В статье автор исследуетобоснование необходимости пересмотреть российское законодательство в области потребительской кооперации.
Ключевые слова: кооперативы, корпоративные отношения в потребительской кооперации, потребительские общества, реформа корпоративного законодательства.
На сегодняшний день в рамках помощи предпринимательству правительством Российской Федерации проводятся целенаправленные программы. Эти программы принимаются, как правило, на краткосрочный период — 2 или 4 года. Основные задачи этих программ: совершенствование нормативно-правовой деятельность потребительских кооперативов, их союзов и ассоциаций; развитие системы финансово-кредитной поддержки потребительских кооперативов; развитие информационно-консультационного обслуживания малых хозяйствования, обучение деятельностью потребительских кооперативов; кооперация малых форм населению по производству техническому снабжению; распространение опыта применения организационных, финансовых и других технологий создания и деятельности потребительских кооперативов, накопленного как в России так и в зарубежных странах; содействие привлечению инвестиций финансовой взаимопомощи в кредитных потребительских кооперативах; разработка и совершенствование потребительских кооперативах, поддержка инициативных групп жителей; повышение эффективности муниципальных органов власти и органов местного самоуправления по отработке механизма создания и деятельности потребительских кооперативов; мониторинг хода выполнения и достигнутых результатов программы.
Государственная поддержка кооперативов, предусмотренная в программах, также включает в себя: выделение бюджетных субвенций капитала кооперативов второго уровня и создание регионального фонда гарантий и поддержки; выделение бюджетных субсидий на возмещение процентных ставок по краткосрочным и долгосрочным займам в кредитных кооперативах; субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в банках потребительскими кооперативами; субсидирование части затрат, связанных с уплатой комиссии по договорам поручительства в обеспечение кредитов и займов, привлекаемых сельскохозяйственными потребительскими кооперативами; выделение гарантий субъектов муниципальных образований потребительским кооперативам второго уровня; создание гарантийных (залоговых) распределению рисков между федеральными государственными структурами или кооперативами и банками-кредиторами; предоставление финансовой помощи вновь создаваемым кооперативам при осуществлении организационных расходов (аренда офисов, приобретение оргтехники, оплата консультантов и т. п.); предоставление вновь создаваемым и действующим кооперативам целевых долгосрочных бюджетных кредитов, грантов; обеспечение участия сельскохозяйственных потребительских кооперативов в получении техники и оборудования по лизингу; передачу в собственность или в долгосрочную аренду с правом выкупа земельных участков для производственных нужд, не используемое производственное и иное государственное, региональное и муниципальное имущество и др. [1].
На основе изучения и обобщения опыта правового регулирования кооперативов в различных социально-экономических областях, такими учёными как Г. Е. Быстров, А. В. Ткач, С. В. Тычинин, О. А. Родионова, Р. Г. Янбых, В. П. Камышанский и др. проведено исследование Концепции общего для кооперации закона. Унификация правового обеспечения организации и деятельности кооперативов позволит консолидировать всех, кто привержен «принципам Международного кооперативного альянса» (МКА), вне зависимости от того, где они функционируют — в городе или на селе, чем занимаются — производством, переработкой или реализацией произведенной продукции, а также представляет собой форму финансовой и кредитной взаимопомощи. И приняли решение разработать и представить к принятию в Государственную думу законопроект «О кооперации в Российской Федерации», который позволили бы создать условия для стабильного функционирования и развития кооперативного сектора экономики.
Консолидация общества, столь необходимая в настоящее время в условиях внешних санкций, попыток изолировать страну и превратить ее во второстепенное государство, не может осуществляться без применения и фактической реализации кооперативных принципов. В этом должны быть заинтересованы не только нынешние кооператоры на селе и в городе, не только федеральные, но и региональные органы государственной власти.
Совершенствование кооперативного законодательства должно создать условия для стабильного функционирования и развития кооперативного сектора экономики. Реформа гражданского законодательства о юридических лицах, в том числе и о кооперативах, которая сохранила двухуровневую гражданско-правовую регламентацию правового положения юридических лиц, включающую Гражданский кодекс Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) и специальные законы; ввела понятие «корпоративных прав», охватывающих как права участия в юридическом лице, так и обязательственные права; сохранило деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие; закрепило деление юридических лиц на корпорации и некорпоративные (юридические) лица. Однако сохраняется ряд значительных проблем правового характера, которые тормозят развитие кооперативного сектора экономики.
Статья 50 ГК РФ не проводит чёткой дифференциации между кооперативами и коммерческими организациями, относит производственные кооперативы к коммерческим организациям наряду хозяйственными товариществами и обществами. ГК РФ не только ограничивает возможность выбора сельскохозяйственными кооперативами этими двумя видами кооперативами (производственный и потребительский), но и относит к производственным и потребительским кооперативам несвойственные им и противоречащие мировой практике виды и принципы организации их деятельности.
Международный кооперативный альянс (МКА) рассматривает в качестве кооператива любое общество, создающее какое-либо промышленное либо торговое предприятие, целью которого является улучшение экономического и социального положения своих членов, которые в своей деятельности соблюдают принципы, установленные решениями Конгресса. Россия — член МКА и не может игнорировать принципы кооперации, провозглашенные МКА, так как кооперация всегда возникала и развивалась в качестве объединения совместной хозяйственной деятельности людей, связанных одной общей целью — удовлетворение материальных и культурных потребностей свои членов.
В большинстве европейских стран (Франции, Германии, Бельгии, Голландии, Австрии, Италии, Швейцарии и др. государств), начиная с 60-х гг. XIX в., правовое положение кооперативов регулировалось единым законом.
Все большее число стран принимает общее кооперативное законодательство, распространяющееся на все виды кооперативов, за исключением кредитных кооперативов, для которых принято особе законодательство.
Ещё в 2007 г. Совет по вопросам АПК России при Председателе Совета Федерации одобрил проект ФЗ «О кооперации в Российской Федерации». Он получил одобрение верхней палаты и в соответствии с Регламентом Совета Федерации был внесен в Государственную думу, которая необоснованно отклонила его. Данный проект федерального закона вполне соответствует современному мировому опыту кооперативного движения, учитывает исторический опыт становления и развития кооперативного законодательства и может быть принят за основу для унификации правового обеспечения организации и деятельности кооперативов, которая позволяет установить общие начала, присущие всем видам и формам кооперативов, устранить законодательном регулировании их деятельности, усилить роль государства в создании необходимых условий и гарантий развития кооперации в стране.
Представленный законопроект направлен на решение таких задач как: уменьшение числа принимаемых законодательных актов посредством их укрупнения; обеспечение единого правового регулирования всех отношений в сфере кооперации; унификации правового режима при регулировании однородных отношений; сознательная нейтрализация возможных неблагоприятных случайностей в правовом обеспечении кооперативов; достижение задачи систематического конструирования кооперативного законодательства; вытеснение правового усмотрения в деятельности кооперативов. Кроме того, принятие единого закона будет способствовать: обеспечению автономии кооперативов; уменьшению бюрократии в сфере потребительской кооперации; обеспечению единства кооперативного движения; обеспечению повышенных гарантий кредиторов кооперативов. Предметом правового регулирования законопроекта являются организационно-правовые, социально-экономические отношения, возникающие в процессе создания, функционирования, прекращения действия кооперативов и их объединений, а также отношения с другими хозяйствующими субъектами и государством. Исходя из общего понятия кооператива, концепция проекта не делит кооперативы на коммерческие и некоммерческие организации. В настоящем ГК РФ производственные кооперативы — коммерческие организации, а потребительские — некоммерческие. Такое деление не соответствует сущности кооператива и об этом давно пишут в юридической литературе и обсуждают на конференциях, форумах, но законодатель упорно не желает воспринимать это и не стремится устранить данное, на наш взгляд, явное несоответствие.
Основой унификации правового обеспечения организации и деятельности кооперативов является общее понятие кооператива, правовые признаки кооператива как особой организационно-правовой формы, которые позволяют отличать кооператив от иных видов юридических лиц. Очевидно, что кооперативы основаны на социальных ценностях: взаимопомощь, взаимная ответственность, демократия, равенство, справедливость и солидарность.
Для того чтобы обеспечить единство правового регулирования кооперации и обеспечить гарантии защиты прав и законных интересов кооперативов, необходимо в ГК РФ закрепить трехчленную классификацию юридических лиц: коммерческие, некоммерческие, кооперативные организации.
В ГК РФ должно быть закреплено единое понятие кооператива как объединения совместной хозяйственной деятельности людей, связанных одной общей целью — удовлетворение своих материальных, социальных и культурных потребностей и, в связи с этим законодатель должен подтвердить, что государство поддерживает и кооперативы, и крупные фермерские хозяйства, и акционерные общества [2].
Принятие единого общего закона о кооперации «Кооперативного кодекса РФ» потребует его гармонизации со всем законодательством Российской Федерации, в частности с налоговым, трудовым, административным законодательством, уголовным и уголовно-процессуальным, законодательством о государственной регистрации юридических лиц и т. д.
Да, работа предстоит большая и кропотливая, но принятие единого Федерального закона «О кооперации в Российской Федерации» направлено на создание условий для стабильного функционирования и развитие социального сектора экономики, обеспечение продовольственной безопасности страны, для защиты прав граждан, для увеличения вклада кооперативов в социальное развитие России в части искоренения производительной занятости населения. Именно во времена так называемого мирового кризиса, в условиях проведения жёстких внешних санкций у российского законодателя появляется реальная возможность раз и навсегда изменить жизнь граждан своей страны к лучшему, а будет у граждан достаток — будет и государство сильным.
Литература:
- Быстров Г. Е. Совершенствование кооперативного законодательства России: международный и российский правовой опыт // Кооперативное право. — 2016 — № 1 (92). [Электронный ресурс]- URL: http://www.eurasialaw.ru/index.
- Тычинин С. В. Потребительская кооперация с позиции гражданского права. [Электронный ресурс] — URL: https://www.lawmix.ru/comm/3760.
- Абова Т. Е. Кооперативы как субъекты гражданского права // Субъекты гражданского права: Сб. статей / Под ред. Т. Е. Абовой. — М., 2000–125 с.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. (Часть первая от 30.11.1994 г., № 51-ФЗ, часть вторая от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ) // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации» от 11 июля 1997 г. (в ред. 21.03.2002). [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru/.