Нефтяная промышленность на Кубани в годы Великой Отечественной войны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 14.11.2023

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Гембух, Г. А. Нефтяная промышленность на Кубани в годы Великой Отечественной войны / Г. А. Гембух. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 422-424. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107610/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной работе автор рассматривает состояние, а также процесс развития нефтяной отрасли на территории Кубани в годы Великой Отечественной войны. Ещё в самом начале войны стало очевидно, что решающую роль в противостоянии будет решать техника. Однако необходимо понимать, что работа техники, в том числе боевых машин и авиации, невозможна без топлива, главным сырьём для которого являлась нефть. Именно по этой причине военная стратегия обоих противников в ходе Великой Отечественной войны во многом была нацелена на взятие либо удержании контроля над энергоресурсами и в первую очередь над советской нефтью. Кубань в годы Великой Отечественной войны являлась важным регионом для обеспечения армии энергетическими ресурсами, среди которых была и нефть. В связи с этим положение нефтяной промышленности на территории Краснодарского края, особенности её развития и вклад в обеспечение энергетическими ресурсами национальной экономики стали центральными вопросами для анализа в данном исследовании.

Ключевые слова : Великая Отечественная война, нефтяная промышленность, Кубань, нефтепромыслы.

Ситуация с поставками топлива стала крайне сложной уже в 1941 году, когда главные регионы добычи нефти в Советском Союзе — Кубань, Северный Кавказ, Закавказье, Волго-Уральский регион и Сахалин столкнулись с первыми трудностями военного времени. Чтобы обеспечить фронт топливом, Государственный комитет обороны в июле 1941 года создал специальный штаб при Наркомате нефтяной промышленности, который возглавил Н. С. Байбаков. Для этого было принято решение перевести всю отрасль на 12-часовой рабочий день без выходных и отпусков до конца войны [1].

Осуществление военных мероприятий стало основной целью для нефтедобывающей промышленности на территории Кубани, что потребовало выполнения конкретных задач. Важнейшим аспектом работы стала гарантированная поставка нефтегазового сырья, привлечение рабочей силы на места добычи и организация геологических исследований, а также размещение эвакуированных предприятий. Благодаря этим усилиям, к 1941 году нефтедобывающая промышленность Кубани смогла заметно увеличить выпуск качественного топлива для нужд фронта, а нефтеперерабатывающие заводы успешно выполнили поставленные задачи. Особенно важным достижением стало освоение производства авиационного бензина.

Однако враг был уже близко. 10 августа 1942 года немцы захватили Майкоп, а 12 августа — Краснодар, создавая угрозу захвата кубанских нефтяных месторождений. Эти месторождения были особенно важны в первые месяцы войны, когда они обеспечивали авиацию и Черноморский флот горючим, осуществляя производство нефтепродуктов. Среди крупнейших месторождений были Асфальтовая Гора, Кура-Цеце, Нефтегорское и Широкая Балка [2]. Был также под угрозой крупный нефтеперерабатывающий завод в Туапсе, который работал с 1929 года. Немецкие войска, включавшие нефтяных специалистов, планировали добычу нефти для своей армии, но их планам не суждено было осуществиться.

В своих воспоминаниях Н. С. Байбаков рассказывает о своем рискованном решении в штабе фронта — отдать приказ о немедленном уничтожении нефтяных скважин, так как немецкие войска прорывались к кубанским нефтепромыслам. Работа его группы началась на территории, уже оказавшейся рядом с вражескими войсками. В это время немцы уже подошли к станице Апшеронской, откуда брала свое начало нефтяная промышленность Краснодарского края [3]. Невозможно передать эмоции людей, которые разрушали все, что было создано своим собственным трудом.

Интересным фактом в истории является приезд английских специалистов в Краснодар летом 1942 года. Они приехали с целью продемонстрировать свой метод уничтожения нефтяных скважин, который успешно применяли при отступлении с острова Борнео в 1941 году. Англичане тогда бросали мешки с цементом в скважины. Однако этот метод оказался неэффективным, так как скважины можно было быстро восстановить. Для кубанских нефтяников было важно, чтобы немцы не смогли использовать эти скважины по крайней мере полгода.

Метод уничтожения нефтяных скважин, разработанный Н. С. Байбаковым, заключался в закрытии скважин специальными железобетонными пробками, а затем взрыве нефтяных вышек, электростанций и оборудования нефтепромыслов. Немцы так и не смогли восстановить разрушенные скважины даже за полгода оккупации Кубани. Они смогли запустить производство нефти только на одной скважине в Майкопе, но это было незначительным количеством по сравнению с требуемым для удовлетворения потребностей вермахта в топливе. Уничтожение скважин началось всего за пять дней до прибытия немцев и часто происходило под огнем противника [4]. Эвакуацию Туапсинского нефтеперерабатывающего завода начали осенью 1941 года и закончили летом 1942 года.

После захвата Кубани немецким командованием был создан специальный центр управления восстановлением нефтяной промышленности. Представители этого центра и технические бригады были размещены в разных городах Кубани, таких как Хадыженск, Апшеронск, Нефтегорск и Краснодарский нефтеперегонный завод. Их задачей было производство минеральных масел, которые требовались для фашистской армии. Но, несмотря на все усилия, установить производство масла так и не удалось, поэтому немцы решили сосредоточиться на производстве бензина. На Кубань были доставлены немецкие нефтяные специалисты, а также буровое оборудование и техника из Германии. Кроме того, из местного населения и военнопленных было принудительно мобилизовано 500 человек.

Во время оккупации Хадыженска фашистами был создан специальный лагерь, где содержались военнопленные нефтяники. Однако все попытки оккупантов наладить работу нефтяников были обречены. Специалисты в нефтяных районах Краснодарского края, таких как Абинский, Нефтегорский, Северский и других, не шли на сотрудничество и активно противостояли восстановлению добычи и переработки нефти [5]. Еще до оккупации Нефтегорским райкомом ВКП(б) и Апшеронским комитетом ВКП(б) были подготовлены рабочие-партизаны, задачей которых было проводить диверсии и уничтожать нефтяные разработки [6].

В результате деятельности партизан немецкие оккупанты вынуждены были объявить населенные пункты и нефтепромыслы опасной зоной. Поэтому здесь были размещены армейские части. После освобождения от немецких захватчиков восстановление нефтяной промышленности на территории Кубани началось незамедлительно. Специалисты вернулись на свои рабочие места, также было возвращено эвакуированное оборудование.

Предприятие под названием «Краснодарнефтекомбинат» было основано в 1943 году и позже стало объединением, известным как «Краснодарнефть». Работа на предприятии шла очень быстрыми темпами: с 1943 по 1944 годы было восстановлено восемь комплектов бурового оборудования, пробурено 8 новых глубоких скважин, начато бурение четырех других, построено 8 промысловых станций и водокачек, а также 15 котлов, компрессорная станция, нефтепроводы Хадыжи-Краснодар и узкоколейка Хадыжи-Широкая Балка. Уже в 1945 году кубанские нефтяники добыли 753 тысячи тонн нефти [7].

Красная армия всегда имела надежное снабжение топливом благодаря кубанским нефтяникам. В условиях военного времени они успешно выполняли задачи по оперативной эвакуации и восстановлению предприятий нефтяной отрасли. Этот подвиг тысяч советских нефтяников играл не менее важную роль в разгроме нацистской Германии и ее союзников, чем боевая техника на фронтах войны.

Литература:

  1. Нефтегазовый комплекс в годы Великой Отечественной войны. Выпуск 1. — М., 1995. — 96 с.
  2. Нефть СССР (1917 − 1987 гг.) / Апапович Ю. Г., Байбаков Н. М., Берлин МА. и др. Под ред. Динкова В. А. — М.: Недра, 1987. — 52 с.
  3. Байбаков Н. С. Нефтяной фронт. — М.: ГазОйль Пресс-Сервис, 1995.
  4. Нефть СССР (1917 − 1987 гг.) / Апапович Ю. Г., Байбаков Н. М., Берлин МА. и др. Под ред. Динкова В. А. — М.: Недра, 1987. — 52 с.
  5. Степанова Л. Г. Коллаборационизм на Кубани во время немецкой оккупации: социальные истоки и проявления (по материалам Центрального штаба партизанского движения и Чрезвычайной комиссии) // Научно-творческое наследие Федора Андреевича Щербины и современность. Сборник материалов Х международной научно-практической конференции. Краснодар, 2010. С. 114–122.
  6. Из беседы профессора Г. А. Куманева с наркомом нефтяной промышленности СССР военных лет, Героем Социалистического труда Н. К. Байбаковым // Куманев Г. А. Говорят сталинские наркомы. Смоленск, 2005. С. 596–597.
  7. Малышева Е. М. Российская нефть и нефтяники в годы Великой отечественной войны // Экономический журнал. 2008. № 4.
Основные термины (генерируются автоматически): нефтяная промышленность, Великая Отечественная война, Краснодарский край, Кубань, скважина, территория Кубани, буровое оборудование, Майкоп, метод уничтожения, нефтяная отрасль.


Похожие статьи

Государственная социальная политика в сфере жилищного вопроса в 1920–1930-е годы (по материалам Ульяновского региона)

В данной статье на основании архивных материалов и иных исторических источниках, рассматривается один из наиболее важных компонентов реализуемой социальной политики в 1920–1930-е гг., который касался решения жилищного вопроса. В статье анализируется ...

Последствия добычи нефти и газа на Каспийском море

В статье рассмотрено воздействие морской нефте- и газодобычи на экосистему Каспийского моря, описано поведение нефти в морской воде, характер влияния нефтяного загрязнения на гидробионтов Каспийского региона, морских птиц, фито- и зоопланктон. В рабо...

Военно-промышленный комплекс Западной Сибири в первый период Великой Отечественной войны

В статье рассмотрены особенности функционирования военно-промышленного комплекса в Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны. Охарактеризована деятельность предприятий Тюменской области военного назначения и их роль в организации производств...

Цементная промышленность на Кубани во второй половине XIX — начале XX века

Данная статья посвящена зарождению и развитию цементной промышленности на Кубани в эпоху капиталистических преобразований России. В статье рассматриваются вопросы становление кубанской цементной промышленности во второй половине XIX века и превращени...

Правовое регулирование разработки и добычи полезных ископаемых. Федеральные и региональные аспекты (Тюменская область, Красноярский край)

В настоящее время в Российской Федерации особо остро стоит вопрос о регулировании правоотношений в сфере использования полезных ископаемых. С одной стороны, данную тему регулирует федеральное законодательство, с другой стороны в некоторых субъектах д...

Экономический анализ предприятия АО «Транснефть Нефтяные Насосы» и его роль в развитии Челябинской области

Данная статья посвящена различным вопросам оценки и анализа состава и структуры финансового имущества предприятия «Транснефть Нефтяные Насосы» (далее АО «ТНН»), его платежеспособности, финансовой устойчивости. Произведён системный анализ активов и за...

Использование солнечной энергии для опреснения коллекторно-дренажных вод

В условиях глобального изменения климата и нарастающего дефицита воды в мировом масштабе чрезвычайно актуальной становится задача эффективного управления водными ресурсами, как на уровне стран, так и на уровне целых регионов. Устойчивое развитие госу...

Основные экологические проблемы Северо-Запада России

Статья посвящена определению круга основных экологических проблем Северо-Запада России, рассмотрены экологические последствия, связанные с высоко развитой промышленной деятельностью региона, незаконным использованием природных ресурсов, организацией ...

Психологический аспект безопасности труда в производственной деятельности на пассажирских судах морского и речного транспорта

На судах и водных путях здоровье и жизнь людей могут быть поставлены под угрозу из-за действий членов экипажа. Несмотря на внедрение ряда научных и практических мер по сохранению человеческой жизни, безопасности пассажирских судов и экологической без...

Развитие рыбной отрасли на территории опережающего развития на примере Приморского края

В связи с наступлением длительного финансового кризиса с 2014 г., уменьшением маржи и невозможностью обслуживания долга, в рыбной отрасли наблюдает тяжелое финансовое положение и огромная нехватка оборотных средств, ухудшение материально-технической ...

Похожие статьи

Государственная социальная политика в сфере жилищного вопроса в 1920–1930-е годы (по материалам Ульяновского региона)

В данной статье на основании архивных материалов и иных исторических источниках, рассматривается один из наиболее важных компонентов реализуемой социальной политики в 1920–1930-е гг., который касался решения жилищного вопроса. В статье анализируется ...

Последствия добычи нефти и газа на Каспийском море

В статье рассмотрено воздействие морской нефте- и газодобычи на экосистему Каспийского моря, описано поведение нефти в морской воде, характер влияния нефтяного загрязнения на гидробионтов Каспийского региона, морских птиц, фито- и зоопланктон. В рабо...

Военно-промышленный комплекс Западной Сибири в первый период Великой Отечественной войны

В статье рассмотрены особенности функционирования военно-промышленного комплекса в Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны. Охарактеризована деятельность предприятий Тюменской области военного назначения и их роль в организации производств...

Цементная промышленность на Кубани во второй половине XIX — начале XX века

Данная статья посвящена зарождению и развитию цементной промышленности на Кубани в эпоху капиталистических преобразований России. В статье рассматриваются вопросы становление кубанской цементной промышленности во второй половине XIX века и превращени...

Правовое регулирование разработки и добычи полезных ископаемых. Федеральные и региональные аспекты (Тюменская область, Красноярский край)

В настоящее время в Российской Федерации особо остро стоит вопрос о регулировании правоотношений в сфере использования полезных ископаемых. С одной стороны, данную тему регулирует федеральное законодательство, с другой стороны в некоторых субъектах д...

Экономический анализ предприятия АО «Транснефть Нефтяные Насосы» и его роль в развитии Челябинской области

Данная статья посвящена различным вопросам оценки и анализа состава и структуры финансового имущества предприятия «Транснефть Нефтяные Насосы» (далее АО «ТНН»), его платежеспособности, финансовой устойчивости. Произведён системный анализ активов и за...

Использование солнечной энергии для опреснения коллекторно-дренажных вод

В условиях глобального изменения климата и нарастающего дефицита воды в мировом масштабе чрезвычайно актуальной становится задача эффективного управления водными ресурсами, как на уровне стран, так и на уровне целых регионов. Устойчивое развитие госу...

Основные экологические проблемы Северо-Запада России

Статья посвящена определению круга основных экологических проблем Северо-Запада России, рассмотрены экологические последствия, связанные с высоко развитой промышленной деятельностью региона, незаконным использованием природных ресурсов, организацией ...

Психологический аспект безопасности труда в производственной деятельности на пассажирских судах морского и речного транспорта

На судах и водных путях здоровье и жизнь людей могут быть поставлены под угрозу из-за действий членов экипажа. Несмотря на внедрение ряда научных и практических мер по сохранению человеческой жизни, безопасности пассажирских судов и экологической без...

Развитие рыбной отрасли на территории опережающего развития на примере Приморского края

В связи с наступлением длительного финансового кризиса с 2014 г., уменьшением маржи и невозможностью обслуживания долга, в рыбной отрасли наблюдает тяжелое финансовое положение и огромная нехватка оборотных средств, ухудшение материально-технической ...

Задать вопрос