В статье автор исследует методику реализации патриотического воспитания через исследовательскую деятельность.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, воспитание личности.
Патриотизм в характере нашего народа, и мы знаем, на какую героическую высоту он поднимает людей, когда Родина в опасности.
В. В. Путин
В современное время одной из приоритетных задач развития российского общества является проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Осознавая актуальность данной проблемы, когда идет подмена духовно-нравственных ценностей на западные идеалы у современных школьников. Встает вопрос о формировании гражданской позиции и самосознания на уроках истории и обществознания, воспитание в них высокого чувства патриотизма, верности своей Отчизне.
Патриотизм является одним из важнейших фундаментов развития духовной личности у учащихся. Исторический источник патриотического воспитания — формирование на уроках истории чувства гордости за свою Родину, уважение достойных страниц героического прошлого, возведение крепких связей с родной землей, соблюдение народных традиций и почитание родного языка, сохранение памяти о подвигах своих земляков, приобщение к культуре своего края. Для решения заявленной задачи в педагогической практике, я попробовала её решить путем вовлечения в исследовательскую деятельность. Исследование по своей природе уже предполагает теоретическую работу с имеющейся информацией, и не только, но и поиск фактов подтверждающих ту или иную гипотезу или наоборот её опровержение, анализ материала, оформление её результата. Данный вид деятельности открывает просторы для самостоятельной работы со стороны ученика, а учителю отводиться лишь роль наставника, его цель- указывать направление и осуществлять контроль в процессе исследования. Что создает благоприятные условия для формирования патриотического воспитания на всех этапах совместной работы.
Общеисторическое направление и. д. |
Патриотическо-гражданское направление и. д. |
||
Групповая д. |
Индивидуальная д. |
Групповая д. |
Индивидуальная д. |
Уроки с элементами исследования |
Оформление исследовательских работ с учениками |
Организация работы по воссозданию музейных страниц «Герои нашей земли» |
Оформление исследовательских работ с учениками |
Разработка исследовательских проектов |
|||
На уроках истории ученики овладевают умениями самостоятельно ориентироваться в исторических сведениях, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями. Но она и ставит его перед нравственным выбором морального оценивания того или иного исторического события. Ученик должен учитывать достоверность изучаемых событий или фактов, беспристрастно и объективно рассуждать при оценивании исторических явлений.
Индивидуальная деятельность проявилась при запуске проекта: «Мой прадед участник Великой Отечественной Войны». В рамках этого исследования ребята самостоятельно изучали историю своей семьи в период Отечественной Войны. Работа велась и во внеурочное время, при использовании сайтов «Мемориал», «Подвиг Народа» была собрана важнейшая информация об участниках военных событий. В ходе поисковой деятельности они изучали и архивы библиотеки имени Крупской. Итогом успешной работы был найден без вести пропавший герой, детально составлен его боевой путь. В работе над проектом ребята проявили творческий подход, критическое мышление при работе с той или иной исторической информацией. Креативный подход осуществлялся и при оформлении проекта в виде презентации. На базе изучаемой исторической темы проявился небывалый интерес и углубление знаний учеников к военным событиям прошлых лет.
На общеисторическом направлении, мы с ребятами самостоятельно разрабатывали программу экскурсии по нашему музею, курс назывался «Гиды-экскурсоводы». Работа предполагала сбор информации, с целью подробного описания экспонатов для создания инвентарной книги школьного музея и проведения экскурсий, как для гостей, так и для учеников родной школы. А также индивидуально ученик создавал экспозицию «Равнение на Героев России». Исследование проводилось как следствие посещения матери Героя России, был создан уголок в школьном музее, посвященном памяти о подвиге земляка, но и не обошлось без помощи всех жителей села. В процессе исследования подключились и другие ученики, они собрали целый альбом, посвященный участникам трагических событий, которые выполняли не только священный долг перед Родиной во время Великой Отечественной Войны, но и воинам-интернационалистам. участникам — специальных военных операций.
Таким образом, следует отметить, что исследовательская деятельность на уроках истории воспитывает у школьников: любовь и уважение к Родине, чувство гордости за российский народ. Чтить прошлое, ценить настоящее, строить будущее -благодатная почва для воспитания гражданской ответственности у учащихся. Патриотическое воспитание является одним из важных аспектов современного образовательного процесса любого подрастающего поколения. Патриотическое воспитание залог здорового будущего нашей страны.
Литература:
- Ермакова О. А. Использование метода проектов в образовательном процессе школы // Продуктивное образование: Альманах / Под ред. Е. А. Александровой, В. А. Ширяевой. Саратов: Научная книга,. Вып. 4.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ФГОС). А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков М.: Просвещение, 2014.
- Отечественная история ХХ — начала XXI века: Документы и справочные материалы / Под ред. А. О. Чубарьяна. М.: Просвещение, 2004.