В статье выявлена роль и значение антропологического подхода в педагогике. Указывается на то, что антропологический подход является одним из ключевых направлений в современной педагогике, который основывается на изучении человека в его целостности и уникальности. Проанализированы принципы применения антропологического подхода в практике современного образования.
Ключевые слова : антропологический подход, инновация, гуманитаризация образования, принципы антропологического подхода.
В настоящее время общепризнанным является тот факт, что образование претерпевает большие изменения. Поиск новых средств образования, обеспечивающих не только предметные знания и умения, но и субъектный опыт, опыт самосознания личности, — это требование времени. Все чаще педагоги-исследователи и практики образования в последние годы обращаются к идеям антропологизации образования. Впервые разработал и обосновал антропологический подход К. Д. Ушинский. В его понимании он означал системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» — это положение К. Д. Ушинского было и остается неизменной истиной для современной педагогики. На современном этапе, такие тенденции современного образования как: демократизация, индивидуализация, диалогичность образования требуют от педагогов приоритетной ориентации на удовлетворение потребностей самого человека, гуманитаризации образования. В связи с этим, в рамках становления гуманитарной парадигмы, антропологический подход является одним из ключевых направлений в современной педагогике, который основывается на изучении человека в его целостности и уникальности, развитии человека в единстве трех его характеристик (личность, индивидуальность, субъект). Антропологический подход вооружает педагогов и родителей знаниями о них самих и об их питомцах, об окружающих людях. Специальные исследования показывают, что антропологический подход актуален в любом возрасте, и что педагог, освоивший антропологический подход как ценность и как научно обоснованную аксиому, отличается от коллег. Для педагога, владеющего антропологическим подходом, характерна личностная заинтересованность в развитии ребенка как человека, а не только как существа обучающегося. Он видит смысл и цель своей деятельности не столько в сообщении детям знаний, приучении их к дисциплине, развитии одной из их сторон личности ребенка (интеллекта, сознания, чувств, воли, организма, духовной сферы), сколько в содействии совершенствованию ребенка как целостного существа. В свое время К. Д. Ушинский говорил о том, что воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в единстве общего, особенного и отдельного. [5, С. 5].
Антропологический подход в практике современного образования направлен на признание уникальности каждого человека, его предпочтений, интересов, индивидуальных способностей. Применение антропологического подхода осуществляется при соблюдении следующих принципов, которые можно положить в основу востребованных практикой образования новых решений.
– Принцип непрерывности образования для человека определяется как ведущий принцип развития образования. Важно, чтобы образование было непрерывным и способствовало личностному и профессиональному развитию каждого человека. Здесь реализуется гносеологическая функция антропологического подхода, т. к. невозможно обеспечить потребность в непрерывном образовании без стремления к знанию, то есть развитие знаний человека осуществляется на основе познания.
– Принцип интегративности способствует целостному развитию ученика и формированию у него комплекса навыков и знаний, необходимых для успешной адаптации в современном мире. Интегративность способствует активизации познания, развитию критического мышления, развивает творческие и аналитические навыки, а также учебные и жизненные навыки.
– Принцип рефлексивности основан на том, что это принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных знаний и поступков (Н. М. Борытко, А. А. Бизяева). В контексте педагогики, использование рефлексивных практик позволяет педагогу улучшить качество своей деятельности и достичь большего профессионального роста. Так реализуется прогностическая функция в понимании человеком всего происходящего и стремлении к улучшению себя и собственной деятельности.
– Принцип целостности требует обращения к человеку как единству физического и психического, телесного и духовного, общественного и индивидуального (А. Н. Орлов, В. А. Игнатова, Б. А. Намаканов, М. М. Расулов). Целостный педагогический процесс представляет собой единство обучения и воспитания, где каждый элемент образовательного процесса взаимодействует с другими для достижения общей цели. Принцип целостности способствует формированию гармоничной личности, способной к самореализации и успешной социализации в обществе.
– Принцип гуманитарности является самым важным и общим принципом обучения. Принцип гуманитарности в образовании утверждает, что человек — это главная ценность этого процесса. Принцип гуманитарности способствует созданию оптимальных условий для самореализации и развития личности; предполагает свободу, творчество, уникальность и диалогичность; дает возможность интерпретации смыслов и ценностей.
– Принцип социокультурного соответствия (сообразности) выражается двумя исторически сложившимися принципами природо- и культуросообразности (В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова, Е. В. Бондаревская, Л. М. Лузина, Т. Б. Алексеева). В отечественной педагогике идею культуросообразности развивал в трудах К. Д. Ушинский. По мнению педагога, воспитание образованного человека и гражданина должно начинаться с умения писать, читать, считать, со знания своей религии, родины, ее природы, географии, истории, культуры. Человек как социальное существо развивается и формируется для жизни и самореализации в конкретных условиях среды жизнедеятельности — в конкретной культуре. Используя принцип культуросообразности, необходимо также учитывать в воспитании ценности и нормы общечеловеческих и национальных культур. Приобщение ребенка к различным культурам общества — весьма сложная задача. Решать эту задачу необходимо совместными усилиями семьи и общества, различных учреждений и объединений, в которых находится ребенок в разные периоды своей жизни. Задача педагога заключается в приобщении ребенка с раннего детства к национальной культуре; активном включении в социальное воспитание знаний родного языка, народных песен, сказаний, литературы и искусства, а также использовании культурного наследия прошлого, духовных ценностей мировой культуры. В данном принципе реализуется нормативно — праксеологическая функция антропологического подхода.
Сочетание данных принципов, обеспечивает благоприятную среду развития каждого учащегося, поскольку они способствуют сотрудничеству, инициативности, творческому началу, саморазвитию, самообразованию, активизации познавательной деятельности. Эти принципы популярны в применении педагогами и признаются эффективными. Чем больше и системно используются данные принципы, тем более результативна деятельность педагогов и обучающихся.
Таким образом, антропологический подход в практике современного образования актуален как в педагогической теории, так и в практике образования в связи с необходимостью решения задач гуманитаризации современного общества и образования. В настоящее время антропологический подход является одним из ведущих в педагогике, так как отличается многофакторным подходом к процессам развития личности, ориентирован в познавательном смысле на интеграцию, с одной стороны, объективно существующих жизненных форм, в рамках которых формируется индивид, а, с другой, культурно обусловленных структурных и типологических особенностей личности. Образование и воспитание, построенное с учетом принципов антропологического подхода, соответствует потребностям времени, социума и человека, что придает ему подлинно гуманный характер.
Литература:
1. Б. М. Бим-Бад. Педагогическая антропология: Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033400 — педагогика. М.: Изд-во УРАО, 2003. 204 с.
- И. А. Бирич. Философская антропология и образование: На путях к новому педагогическому cознанию. М.: Жизнь и мысль: Москва. Учеб., 2008. 269, с.
- К. Н. Воробьева. Антропологический подход к воспитанию // Педагогика: научно-теоретический журнал — 2007. — № 5. — C. 55–58.
- З. И. Гладких. Творческое наследие К. Д. Ушинского как источник художественно-педагогической антропологии // Искусство и образование: Журнал. Методики, теории и практики художеств. Образования и эстет. Воспитания. — 2007. — № 2 (34). — C.18–36.
- История педагогики, педагогическая антропология / [Отв. Ред. Г. Б. Корнетов] М.: Изд-во УРАО, 2002. 104 с.
- Г. М. Коджаспирова. Педагогическая антропология: учеб. Пособие для студентов вузов. М.: Гардарики, 2005. 287 с.