В статье дано теоретическое и методическое обоснование механизма интегрированного обучения, направленного на совершенствование физической культуры детей школьного возраста; определены слабые звенья в системе совершенствования физического состояния детей школьного возраста и обоснован комплекс мер, направленных на их устранение.
Ключевые слова: урок физической культуры, интегрированные технологии, универсальные учебные действия, комплекс.
Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. В основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежат формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий. Современное российское образование ориентировано на развитие личности обучающихся, их активную социализацию и обеспечение возможностей эффективного самообразования на протяжении всей жизни [5].
Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей обучающегося, умения самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, самостоятельно контролировать собственную деятельность, анализировать и оценивать полученный результат.
Проблемам педагогической интеграции в последнее время уделяется значительное внимание. Согласно анализу научно-методической литературы, ученые, педагоги-практики ищут адекватные, обоснованные, эффективные пути применения интегрированных технологий на различных этапах всей системы образования от детского сада до вуза.
Э. Л. Мельник показана эффективность интегрированного подхода в организации уроков физического воспитания с детьми младшего школьного возраста [3, с.192].
Однако исследований, посвященных применению интегрированной технологии в рамках физического воспитания младших школьников, недостаточно. Нет обоснований применения интегрированной технологии двигательной и познавательной деятельности ребенка, дозированности материала в зависимости от физического состояния школьника, его умственного развития и физической подготовленности, времени, отводимого на нагрузку и отдых в рамках интегрированных занятий, форм и методов организации группы детей на основе интеграции, учета особенностей развития психики ребенка, требований к образованию, мастерству педагогов, осуществляющих программу физкультурно-оздоровительной работы на основе интеграции [1. с.24–28].
Исходя из результатов проведенного констатирующего эксперимента и согласно выдвинутой гипотезе, нами был разработан комплекс интегрированных уроков по физической культуре.
Комплекс разработан в соответствии с требованиями ФГОС, современными методиками и формами обучения в начальной школе.
Цель комплекса: повысить эффективность физического воспитания, а также развить познавательную активность детей младшего школьного возраста с использованием инновационных форм преподавания.
Комплекс базируется на нескольких принципах:
– Принцип гуманизации — это ведущий принцип образования, предполагающий учёт личности ребёнка, индивидуальной логики его развития в процессе учебной деятельности.
– Физическое воспитание — это процесс интересный и увлекательный для детей сам по себе, но в данном комплексе все занятия помогают ребёнку в узнавании чего-то нового, что является для него большой ценностью.
– Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка предполагает использование первичной диагностики физической подготовленности школьников, и учёт новообразований в ходе работы.
– Принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе организации обучения означает свободу ребёнка в данной деятельности, проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребёнка по её ходу и результатам, обращение к индивидуальному опыту.
– Принцип педагогической поддержки направлен на оказание помощи ребёнку, испытывающему те или иные затруднения в процессе деятельности. Благодаря индивидуальной работе с ребёнком, у него появляется удовлетворённость самой деятельностью, снимается эмоциональная напряжённость и некомфортность.
– Принцип учёта детских интересов. Реализация данного принципа предполагает отбор тем, близких интересам детей.
– Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества означает обязательное профессиональное взаимодействия педагогов в процессе организации занятий, в самостоятельной деятельности школьников, в целом всего процесса воспитания и обучения детей.
– Принцип синкретичности подразумевает объединение разнообразных методов и средств активизации и развития познавательной активности детей, а также объединение различных видов деятельности школьников.
– Принцип систематичности, последовательности и взаимодополняемости в организации учебной деятельности, предполагает систематическую работу по обучению школьников, постепенное усложнение задач, содержания и приёмов работы с детьми на разных этапах работы, сквозную связь форм, средств и методов работы.
– Принцип импровизационности. Он касается работы и детей, и взрослых. С самого начала у всех участников педагогического процесса создаётся «установка на творчество», импровизацию во всех видах деятельности.
– Принцип импровизационности, и это следует подчеркнуть, ни в коей мере не снижает значения обучения, в процессе которого дети приобретают необходимые знания и умения, опыт деятельности.
Чтобы пусковой механизм, который как внутренний импульс, побуждающий детей к творческим проявлениям, заработал, необходимо правильно выбрать методы и приёмы обучения [2. с.112].
Содержание комплекса включает в себя 7 уроков, представляющих собой уроки физической культуры, интегрированные с тем или иным общеобразовательным предметом.
Комплекс интегрированных уроков оформлен в таблицу с выделением целей каждого урока (табл. 1).
Таблица 1
Комплекс интегрированных уроков по физической культуре
№ урока |
Тема |
Предметы |
Цели |
1. |
«Марафон по континентам» |
Физическая культура + Окружающий мир |
Формировать у учащихся представление об истории возникновения видов спорта, воспитывать культуру эмоционального поведения в спортивно-игровой деятельности. |
2. |
«Счет в пределах десяти» |
Физическая культура + Математика |
Закрепить навыки счета, развить двигательные навыки |
3. |
«23 февраля — День защитника Отечества» |
Физическая культура + Музыка |
Закрепить умения выполнять упражнения на равновесие, развивать координацию, быстроту, ловкость; повторить знания о маршевой музыке; развивать музыкальный слух; воспитывать патриотизм, любовь и к Родине. |
4. |
«Сказочные эстафеты» |
Физическая культура + Окружающий мир |
Привить детям знания о физической культуре и спорте как основном средстве укрепления здоровья, формирование ЗОЖ; воспитать взаимовыручку, дружбу, сплоченность коллектива. |
5. |
«Вместе весело считать» |
Физическая культура + Математика |
Развить быстроту реагирования посредством комбинированных заданий. |
6. |
«Сказочная Спортландия» |
Физическая культура + Окружающий мир |
Укрепить здоровье учащихся, развить интерес к занятиям физкультурной деятельностью, сформировать основы ЗОЖ. |
7. |
«Зов джунглей» |
Физическая культура + Окружающий мир |
Способствовать развитию ловкости, координации, ориентировки в пространстве, повторить тему дикие и домашние животные. |
В качестве примера проанализируем процесс составления плана интегрированного урока по физической культуре и музыке «23 февраля — День защитника Отечества».
Урок составлен на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по физической культуре, примерной программы по физической культуре для учащихся основной школы, комплексной программы физического воспитания 1–11класс.
Приступая к проведению данного урока, мы учитывали состояние здоровья и физическое развитие детей, их анатомо-физиологические, психологические и индивидуальные особенности, уровень физической подготовленности.
Специально подобранные упражнения и игры решали образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи:
– совершенствование техники двигательных действий базовых видов спорта «Гимнастика с основами акробатики», обучение элементам тактического взаимодействия во время соревнований;
– развитие функциональных возможностей организма, скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, гибкости, выносливости.
Образовательные задачи заключались в обучении основным двигательным действиям (бегу, прыжкам, метанию, лазанью) и познания музыки, её содержания — человеческого опыта нравственно-эстетического познания мира.
В вводную часть был включен комплекс упражнений, в которых охватили возможно большое количество мышечных групп и по сложности адекватных возрастным особенностям учащихся начальных классов.
В основной части все упражнения и игры расположены в порядке возрастающей трудности. Был использован поточный метод — когда один ученик ещё не закончил выполнения задания, а другой уже приступил к нему. Данный метод полезен, так как способствует совершенствованию двигательных умений и повышению плотности урока. Освоения и совершенствование техники двигательных действий осуществляли словесными (диалог), наглядными (показ упражнения, компьютерная демонстрация) методами.
Интеграция физической культуры и музыки позволила включать детей в практическую деятельность, связанную с развитием эмоциональной сферы.
На уроке дети слушали русский патриотический марш В. И. Агапкина «Прощание Славянки» в исполнении оркестра. Обучающиеся познакомились с историей рождения марша, с его социальной необходимостью — организацией общения большой массы людей, общения не простого, а эмоционального. Выбор этого марша определился событиями истории Родины, его популярностью в России. Это не просто «музыка для марширования» — это форма выражения патриотических чувств.
Урок был проведен в форме праздника, посвящённого Дню Защитника Отечества.
Результаты урока:
- Адаптация младших школьников проходила в легкой форме, что позволило сохранить здоровье на данном этапе обучения.
- Оптимизация учебно-воспитательного процесса младших школьников посредством смены видов деятельности повысила эффективность учебного труда.
Каждый интегрированный урок физической культуры состоял из трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной, заключительной.
Поскольку основным предметом в каждом уроке была физическая культура, то последовательность этих частей отражала закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок. В начале нагрузки организм преодолевает инерцию покоя за счет постепенного повышения функциональной работоспособности своих органов и систем. Это называется фазой врабатывания, которая соответствует подготовительной части урока.
Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное время сохраняется с небольшими колебаниями в сторону ее увеличения и снижения. Это называется фазой устойчивой работоспособности, которая соответствует основной части урока.
По мере расходования функциональных резервов рабочих органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.) работоспособность занимающегося постепенно снижается. Это называется фазой истощения или утомления, которая соответствует заключительной части урока.
Поскольку уроки были интегрированными, использование различных видов работы в течение урока поддерживало внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков.
Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности, такие уроки снижают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес [4, с.128].
Такие мероприятия очень эмоциональны и интересны как учащимся, так и учителям.
Применение разработанных интегрированных уроков позволяет улучшить не только качество преподаваемого материала, но и повысить интерес к уроку физической культуры, улучшить посещаемость, в результате чего повышается эффективность учебного процесса.
Литература:
- Малахина, Н. В. Методические рекомендации к организации и проведению интегрированных уроков / Н. В. Малахина. — Текст: электронный // Статья.ru: [сайт]. — 2017.– URL: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-organizacii-i-provedeniyu-integrirovannih-urokov-1491657.html (дата обращения: 28.10.2023).
- Мальченко, А. Д. Подготовка к сдаче норм ВФСК ГТО на предметной основе легкой атлетики [Текст]: учебн. пособие / А. Д. Мальченко, О. В. Погорелова. — М.: РУДН, 2017. — 148 с.
- Николаев, А. Н. Интегрированный урок по физкультуре и русскому языку / А. Н. Николаев. — Текст: электронный // Статья.ru: [сайт]. — 2014. — URL: https://infourok.ru/integrirovanniy-urok-po-fizkulture-i-russkomu-yaziku-1111470.html (дата обращения: 28.10.2023).
- Проблемы школьного физкультурного образования: теория и практика: монография [Текст] / О. В. Булдашева, Г. М. Бурков, Л. Г. Буркова; под ред. И. С. Осиповой. — Новосибирск: ЦРНС, 2016. — 176 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 // СПС Консультант Плюс.
- Михель, О. М. Разработка комплекса интегрированных уроков по физической культуре / О. М. Михель, М. Ю. Кириллова, С. Ю. Белозерова, Е. Л. Рая. — Текст: электронный // Creative Commons: [сайт]. — URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/568/Action568–473137.pdf (дата обращения: 14.11.2023).