии неоднозначного существования человеческого «я» Сильвио.

Показуемая истина: роман «Идиот» Ф. М. Достоевского

Роман Достоевского полифонический, значит на пути поиска Истины есть возможность её не найти вовсе. Если дать определение Истины в корреспондентском ключе, то в таком раскладе мысль должна соответствовать своему предмету, но это не снимает вопросов в...

Похожие статьи

Категория пространства в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В статье рассматривается ключевая единица художественного хронотопа — пространство. Доказывается, что романное пространство «Преступления и наказания» репрезентирует психологическое состояние героя, в то же время определяет его душевные трансформации...

Труд как личностный выбор в культуре шестидесятников (на примере пьес В. С. Розова «Страница жизни» и «В добрый час»)

Статья посвящена мотивам выбора личности и познания бытия путем физического труда в творчестве советского писателя и драматурга Виктора Сергеевича Розова. Предметом исследования является анализ двух пьес В. С. Розова: «Страница жизни» и «В добрый час...

Экфрасис и его роль в отражении идейно-эстетических взглядов В. В. Вересаева в рассказе «Состязание»

В статье рассматривается приём экфрасиса в рассказе В. В. Вересаева «Состязание». Отмечается, что использование экфрасиса способствует выражению идейно-эстетических взглядов писателя, его понимания сущности искусства. Автор статьи приходит к выводу, ...

Трансформация литературной традиции в современной прозе о войне (на примере романа «Патологии» З. Прилепина)

В статье рассматриваются концептуальные аспекты осмысления военной темы в современной прозе. Роман З. Прилепина «Патологии», в частности, отражая экзистенциальное переживание травматического опыта войны героем, демонстрирует трансформацию литературно...

Тема самопожертвования в произведениях русской и немецкой литературы

В статье авторы пытаются раскрыть сущность самопожертвования на примере произведений русской и немецкой литературы.

Проблема одиночества в «Опытах» Марины Вишневецкой

В статье автор затрагивает тему одиночества, как одну из главных в творчестве современных писателей на примере цикла рассказов «Опыты» Марины Вишневецкой.

Парентеза в романе Т. Фонтане «Эффи Брист»

В статье рассматриваются особенности использования парентез в немецком романе Т. Фонтане «Эффи Брист». На основе анализа обосновывается мысль о том, что парентеза представляет собой оригинальное средство выражения авторского «я», которое позволяет пи...

Координаты счастья героев А. Камю (по повести «Посторонний»)

Что есть счастье? «Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения», как диктуется в толковом словаре. Чаще всего оно заметно по сверкающим глазам и искренней улыбке. Но возможно ли счастье, которое осуждают и не принимают другие? В данной статье...

Анализ авторской манеры повествования в раскрытии многогранностей характера главного героя повесть А.С. Пушкина «Выстрел»

В статье рассматривается характер главного героя повести А. С. Пушкина «Выстрел». Акцентируются его многогранности. Особое внимание уделяется манере повествования автора в раскрытии неоднозначного существования человеческого «я» Сильвио.

Показуемая истина: роман «Идиот» Ф. М. Достоевского

Роман Достоевского полифонический, значит на пути поиска Истины есть возможность её не найти вовсе. Если дать определение Истины в корреспондентском ключе, то в таком раскладе мысль должна соответствовать своему предмету, но это не снимает вопросов в...

Задать вопрос