В статье представлены результаты исследования лидерских качеств предпринимателей. В заключении автор делает вывод о важности наличия коммуникативных и организаторских особенностей у лидера организации.
Ключевые слова: коммуникативные особенности, организаторские особенности, лидер, предприниматель, навык, бизнес .
Актуальность исследования заключается в повышенном интересе к теме лидерства в обществе. Причины данного явления стремительные темпы в эволюционном развитии современного бизнеса. Российским предпринимателям важно децентрализовать компании, делегировать полномочия лидерам на особо ответственных этапах организации бизнес-процессов и сконцентрировать внимание системе формирования лидерского потенциала. Такой подход позволит преодолеть все препятствия к развитию лидерства, что сократит разрыв, отделяющий российские компании, от конкурентоспособного высокоэффективного европейского бизнеса. По этой причине исследованиями лидерских особенностей занимались многие учёные, среди которых хочется отметить Е. В. Кудряшову, Р. Л. Кричевского, Т. В. Бендас [3, с. 122]. В результате было выдвинуто предположение о том, что лидерство не только врожденное свойство. Ведь внешне лидерские качества проявляются только в поведении человека, как следствие заключим, что этому поведению можно обучать. К началу XXI в. представление о природе лидерских качеств претерпело изменение. Принято считать, что успешное лидерство, подобно процессу коммуникации, охватывает всю систему управления организацией.
Основываясь на этих теоретических и практических данных, было проведено тестирование предпринимателей, прошедших тренинг по формированию коммуникативных и организаторских способностей, выборка составила двадцать человек. Возрастная динамика испытуемых 28–39 лет. В качестве методики использовался опросник — «Коммуникативные и организаторские склонности» В. В. Синявский, В. А. Федорошин далее (КОС). Опросник КОС предназначен для диагностики качественных особенностей коммуникативных и организаторских склонностей испытуемого. В ходе анализа результатов исследования, были выявлены следующие показатели коммуникативных навыков: низкие у 32 % предпринимателей, средние у 48 % и высокие у 10 % предпринимателей, результаты статистики изображены на рисунке 1.
Рис. 1. Коммуникативные навыки предпринимателей
Стоит отметить, что средний уровень коммуникативного качества обусловлен нахождением предпринимателей в процессе адаптации к позиции лидера, и освоению нового опыта профессиональной жизни.
Период адаптации требует определенного времени для получения новых навыков, а также к осознанию себя в роли лидера, что необходимо для повышения профессионализма. После адаптации личности в коллективе, приходит время самореализации, где требуются навыки публичного общения для самопрезентации и реализации.
Перейдём к показателям организаторских способностей. В ходе исследования были получены следующие результаты: низкий уровень у 48 % предпринимателей, средние у 30 % и высокие у 12 % предпринимателей, данные статистика изображены на рисунке 2.
Рис. 2. Организаторские навыки предпринимателей
Путём анализа результатов, удалось выявить, что в процессе получения и освоения новых профессиональных знаний и адаптации к ним, можно развивать и закреплять коммуникативные и организаторские навыки. Факт возможности формирования таких умений несёт важную роль для предпринимателей на любом уровне бизнес — процессов.
Коммуникативность наряду с организаторскими особенностями занимает практически ведущую роль в деятельности лидера любой компании. Грамотно разработанная стратегия делового общения на всех уровнях взаимодействия, залог успешности в заключении, реализации и завершении любой сделки. А грамотно организованный рабочий процесс, гарант эффективной работы бизнеса.
Литература:
1. Адлер, Ю. П. Лидерство как механизм постоянного обеспечения конкурентоспособности / Ю. П. Адлер, В. В. Липкина // Стандарты и качество. — 2000. — No10. — С.14–22.
2. Ананченко, М. Ю. Сущность и источники лидерства / М. Ю. Ананченко // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2005. — No1. — С.47–54.
3. Бендас Т. В. Тендерные исследования лидерства /Т. В. Бендас// Вопросы психологии. -2004. Ш-С.120–123.
4. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. — М.: Альпина, 2012. — 301с.
5. Давлетова, А. И. Лидерство как социальное явление: сб. науч. тр. / А. И. Давлетова.- Славянск-на-Кубани: центр СГПИ, 2011. — С. 65–76.
6. Зубанова, Л. Б. Сущность лидерства и возможности формирования его потенциала / Л. Б. Зубанова // Педагогическое образование и наука. — 2007. -No2. — С.53–57
7. Карделл, Ф. Психотерапия и лидерство [Текст]/ Ф. Карделл// Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2010. — 390 с.
8. Платонов, Ю. П. Социальная психология поведения [Текст]/ Ю. П. Платонова. — СПб.: Питер, 2013. — 464с.
9. Платонов, Ю. П. Путь к лидерству [Текст]/ Ю. П. Платонов. — СПб.: Речь, 2011. — 348с.
10. Смекалова, Е. М. Школа лидерства [Текст]/ Е. М. Смекалова// Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 96с.