В настоящей статье раскрываются особенности понятия конституционно-правовой ответственности. Автором раскрыты признаки конституционно-правовой ответственности и выявлены их сущностные особенности. Особое внимание уделено основаниям конституционно-правовой ответственности. Указаны основные моменты, которые позволяют решить возникшую проблему.
Ключевые слова : конституционно-правовая ответственность, понятие и признаки конституционно-правовой ответственности, основания конституционно-правовой ответственности, субъекты конституционно-правовой ответственности, конституционные деликты.
В последние годы теория конституционного права активно разрабатывает институт конституционно-правовой ответственности. Важнейшим является уяснение понятийного аппарата, а именно понятия конституционно-правовой ответственности.
Конституционное право, как важнейшая отрасль права, предусматривает перечень санкционных механизмов, направленных на обеспечение прямого действия Основного закона [1]. В этом проявляется актуальность изучения понятия конституционно-правовой ответственности.
В таких условиях уместным представляется сформировать суждение о том, что посредством конституционных норм реализуется ответственность не только юридическая, но и политическая.
В условиях доктрины общественного договора, ставшей теоретической основой трансформации политических режимов по пути либерализации, прежде всего западных демократий, конституция, принимаемая путем всенародного референдума, рассматривается как материальное оформление общественного договора [2, с. 99].
Конституционализируя волю народа, являющуюся первичным феноменом по отношению к правовой системе, основной закон становится актом не только юридическим, но и политическим. Соответственно, санкции в конституционном праве не могут рассматриваться в отрыве от политической ответственности, которая в современном научном измерении выступает в роли негативных санкций, не имеющих, как правило, формального определения.
Понятию конституционно-правовой ответственности посвящено множество научных трудов. Это связано с неопределенностью правовой природы рассматриваемого института, а также отсутствием единства в подходе об определении признаком конституционно-правовой ответственности.
В целом исходя из анализа конституционно-правовой ответственности можно выделить следующие признаки:
1) основанием конституционно-правовой ответственности выступает конституционный деликт, который выражается в нарушении не только норм Конституции РФ, но и нормативно-правовых актов конституционного права. В целом стоит отметить, что Конституция РФ, выступая в роли первичного государственно-учредительного документа, устанавливает формы ответственности для высших властных институтов в России, деятельность которых способна влиять на содержание текущих федеральных законов. В таких случаях конституционализация ответственности призвана обеспечить принцип верховенства права, содержание которого не может быть изменено в условиях турбулентности политического курса страны [3, с. 45].
В формально-юридическом аспекте институт ответственности в конституционных правоотношениях устанавливается непосредственно Конституцией РФ и федеральными законами, регулирующими вопросы государственного устройства, взаимодействие личности и государства в публичном измерении. В отличие от уголовной и административной ответственности, конституционно-правовые санкции не носят единообразного систематизированного характера и имеют в большей части восстановительные (компенсационные), нежели карательные (репрессивные), задачи [4, с. 39].
2) субъектами конституционно-правовой ответственности обладают специальной конституционной правосубъектностью. К ним относятся органы публичной власти, а также их должностные лица.
Субъектом конституционно-правовой ответственности выступает лицо, которое обладает индивидуальным самовыражением и волеизъявлением в рамках конституционных правоотношений.
В целом в состав субъектов конституционно-правовой ответственности в теории конституционного права относят органы публичной власти; органы, которые обладают особым конституционно-правовым статусом (к примеру, омбудсмена); граждан РФ и других лиц, которые обладают конституционно-правовым статусом [5, с. 21].
3) за конституционные деликты наступают специальные конституционные меры ответственности (конституционные санкции). Меры конституционно-правовой ответственности могут быть различными. К примеру, в отношении должностных лиц может применяться такая мера как лишение конституционно-правового статуса. Так, Президент РФ может быть лишен своего статуса в случаях, прописанных в Основном законе РФ.
Особенность санкций проявляется в том, что они могут быть реализованы не только в случае нарушения государственных велений, но и в случае нарушения велений населения. К примеру, лишение мандата депутата на местном уровне путем его отзыва.
4) механизм привлечения к конституционно-правовой ответственности является специальным [6, с. 4].
Таким образом, конституционно-правовая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности наступает за виновное нарушение норм конституционного права обладающими индивидуальным самовыражением и волеизъявлением субъектами конституционно-правовых отношений в результате причинения ими вреда как имущественного, так и неимущественного характера, материального или нематериального типа и влечет применение со стороны государства или населения (его представителей) через систему государственного управления в законно установленном процессуальном порядке мер ответственности в целях защиты конституционно охраняемых объектов.
Конституционно-правовая ответственность представляет собой наказание в форме введения ограничений или лишения статусных полномочий, в том числе лишения конкретного конституционно-правового статуса субъекта конституционных отношений; а по отношению к органам, а также к лицам, осуществляющим публично-правовые функции, — в форме ниспровержения требуемой высокой репутации, применяемое посредством государственного принуждения и отражающее реакцию общества на допущенное конституционное правонарушение.
Литература:
- Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года (ред. от 1 июля 2020 года) // Российская газета. — № 237. — 1993; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- Актуальные вопросы развития публичного права: учебное пособие для магистров / И. В. Бондарчук, Е. В. Евсикова. И. С. Еремина [и др.]; под редакцией д. ю.н., проф. М. И. Никулина, д.ю.н., доцента С. А. Трофимова — Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2023 С. 23.
- Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник / М. В. Баглай. — М.: Норма, 2020. — 768 с.
- Тарабан Н. А. Институт конституционной ответственности: дуализм политических и правовых начал в свете теории общественного договора / Н. А. Тарабан // Конституционное и муниципальное право. — 2020. — № 8. — С. 44–47.
- Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 томах. Т. 1 / С. В. Арбузов, Т. В. Бережная, И. А. Володько и др.; под ред. А. И. Казанника, А. Н. Костюкова. — М: Проспект, 2015. — 432 с.
- Трофимова Г. А. Понятие конституционно-правовой ответственности как отраслевого вида юридической ответственности / Г. А. Трофимова // Конституционное и муниципальное право. — 2016. — № 7. — С. 3–8.
- Трофимова Г. А. Основания конституционно-правовой ответственности Президента РФ / Г. А. Трофимова // Конституционное и муниципальное право. — 2011. — № 1. — С. 17–22.