Статья посвящена проблеме инклюзивного образования в практике современного ДОУ, специфике организации коррекционно-развивающей деятельности, психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзии ребенка с расстройством аутистического спектра в среду сверстников; организации взаимодействия воспитателей, специалистов ДОУ и семьи.
Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, дети с особыми возможностями здоровья, дети с ОВЗ, дети с расстройствами аутистического спектра, дети с РАС.
Среди различных категорий детей дошкольного возраста, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с расстройствами аутистического спектра, которые с недавнего времени стали включаться в организованную среду ДОО разных видов.
Расстройство аутистического спектра (РАС) — самое часто встречающееся нарушение развития. Поэтому вопросы, касающиеся психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра крайне важны и актуальны для многих семей, проживающих на территории РФ. Дети с расстройством аутистического спектра (далее, РАС) — это наиболее трудно социализируемая группа детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).
При появлении такого ребенка в дошкольном учреждении встает вопрос о выстраивании психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС. В условиях ДОУ для детей с такой нозологией этот процесс должен осуществляться поэтапно, с учетом всех объективных особенностей ребенка с РАС.
В Федеральной образовательной программе дошкольного образования предусмотрена программа коррекционной работы, которая направлена на обеспечение недостатков в физическом и психическом развитии и оказании детям помощи в освоении основной образовательной программы. В связи с этим, необходимо проводить не только качественный анализ условий, требований, методов соответствия возрасту и особенностям развития ребенка с ОВЗ (со сложными (комплексными) нарушениями), но и учесть особенности его развития, специфические образовательные потребности.
На первом консилиуме в рамках дошкольного учреждения такими специалистами как: педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, воспитатель и законными представителями ребенка определяется последовательность реализации инклюзивного процесса психолого-педагогического сопровождения по организации собственно интегративного пространства образования ребенка с РАС, а также образовательные задачи на каждом этапе сопровождения. Принимается решение о поэтапном включении ребенка с РАС в группу сверстников, начиная от индивидуальных занятий до полного включения с учетом результатов наблюдения за ребенком на отдельных этапах работы у каждого специалиста. Данная технология способствует реализации гибкой, поэтапной социализации ребенка с РАС в детском коллективе, что в свою очередь помогает несколько нивелировать дизонтогенез его развития на начальном этапе пребывания в учреждении.
К осуществлению коррекционно-образовательного процесса рекомендуется привлекать семью, включая всех ее членов, предположив, что успех взаимодействия в психолого-педагогической системе «педагоги — ребенок с РАС — родитель» зависит от продуктивного взаимодействия всех участников этого процесса.
Чтобы наладить продуктивный контакт с родителями воспитанника с РАС, обсуждаются и принимаются условия организации единого образовательного пространства развития и воспитания ребенка, через решение следующих задач:
– создание благоприятного климата взаимодействия с ребенком и родителями;
– установление доверительных и партнерских отношений с родителями;
– вовлечение семьи в жизнедеятельность группы, ДОУ.
Основные направления деятельности с родителями ребенка с РАС:
– изучение потребностей ребенка и родителей в образовательных услугах (для определения содержания и форм работы);
– просвещение родителей (правовая и педагогическая культура).
В основе реализации данных направлений по взаимодействию с семьей воспитанника эффективна следующая модель взаимодействия с родителями:
I этап — ознакомительный
Сбор информации: анкетирование, собеседование, наблюдение, изучение документации, составление индивидуального маршрута для ребёнка с РАС.
II этап –общепрофилактический: консультации, изучение опыта работы разных учреждений и организаций, обмен опытом с родителями по взаимодействию с ребенком в разных социальных ситуациях.
III этап — индивидуальная работа: включение родителей в реализацию индивидуальной образовательной программы для ребенка с РАС, знакомство с опытом семейного воспитания, традициями, получение консультативной индивидуальной помощи.
IV этап — интегративный: совместные мероприятия с родителями, создание и работа родительского клуба «Будем вместе познавать!», изучение опыта работы общественных организаций, изучение литературы по проблемам РАС, участие в конкурсах, описание совместного опыта работы.
V этап — рефлексивный (обратная связь): выявление изменений, анкетирование, представление опыта работы на различных площадках (участие в конференциях, фестивалях успешных образовательных практик и пр.) Дополнительное обсуждение вопросов с привлечением специалистов, круглые столы.
VI этап — совместное обсуждение на будущее — через анкетирование, лично, на заседаниях «круглого стола»).
В рамках составленной модели работы проводятся не только индивидуальные занятия, но и занятия в мини — группе. Со второй половины учебного года происходит постепенное включение ребенка с РАС в общение и взаимодействие с другими детьми. Такое включение происходит ненавязчиво через участие семьи ребенка в реализуемых в группе и ДОУ проектах «Коллекция увлечений», «Добрые мультфильмы маминого детства», «Прочитал книгу — передай другому».
Перед каждым новым этапом: предварительным этапом, первичным приемом (первой встречей с ребенком), адаптационным этапом, диагностикой в рамках индивидуальных (игровых) сеансов, занятий в мини-группе, занятий в расширенной группе), проводится мониторинг динамики развития ребенка. Диагностическое обследование предполагает проведение качественного анализа динамических изменений в развитии ребенка и служит основой в построении коррекционно-образовательного процесса как индивидуальных занятий, так и занятий в инклюзивной группе.
Такой прием включения ребенка в группу сверстников помогает осуществить комплексное наблюдение за поведением и реакциями ребенка с РАС, своевременно среагировать на них, откорректировать его индивидуальный маршрут развития. Помимо этого, организованная командная работа служит мощным фактором развития и повышения эффективности инклюзивного процесса, так как для ребенка с РАС, имеющим дополнительно тяжелые нарушения речи, важно не только освоение социально-коммуникативных навыков, навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, но и освоение основных речевых навыков (коррекция тяжелых нарушений речи), навыков самообслуживания, навыка произвольной регуляции.
Таким образом, процесс инклюзии ребенка с РАС подразумевает не только готовность принять его в ДОУ, создав организационно-педагогические условия, соответствующие его потребностям и реальным возможностям, но и способность самого ребенка к интеграции в данном сообществе дошкольников. А это подразумевает под собой и принятие им правил внутрисадовского и внутригруппового поведения, и умение стать активным участником происходящих в группе событий.
Как показала практика, дети с РАС, преодолевая серьезные трудности в развитии социально-эмоциональной сферы, могут достичь достаточно высокой степени организации деятельности, благодаря чему создается база для возможности их обучения в школе. Считаем, что дети с РАС очень нуждаются в общении и обучении, и, несмотря на то, что со стороны взрослых это часто требует долгого времени и терпения, такие дети могут достичь прекрасных результатов, удивляя и радуя нас.
Литература:
- Блейлер Е. Аутистическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. — М.: Изд-во МГУ, 2011. — С.112–125.
- Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. — Донецк, 2013.
- Богдашина О. Что такое аутизм? — Горловка, 2015.
- Гилберг К., Питере Т. Аутизм: Медицинские и педагогические аспекты. — СПб, 2013.
- Лиховцова, Т. И., Тимофеева Ю. А. Реализация практики инклюзивного образования с детьми рас в группе компенсирующей направленности / Лиховцова Т. И., Тимофеева Ю. А. — Текст: электронный // Мультиурок: [сайт]. — URL: https://multiurok.ru/index.php/files/realizatsiia-praktiki-inkliuzivnogo-obrazovaniia-s.html (дата обращения: 10.11.2023).