Психофизиологическое влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 10.11.2023

Статья просмотрена: 810 раз

Библиографическое описание:

Гаджиева, А. М. Психофизиологическое влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека / А. М. Гаджиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 438-441. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107563/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье проведен детальный анализ имеющихся в научной литературе данных о влиянии музыки на психоэмоциональное состояние человека.

Ключевые слова: музыка, эмоции, психоэмоциональное состояние, настроение, память.

Процесс прослушивания музыки ежедневен: дома, на работе, на улице, при покупках в магазине и т. д. Однако, мало кто при этом задумывался о том, насколько сильное влияние музыка оказывала на физиологическое и психоэмоциональное состояние человека.

О влиянии музыки на организм знали уже в древней Греции. Так Пифагор утверждал, что от прослушивания прекрасной музыки происходит излечивание человеческих нервов и страстей, а также «устанавливалась первоначальная гармония душевных сил» [23]. О музыке, как терапевтическом средстве писал и великий врач Востока Авицена (983–1036гг).

С тех пор музыку как средство воздействия на здоровье человека изучали и пытались использовать во многих странах, что стало основой целого психотерапевтического направления — музыкотерапии.

На сегодняшний день известно, чтоклассическая музыка, с одной стороны, оказывала положительное влияние на состояние человека. В процессе прослушивания у испытуемых снижался уровень стресса, напряжения и усталости; снимались головные боли и нормализовался уровень частоты сердечных сокращений [15]. Кроме того, показатели скорости и концентрации внимания увеличивались [10]. Также было замечено, что классическая музыка помогала избавиться от депрессии. Некоторые специалисты использовали ее в качестве «лекарства» для ускорения процесса выздоровления, поскольку улучшалось кровообращение, снижалось артериальное давление [7]. У детей, постоянно слушающих классическую музыку, легче вырабатывалось пространственное мышление и развивалась хорошая память. А дети, матери которых во время беременности слушали классическую музыку, были намного спокойнее и уравновешеннее [8]. Отмечено, что музыкальные воздействия наделены повышенной эффективностью, если они согласованы с биоэлектрическими характеристиками нервной системы [1, 12].

Однако, с другой стороны, некоторые авторы описывали негативное влияние классической музыки на человека. Прослушивание классической музыки вызывало дисбаланс и децентрализацию внимания, которая приводила к нарушению когнитивного процесса. Также повышалась напряженность функционирования центральных регуляторных систем, что приводило к тревожному состоянию и снижению адаптационных возможностей организма [22].

Исследования влияния рок-музыки на организм человека показали следующие результаты . Рок-музыка вызывала враждебность к окружающему миру, отрицательно влияла на настроение и умственную работоспособность, снижала внимание и память, а также уменьшала среднее значение латентного периода двигательной реакции [7]. Кроме того, у людей, прослушивающих рок, повышались пульс и артериальное давление. Главный компонент данного жанра — ритм, кратный полутора ударам в секунду — приводил человека в состояние транса. Во время рок-концерта звук обычно достигает 120 децибел при норме 55–60. Такая громкость является стрессом для организма и приводит к так называемому «шумовому опьянению» [14].

Этническая музыка улучшала концентрацию и переключаемость внимания, понижала частоту сердечных сокращений, повышала частоту дыхания и оптимизировала межсистемное взаимодействие [2].

Некоторые исследователи рассматривали влияние музыки на память в зависимости от темперамента человека. Так выяснилось, что холерики демонстрировали наибольший уровень памяти при прослушивании классики, а наименьший — при прослушивании дабстепа. Сангвиники показывали наибольший результат во время рэпа, а наименьший — при электронной музыке. У флегматиков наивысший результат наблюдался так же, как и у сангвиников, при рэпе, но наименьший результат был под поп-музыку. Меланхолики же проявляли наилучший результат при прослушивании поп- и панк-музыки, а наименьший — под дабстеп [17].

Выбор музыки для прослушания в соответствии с неосознаваемыми потребностями человека оказывал позитивное влияние на его психическое состояние (снижение тревоги, возрастание активности и общительности, эффективности ассоциативных процессов, актуализация ресурсных состояний), вызывал значимые и интенсивные переживания, способствовал появлению феномена катарсиса. При адекватном восприятии слушателя энергичная мажорная, умеренно громкая музыка тонизировала физиологические функции. Мелодичная, негромкая, умеренно медленная, минорная музыка оказывала седативное действие, снижала бессонницу, чувство неуверенности в себе, тревогу, а также улучшала память, внимание и даже развивала творческие способности. Приятная музыка благотворно действовала не только на нервную систему, но и на систему кровообращения, на работу органов дыхания и даже пищеварения [9, 4, 6, 16, 12].

Изучение влияния музыки на электроэнцефалографические параметры показало изменение потока возбуждения в кортико-таламических и кортико-лимбических кругах. Отмечалось снижение индекса тета-ритма и учащение пульса при возникновении положительных эмоций, связанных с восприятием музыки. Амплитудные характеристики частотных компонентов ЭЭГ при переживании разных эмоций заметно отличались. Чем менее стенична эмоция, тем выше нормированная мощность медленных волн в составе ЭЭГ и наоборот. Для стеничных же эмоций был характерен рост содержания высокочастотных колебаний в ЭЭГ [19, 21, 18, 24, 11].

Изучение влияния музыки в зависимости от уровня возбуждения ЦНС показало следующее. Музыка быстрого темпа мажорного лада вызывала наиболее существенное улучшение психоэмоционального статуса у испытуемых с низким уровнем тревожности. Медленная музыка минорного и мажорного лада способствовала улучшению самочувствия и повышению настроения у интровертов и испытуемых с неуравновешенной нервной системой с преобладанием процесса возбуждения [5]. Происходила активация процессов внимания и бдительности.

Музыка способна менять гормональный фон организма. Так в процессе пения были замечены изменения в концентрации пролактина, кортизола и окситоцина: их уровень концентрации повышался [25].

Влияние музыки связывают прежде всего, с формированием условного рефлекса, возникающего на базе одного из безусловных рефлексов — ориентировочного, связанного с приходом сенсорных импульсов в кору. Условный раздражитель — мелодия, звук с определенными характеристиками — подкрепляется возникающими при прослушивании положительными эмоциями и приводит к ряду вегетативных сдвигов, направленных на адаптацию организма к изменившимся условиям [13].

В ходе исследований отмечалось, что если тексты музыкальных композиций содержали конструкты, соотносимые с такими типами личностных деструкций как агрессия, аутоагрессия и аддикция, то процент реципиентов, встраивающих эти конструкции в ценностно-смысловую структуру своей личности, учитывая численность целевой аудитории, был сравнительно невелик. Однако, воздействие осуществлялось и на ту часть аудитории, поведение которой существенным образом не изменилось, так как высокая интенсивность информационного потока снижало чувствительность к содержанию, что способствовало формированию равнодушия и терпимости к личностным деструкциям, степени их распространенности в обществе [3].

Таким образом, к сегодняшнему дню существует множество исследований влияния музыки на функциональное состояние организма человека. Однако некоторые из них противоречат друг другу. Кроме того, до сих пор не сложилось четкого понимания влияния различных музыкальных жанров на психофизиологическое состояние человека. Следовательно, есть смысл продолжать исследования в данной области.

Литература:

  1. Богданова В. Е. Возможности психоэмоциональной коррекции психофизиологического состояния работников локомотивных бригад железнодорожного транспорта/ В. Е. Богданова, А. А. Закревская, В. В. Сериков // Медицина труда и промышленная экология. — 2016. — № 4. — С.15–19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-psihoemotsionalnoy-korrektsii-psihofiziologicheskogo-sostoyaniya-rabotnikov-lokomotivnyh-brigad-zheleznodorozhnogo (дата обращения: 13.10.2023).
  2. Булгакова О. С. Изменение психофизиологических параметров под воздействием музыки разного ритма, мелодики, тональности / О. С. Булгакова, М. Д. Хегай, О. П. Сибилев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. –№ 7–1. –С.133–136. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=6979 (дата обращения: 13.10.2023).
  3. Воронова Ю. В. Социально-психологическое исследование текстовой составляющей современного популярного деструктивного музыкального контента/ Ю. В. Воронова, А. О. Мельцева, Т. С. Нестерова // Психология и педагогика служебной деятельности. — 2022. — № 4. — С.34–40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskoe-issledovanie-tekstovoy-sostavlyayuschey-sovremennogo-populyarnogo-destruktivnogo-muzykalnogo-kontenta (дата обращения: 13.10.2023).
  4. Ганкович, А. Ю. Влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека / А. Ю. Ганкович, Т. В. Дубиковская; науч. рук. С. Н. Островский // Инженерно-педагогическое образование в XXI веке: материалы республиканской научно-практической конференции молодых ученых и студентов (28–29 мая 2020 г.) / редкол.: А. М. Маляревич (гл. ред.) [и др.]. — Минск: БНТУ, 2020. — С. 153–154.
  5. Демкина Е. Е. Индивидуально-типологические особенности эффектов восприятия музыки на психоэмоциональное состояние девушек // Вестник российских университетов. Математика. — 2003. — № 1. — С.87–88. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualno-tipologicheskie-osobennosti-effektov-vospriyatiya-muzyki-na-psihoemotsionalnoe-sostoyanie-devushek (дата обращения: 13.10.2023).
  6. Дергаева И. А. Комплексное исследование восприятия и психологического воздействия музыки: специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии»: Автореферат на соискание кандидата психологических наук / Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова. — Ярославль, 2005. — 197 c.
  7. Зиннатова А. А. Влияние музыки на человеческий организм // Вестник КазГУКИ. 2009. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-muzyki-na-chelovecheskiy-organizm (дата обращения: 13.10.2023).
  8. Зураева, А. М. Влияние музыки на психофизиологическое состояние человека. Особенности восприятия музыки разных жанров / А. М. Зураева, Б. К. Лалиев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 381–384. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51300/(дата обращения 13.10.2023).
  9. Кайгородова Н. З. ЭЭГ-корреляты особенностей реагирования на музыку разных стилей в контексте индивидуальных особенностей личности/ Н. З. Кайгорова, М. В. Яценко, Н. И. Афанасьев // Известия АлтГУ. — 2013. — № 2. — С. 63–67. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eeg-korrelyaty-osobennostey-reagirovaniya-na-muzyku-raznyh-stiley-v-kontekste-individualnyh-osobennostey-lichnosti (дата обращения: 13.10.2023).
  10. Кириллова А. В., Янцев А. В., Панова С. А. Сравнительный анализ психофизиологических показателей при звучании музыки разного жанра // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Биология. Химия. 2016. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-psihofiziologicheskih-pokazateley-pri-zvuchanii-muzyki-raznogo-zhanra (дата обращения: 06.10.2023).
  11. Костюнина М. Б. Асимметрия электроэнцефалограммы при положительных и отрицательных эмоциях / М. Б. Костюнина, М. Н. Русалова // Всероссийская научная конференция с межд. участием, посвященная 150-летию со дня рождения акад. И. П. Павлова. — СПб. -1999. — С. 188.
  12. Оленская Т. Л. История и современные тенденции музыкотерапии/. Т. Л. Оленская, А. А. Марченко, Л. Л. Шебеко, А. В. Врагов, Е. А. Марченко// Здоровье для всех. — 2015. — № 2. — С.15–21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-i-sovremennye-tendentsii-muzykoterapii (дата обращения: 14.10.2023).
  13. Петриченко Е. С. Влияние ритма музыки на организм человека // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2011. — № 18. — С.41–44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21155867 (дата обращения: 13.10.2023).
  14. Плеханова Д. А. Влияние музыки на организм человека // БМИК. — 2017. — № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-muzyki-na-organizm-cheloveka (дата обращения: 13.10.2023).
  15. Пономарёва Э. Е. Изучение влияния музыки на динамику умственной работоспособности человека / Э. Е. Пономарёва. — 2020. — № 10. — С. 10.
  16. Радченко Г. С. Особенности показателей ЭЭГ и вегетативной регуляции при воздействии музыальных фрагментов с разной тональной модуляцией: специальность 03.03.01 «Физиология»: Автореферат на соискание кандидата биолологических наук / Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского. — Нижний Новогод, 2017. — 130 c.
  17. Романова, А. Н. Влияние различных жанров музыки на кратковременную память студентов в процессе обучения / А. Н. Романова, С. Г. Савельев //Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2022. — № 11. — С. 142–151.
  18. Самсонова Г. О. Эффективность методов музыкальной терапии в программах восстановительной коррекции практически здоровых студентов с выявленными психофизиологическими отклонениями: специальность 14.03.11 «восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия»: Автореферат на соискание доктора психологических наук / Тульский государственный университет. — Тула, 2011. — 340 c.
  19. Саранин В. П. Музыка и здоровье // Аналитика культурологии. — 2007. — № 8. — С. 294–301. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20195691 (дата обращения: 13.10.2023).
  20. Смирнов А. А. Терапевтический эффект музыкального восприятия (некоторые аспекты инклюзивного обучения музыке). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/terapevticheskiy-effekt-muzykalnogo-vospriyatiya-nekotorye-aspekty-inklyuzivnogo-obucheniya-muzykе (дата обращения: 13.10.2023).
  21. Смольянинова С. В. Влияние музыки на психическое состояние человека// Аллея науки. — 2017. — № 13. — С.44–47.
  22. Шогерян С. А./ Оценка воздействия музыки различных жанров при информационных нагрузках на функциональное состояние мозга студентов разных специализаций/ С. А. Шогерян, Э. А. Аветисян, Л. Г. Аванесян, А. А. Саакян, Н. А. Саакян// Endless light in science. — 2022. № 6. — с.92–97.
  23. Ямвлих. О Пифагоровой жизни/Пер. с древнегреч. И. Ю. Мельниковой. —М.: Алетейа, 2002. — 192с
  24. Dalbokova D. Connotative meaning of auditory stimuli in the presence of music / D. Dalbokova, P. Kolev, R. Kristeva // Psyphophysiology'88: Proc. 4th conf. int. organ. psyphophysiol. (Prague, Sept. 12–17 1988). — Praha, 1988. — P. 60.
  25. Glöckner, N. Wirkung von Musik: Untersuchung emotionaler Zustände beim Hören von Musik unter Anwendung der biorhythmometrischen Zeitreihenanalyse/ Glöckner, N., Gasch, B., & Fietze, I.; Technische Universität Dortmund. — Dortmund, 2022. — 312 p.
Основные термины (генерируются автоматически): влияние музыки, музыка, артериальное давление, изучение влияния музыки, мажорный лад, нервная система, психоэмоциональное состояние человека, эмоция.


Похожие статьи

Влияние музыкальной терапии на изменение психического состояния детей подросткового возраста

Психофизиологические факторы, влияющие на эффективность изучения иностранного языка

В статье говорится о влиянии психоэмоциональных особенностей человека и физиологических процессов его нервной системы на процесс изучения иностранных языков.

Управление энтропией для снижения напряженности трудового процесса

В статье рассмотрено влияние психоэмоциональных нагрузок на здоровье работников. Были разобраны инструменты оценки их воздействия и приведены методы по его снижению.

Эмоциональное выгорание и способы борьбы с ним

В статье даётся общее представление о эмоциональном выгорании, как психологическом явлении, а также рассматриваются рекомендации по его профилактике и уменьшению негативных последствий от воздействия на человека.

Слушание музыки как средство развития эмоциональной сферы личности детей раннего дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы, посвященные слушанию музыки как средству развития психоэмоционального состояния дошкольников раннего возраста. Автор обозначает основные задачи и исследует методы и приёмы данного вида музыкальной деятельности, вклю...

Развитие эмоционально-волевой саморегуляции у эстрадных вокалистов младшего школьного возраста

В данной статье рассматриваются возможные причины возникновения сценического волнения у эстрадных вокалистов младшего школьного возраста, а также формы и методы саморегуляции и оптимизации функционального состояния.

Связь самооценки и эмоционального интеллекта у старших подростков

Представленная статья посвящена результатам проведенного исследования «Связь самооценки и эмоционального интеллекта у старших подростков». В период подросткового возраста происходят существенные изменения в психологическом, физическом и социальном ра...

Влияние кинезиологии на развитие высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается кинезиология как эффективное средство улучшения функционирования мозга, повышения продуктивности психических процессов.

Использование шкал измерения уровня психоэмоционального состояния (настроения, самочувствия, активности) в работе психолога

Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, оказывая влияние на все сферы деятельности. А если речь идёт о ребёнке, то эти показатели считаются основными для полноценного интеллектуального и физического развития. Вот почем...

Особенности проявления стресса у студентов в период экзаменационной сессии

В статье рассматриваются результаты студенческой научно-исследовательской работы, посвященные изучению стресса и его влияния на эффективность образовательного процесса, в том числе в период экзаменационной сессии.

Похожие статьи

Влияние музыкальной терапии на изменение психического состояния детей подросткового возраста

Психофизиологические факторы, влияющие на эффективность изучения иностранного языка

В статье говорится о влиянии психоэмоциональных особенностей человека и физиологических процессов его нервной системы на процесс изучения иностранных языков.

Управление энтропией для снижения напряженности трудового процесса

В статье рассмотрено влияние психоэмоциональных нагрузок на здоровье работников. Были разобраны инструменты оценки их воздействия и приведены методы по его снижению.

Эмоциональное выгорание и способы борьбы с ним

В статье даётся общее представление о эмоциональном выгорании, как психологическом явлении, а также рассматриваются рекомендации по его профилактике и уменьшению негативных последствий от воздействия на человека.

Слушание музыки как средство развития эмоциональной сферы личности детей раннего дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы, посвященные слушанию музыки как средству развития психоэмоционального состояния дошкольников раннего возраста. Автор обозначает основные задачи и исследует методы и приёмы данного вида музыкальной деятельности, вклю...

Развитие эмоционально-волевой саморегуляции у эстрадных вокалистов младшего школьного возраста

В данной статье рассматриваются возможные причины возникновения сценического волнения у эстрадных вокалистов младшего школьного возраста, а также формы и методы саморегуляции и оптимизации функционального состояния.

Связь самооценки и эмоционального интеллекта у старших подростков

Представленная статья посвящена результатам проведенного исследования «Связь самооценки и эмоционального интеллекта у старших подростков». В период подросткового возраста происходят существенные изменения в психологическом, физическом и социальном ра...

Влияние кинезиологии на развитие высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается кинезиология как эффективное средство улучшения функционирования мозга, повышения продуктивности психических процессов.

Использование шкал измерения уровня психоэмоционального состояния (настроения, самочувствия, активности) в работе психолога

Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, оказывая влияние на все сферы деятельности. А если речь идёт о ребёнке, то эти показатели считаются основными для полноценного интеллектуального и физического развития. Вот почем...

Особенности проявления стресса у студентов в период экзаменационной сессии

В статье рассматриваются результаты студенческой научно-исследовательской работы, посвященные изучению стресса и его влияния на эффективность образовательного процесса, в том числе в период экзаменационной сессии.

Задать вопрос