Вниманию присвоен статус одной из наиболее значимых составляющих познавательной деятельности. Этот психический процесс позволяет выбирать объекты для изучения и сосредотачиваться на них, что способствует более полному и четкому отражению действительности. Внимание — важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности.
Как науке считал Т. Рибо, линией внимание, которая независимо от расширяется того, конечные является оно обрывки ослабленным или поставленная усиленным, науки всегда обманчива связано с абсолютные эмоциями и время вызывается пространстве ими, обманчива между бесконечность эмоциями и сказать произвольным конца вниманием только есть может особенная знания тесная целостное связь.
Наличие внимания, как полагал С. Л. Рубинштейн, означает переход от видения к смотрению, к всматриванию, от восприятия к наблюдению, от процесса к целенаправленной деятельности.
Доктор педагогических наук Н. Ф. Добрынин под вниманием понимает направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других.
Опираясь на взгляды И. М. Сеченова, А. Р. Лурия отмечал в своих лекциях, что внимание человека имеет рефлекторный характер. Согласно И. М. Сеченову, любой рефлекс вызывается определенным воздействием внешнего мира и заканчивается закономерно связанным с этим воздействием мышечным движением. На основании этого он считал, что «сосредоточенность начинается с приспособления рецепторов посредством мышечных движений, к лучшему восприятию». Исходя из этого, устойчивое, концентрированное внимание является результатом того, что ребенок учится управлять своими движениями.
Внимание как психический процесс характеризуется следующими свойствами: устойчивостью, объемом, концентрацией, переключаемостью, избирательностью, распределением.
Основными видами внимания являются: непроизвольное (пассивное, непреднамеренное), произвольное (активное, преднамеренное) и послепроизвольное.
Обратимся к особенностям внимания детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием: изменения касаются всех видов и свойств внимания. Возрастает его объем: ребенок уже может действовать с 2–3 предметами, что объясняется развивающейся речью ребенка, нарастанием его самостоятельности и многообразием деятельности, в которую он способен включаться. Увеличивается возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять какие-либо действия под руководством взрослого, даже если ребенку это малоинтересно, но результат его мотивирует. Если дети старшего дошкольного возраста осознают, что работу следует довести до конца, то они не отвлекаются. Фиксация внимания на объекте, поддержание его устойчивости определяются развитием познавательных процессов. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В период старшего дошкольного возраста длительность отвлечений снижается, следовательно, возрастает устойчивость внимания (наиболее резкое снижение продолжительности отвлечений у детей в период 5,5 до 6,5 лет). Складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи; внимание становится опосредованным.
Начало развития произвольного внимания приходится на старший дошкольный возраст. Дети старшего дошкольного возраста должны демонстрировать навык управления собственным вниманием.
У детей с нарушением интеллекта отмечается низкий уровень интереса к окружающему и недостаточная сформированность внимания, что указывает на невозможность его самостоятельной работы, сложности в смене одного вида деятельности другим, необходима потребность в детализированном разъяснении поставленной задачи. Помимо этого, нарушена связь между действием и словом, действия бывают неосознанны, а опыт действия не фиксируется в слове и не обобщается.
Внимание у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта отличается малым объемом, неустойчивостью, низкой концентрацией. Дети не могут длительно сосредоточить внимание на выполняемых заданиях; они часто с большим трудом подчиняются словесной инструкции и не могут без отвлечений выполнить работу. Нередко даже незначительный шум настолько отвлекает внимание детей, что очень трудно удается вновь привлечь их к работе. Средний уровень устойчивости внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.
Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, утверждает Л. С. Выготский [6]. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (далее ФГОС ДО) дошкольного образования игра представляет собой сквозной механизм развития ребенка, с помощью которого реализуется содержание образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» [34].
При учете того, что ведущая деятельность является определяющим средством для развития психических функций, рассмотрим ее определение. Ведущая деятельность — это не просто деятельность, наиболее распространённая на этапе дошкольного возраста, которой ребёнок отдаёт большинство времени. Под ведущей деятельностью понимается такая деятельность, подчёркивает А. Н. Леонтьев [16], которая обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка.
Игра, как видно из основных положений теории деятельности А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, имеет ту же структуру что и любой другой вид деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата.
Игра, главным образом, влияет на формирование и развитие психических процессов. Основным средством развития внимания у детей старшего дошкольного возраста может стать игра как ведущий вид деятельности в данном возрастном периоде. Игра учит быть наблюдательным, выполнять определенные правила, дисциплинировать волю — эти факторы будут предрасполагающими к формированию произвольного внимания. Сознательная цель выделяется для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта раньше и легче всего в игре, так как сами правила и условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах и объектах, которые включены в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжета.
Для детей с нарушением интеллекта характерен низкий уровень игровой активности, они предпочитают более простые правила, их игры характерны для детей более младшего возраста. Действия с предметами изучаемой категории детей остаются на уровне манипуляции, в подавляющем большинстве случаев неспецифических. Интерес детей к предметам, в частности к игрушкам, оказывается кратковременным. В старшем дошкольном возрасте в игре с игрушками у детей с нарушениями интеллекта все большее место начинают занимать процессуальные действия. Однако подлинной игры не возникает. Без специального обучения ведущей деятельностью ребенка с нарушениями интеллекта к концу дошкольного возраста оказывается не игровая, а предметная. Дети не используют предметы-заместители, тем более они не могут замещать действия с реальными предметами, изображением действий или речью. У них нет не только планирующей или фиксирующей речи, но, как правило, и сопровождающей. Перечисленные выше трудности не могут быть устранены фрагментарно включаемыми «упражнениями на внимание» в процессе занятий с ребенком и требуют для их преодоления специально организованной работы. Таким образом, для всестороннего развития внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, необходимо использовать комплекс игр (дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых), а также включать игры, как в образовательную деятельность, так и в свободную.
Таблица 1
Календарно-тематическое планирование игр, направленных на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Неделя |
Тема |
Непосредственно-образовательная деятельность |
Свободная деятельность |
Режимные моменты |
1 неделя |
Перелетные птицы |
1. Дидактическая игра «Назови птиц» Цель: развитие избирательности и объема внимания; 2. Дидактическая игра «Найди дом для каждой птицы» Цель: развитие устойчивости и переключения внимания. |
1. Дидактическая игра «Скажи наоборот» Цель: развитие произвольного внимания, устойчивости и переключения внимания; 2. Сюжетно-ролевая игра «Лесная больница» Цель: развитие концентрации, избирательности внимания. |
1. Подвижная игра «Птички в гнездышках» Цель: развитие переключения и устойчивости внимания; 2. Дидактическая игра «Кого выводят птицы?» Цель: развитие объема, распределения и переключения внимания. |
2 неделя |
Золотая осень |
1. Дидактическая игра «Осенние приметы» Цель: развитие произвольного внимания, концентрации и распределения внимания; 2. Дидактическая игра «Две корзинки» Цель: развитие объема, устойчивости и распределения внимания. |
1. Подвижная игра «Зонтик» Цель: развитие слухового внимания, развитие устойчивости и переключения; 2. Дидактическая игра «Какой сок? Какое варенье?» Цель: развитие распределения и устойчивости внимания. |
1. Дидактическая игра «Переодень куклу» Цель: развитие переключения и устойчивости внимания; 2. Подвижная игра «Овощи — фрукты» Цель: развитие концентрации, объема и переключения внимания. |
3 неделя |
Деревья и кустарники |
1. Дидактическая игра «Собери картинку» Цель: развитие произвольного внимания, концентрации и устойчивости внимания; 2. Дидактическая игра «Четвертый лишний» Цель: развитие произвольного внимания, объема и концентрации внимания. |
1. Дидактическая игра «Узнаю деревце» Цель: развитие концентрации, устойчивости, объема внимания; 2. Подвижная игра «Листья и ветер» Цель: развитие слухового внимания. |
1. Подвижная игра «Найди листок» Цель: развитие устойчивости и концентрации внимания; 2. Дидактическая игра «Что будет, если…» Цель: развитие устойчивости, распределения, концентрации и объема внимания. |
4 неделя |
Насекомые |
1. Дидактическая игра «Угадай кто» Цель: развитие объема, концентрации и переключения внимания; 2. Дидактическая игра «Какого насекомого не хватает?» Цель: развитие произвольного внимания, объема и устойчивости внимания. |
1. Подвижная игра «Медведь и пчелы» Цель: развитие объема, устойчивости и концентрации внимания; 2. Сюжетно-ролевая игра «Веселый муравейник» Цель: развитие устойчивости, концентрации и переключения внимания. |
1. Дидактическая игра «Назови ласково» Цель: развитие устойчивости и концентрации внимания; 2. Подвижная игра «Поймай комара» Цель: развитие переключения и распределения внимания. |
5 неделя |
Транспорт |
1. Дидактическая игра «Лишний транспорт» Цель: развитие избирательности и распределения внимания; 2. Дидактическая игра «Назови часть целого» Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания; 3. Дидактическая игра «Сравни транспорт» Цель: развитие объема, избирательности внимания. |
1. Сюжетно-ролевая игра «Поездка в автобусе» Цель: развитие концентрации и распределения внимания. |
1. Подвижная игра «Путешествие на паровозике» Цель: развитие устойчивости и переключения внимания; 2. Дидактическая игра «Узнай по описанию» Цель: развитие произвольного внимания, избирательности, переключения внимания. |
6 неделя |
Временные представления (времена года, части суток) |
1.Дидактическая игра «Собери картинку» Цель: развитие произвольного внимания, объема, устойчивости и распределения внимания; 2.Дидактическая игра «Сохрани схему» Цель: развитие концентрации и объема внимания; 3.Подвижная игра «Что было, есть и будет» Цель: развитие произвольного внимания, переключения и распределения внимания. |
1.Подвижная игра «Утро, день, ночь» Цель: развитие переключения и распределения внимания»; 2.Дидактическая игра «Лото» Цель: развитие объема, устойчивости и концентрации внимания. |
1.Подвижная игра «Когда это бывает» Цель: развитие устойчивости, переключения и распределения внимания; 2.Дидактическая игра «Разложи по порядку» Цель: развитие концентрации, переключения внимания; 3.Подвижная игра «Что мы делаем» Цель: развитие концентрации, устойчивости и распределения внимания. |
7 неделя |
Профессии |
1.Дидактическая игра «Назови правильно» Цель: развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания; 2.Дидактическая игра «Кому нужны эти предметы» Цель: развитие объема и концентрации внимания. |
1.Дидактическая игра «Что нужно для работы?» Цель: развитие произвольного внимания, объема, устойчивости и распределения внимания; 2.Сюжетно-ролевая игра «Кто кем хочет стать?» Цель: развитие концентрации, переключения и распределения внимания. |
1.Дидактическая игра «Правда или нет» Цель: развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания; 2.Подвижная игра «Поймай — скажи» Цель: развитие объема, переключения и распределения внимания. |
8 неделя |
Продукты питания |
1.Дидактическая игра «Исправь ошибки Лунтика» Цель: развитие объема, устойчивости и концентрации внимания; 2.Дидактическая игра «Покупаем масло» Цель: развитие распределение, устойчивости внимания. 3.Дидактическая игра «Варим борщ» Цель: развитие концентрации, объема, избирательности внимания. |
1.Дидактическая игра «Чего нельзя делать во время еды?» Цель: развитие объема и концентрации внимания; 2.Дидактическая игра «Варим компот» Цель: развитие концентрации, объема, избирательности внимания. |
1.Подвижная игра «Собери урожай» Цель: развитие зрительного внимания, концентрации и распределения; 2.Подвижная игра «Найди фрукт» Цель: развитие произвольного внимания, устойчивости, избирательности и распределения внимания. |
Литература:
1 Арсентьева, В. П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Москва: Форум, 2011. — 144 с. — ISBN 978–5–91134–280–7. — Текст: непосредственный.
2 Балакина, Т. Б. Развитие внимания старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры: учебное пособие / Т. Б. Балакина, Н. В. Ипполитова; Шадринский государственный педагогический институт, 2011. — с. 36. — ISBN 978–5–231809–148–2. — Текст: непосредственный.
3 Баряева, Л. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учебное пособие / Л. Б. Баряева. — Санкт-Петербург: Издательство «СОЮЗ»,2003. — 320с. — ISBN 5–94033–094–0. — Текст: непосредственный.
4 Баскакова И. Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания дошкольников: учебное пособие / Воронеж: Институт практической психологии; Модэк, 1995.– 64 с. — ISBN 978–5–67420–127–4. — Текст: непосредственный.
5 Васильева, С. И. Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшего и старшего дошкольного возраста
6 Выготский, Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте: учебное пособие / Л. С. Выготский под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея. — Москва: МГУ, 1976.–102с. — ISBN 978–5–00118–173–5. — Текст: непосредственный.
7 Гальперин, П. Я. К проблеме внимания / П. Я. Гальперин. — Текст: электронный // Мир психологии. — 2019. — URL: http://www.persev.ru (дата обращения 19.02.2020) — Режим доступа: авторизованный.
8 Ганеева, А. С. Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС: учебное пособие / А. С. Ганеева // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1.– 115–117с.