В статье рассматриваются особенности понятий административного задержания и доставления физических лиц, обосновывается место правовой культуры физических лиц. Авторы обращают внимание на практические и теоретические вопросы административного задержания и доставления. Также авторами исследуется влияние уровня правовой культуры лиц, подвергшихся доставлению и административному задержанию, на работу сотрудников полиции.
Ключевые слова: административное задержание, доставление, правовая культура, правовое сознание, полиция, задержанный, физическое лицо.
Административное задержание и последующее доставление являются самыми частыми мерами, применяемыми сотрудниками правоохранительных органов в отношении правонарушителей. При исследовании процедуры административного задержания и доставления, мы обращаем внимание на уровень правовой культуры лиц, подвергнутых указанным мерам.
Административное задержание представляется как мера временного ограничения свободы передвижения гражданина, который совершил административное правонарушение. Целью такого задержания могут являться составление протокола об административном нарушении, поскольку в некоторых случаях оформление на месте выявления административного правонарушения не является возможным по различным обстоятельствам. Также целью административного задержания является установление личности совершившего правонарушение. В соответствии с действующим Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно статьей 27.3 определены должностные лица, которые вправе осуществлять задержание физических лиц [1].
Доставление является следующей мерой, рассматриваемой нами и часто, продолжением административного задержания, для достижения цели — обеспечение производства по делу об административном правонарушении и фактического пресечения правонарушения. Доставление представляет собой принудительное препровождение физического лица в место составления протокола, место ожидания для вынесения постановления должностными лицами, указанными в статье 27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1].
Уровень правовой культуры определяется наличием правового сознания, знания правовых норм и понимания степени ответственности за совершаемые правонарушения, а также смысла применения мер, которые могут ограничивать свободу физического лица.
Далее следует перейти к порядку административного задержания, как его обязаны производить правильно. Сотрудник полиции действует на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 27.3), Федерального закона «О полиции» [2] (статья 14 ч.1, ч.2 п.3 и п.5). В первую очередь, сотрудник называет свои должность, звание, фамилию, предъявляет по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщает причину и цель обращения, однако в случаях применения к гражданину мер, которые будет ограничивать его конституционные права и свободы, гражданину в обязательном порядке будут разъяснены причины и основания применения таких мер, а также последствия в виде вытекающих прав и обязанностей гражданина в момент задержания [3].
Помимо прочего необходимо установить, совершеннолетний ли гражданин подвергается административному задержанию, поскольку в зависимости от этого зависит порядок действий сотрудника полиции в отношении задержанного.
В случае, если лицо, подвергающееся задержанию, не достигло возраста совершеннолетия, сотрудник полиции обязан вызвать инспектора по делам несовершеннолетних (далее — инспектор ПДН) и уже инспектор ПДН сопровождает его в территориальный отдел полиции, после чего инспектор ПДН обязан уведомить его родителей (иных законных представителей) о задержании несовершеннолетнего лица. Звонок осуществляется в кратчайший срок, но не позднее трех часов в присутствии сотрудника полиции. Говоря об уведомлении родителей, законных представителей несовершеннолетних важно отметить, что данная мера является обязательной, не только в отношении несовершеннолетних.
Обязательному уведомлению также подлежит командование воинской части, если был задержан военнослужащий. Об иностранных гражданах, подданых другого государства полиция сообщает в посольство (консульство).
По факту задержания сотрудник обязан составить рапорт о задержании (для предоставления в отдел) и протокол, в котором указывается вся информация, подлежащая документированию, а именно: дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, который составил протокол сведения о задержанном лице, дата, время, место, основание и мотивы задержания а также факт уведомления близкого родственника или близкого лица задержанного. Протокол подписывает как сотрудник, так и задержанный, после чего копия выдается задержанному. В случае отказа подписать или невозможности совершить данное по объективным причинам, в протоколе оставляют пометку.
В чем же состоят проблемы соблюдения порядка административного задержания и доставления.
Подавляющее количество граждан не имеет при себе документ, удостоверяющий личность, что препятствует немедленному установлению личности, а также своевременному, корректному рассмотрению дела и/или исполнению постановления по административным делам.
Еще одной значимой проблемой является поведение задержанного в состоянии алкогольного опьянения или иное противоправное поведение. Как правило, когда к гражданину подходит сотрудник и пытается представиться, в ответ получая бранную речь, оскорбления, наблюдает явное нежелание гражданина вести диалог культурно. В данном случае, достаточно глупым действием является зачитывание прав задержанного. Еще чаще, при попытке задержать гражданина в состоянии опьянения или гражданина, совершившего любое административное правонарушение, начинается физическое сопротивление, применение силы, предпринятие попыток побега, иное. А некоторые ситуации требуют немедленного реагирования со стороны сотрудника полиции, так, например, нарушение общественного порядка на территории метрополитена, с использованием предметов, представляющих общественную опасность.
Когда речь заходит о таких ситуациях, у сотрудника полиции нет возможности представиться, разъяснять права в момент задержания, сотрудник полиции вынужден в начале обезвредить правонарушителя, применив к нему физическую силу или спецсредства. В момент, когда совершается правонарушение, разъяснение прав и обязанностей является бессмысленным, обычно это происходит уже по факту доставления правонарушителя в отдел.
Таким образом, повышение уровня правовой культуры физических лиц поможет сделать более эффективной работу сотрудников полиции и избежать конфликтных ситуаций при применении мер задержания и доставления. То есть желательно достигнуть такого уровня правового сознания, когда задержанный и доставляемый будет понимать степень общественной опасности совершенного им правонарушения и будет осознавать необходимость применения в отношении него соответствующих мер.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс-2023» https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.11.2023).
- Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс-2023» https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.11.2023).
- Ялов А. М. Отличие уголовно-правового задержания от административного и уголовно-процессуального // Государственная служба и кадры. 2022. № 1. С. 240–242.