В статье представлены новые эмпирические факты, позволяющие уточнить выраженность структурно-уровневых особенностей эмоционального интеллекта у людей с алкогольной зависимостью.
Ключевые слова: особенности, эмоциональный интеллект, люди с алкогольной зависимостью.
С особой силой и отчетливостью эмоциональные проблемы проявляются у людей с алкогольной зависимостью. Они плохо понимают свои эмоции и чувства других людей, и не могут управлять своей эмоциональной сферой. В обществе их поведение менее адаптивно и влияет на все сферы жизни. Эмоциональный интеллект является очень важной составляющей для человека с такой проблемой в обеспечении эффективности социально-психологической адаптации на этапе реабилитации и влияет на развитие способностей человека регулировать собственное поведение, взаимодействовать с окружением, справляться с жизненными задачами и трудностями, использовать внутренние ресурсы, обеспечивающие психологическую сохранность и развитие. Объект исследования: эмоциональный интеллект. Предмет исследования: структурно-уровневые особенности эмоционального интеллекта у людей с алкогольной зависимостью. Феномен эмоционального интеллекта изучается все большим числом исследователей. Тем не менее, эмоциональный интеллект у людей, имеющих алкогольную зависимость, остается недостаточно выявленным и проработанным в научной психологии. У таких людей эмоциональный интеллект имеет свои особенности, что обосновывает необходимость их изучения. У лиц с алкогольной зависимостью снижен контроль над своими эмоциями. И повышение эмоционального интеллекта освобождает их от защитной реакции употребления алкоголя и является важным для коррекции личности в период реабилитации алкогольной зависимости. Раскрытие данной проблемы будет содействовать развитию в практике с людьми, имеющими алкогольную зависимость. Анализ имеющихся работ в исследуемой области позволил выделить следующие противоречия: противоречие между необходимостью регулирования эмоционального состояния людей с алкогольной зависимостью и недостаточной разработанностью теоретических представлений об особенностях эмоционального интеллекта у людей, имеющих алкогольную зависимость и противоречие между потребностью практики в теоретико-методическом обеспечении комплексной психологической помощи людям с алкогольной зависимостью с низким эмоциональным интеллектом и отсутствием научно-обоснованных рекомендаций для осуществления этого процесса. Это позволило поставить в качестве исследовательской проблемы теоретического обоснования и проверки диагностической процедуры изучения эмоционального интеллекта.
Цель нашего исследования — выявление структурно-уровневых особенностей эмоционального интеллекта у людей с алкогольной зависимостью.
Исходя из поставленной цели исследования, были сформулированы следующие задачи:
1) провести теоретический анализ понятий эмоционального интеллекта и алкогольной зависимости;
2) обосновать методы и методики исследования структурно-уровневых особенностей эмоционального интеллекта;
3) выявить структурно-уровневые особенности эмоционального интеллекта у людей, имеющих алкогольную зависимость и не имеющих алкогольную зависимость;
4) провести сравнительный анализ и выявить структурно-уровневые особенности эмоционального интеллекта у людей с алкогольной зависимостью;
5) разработать рекомендации для психологов, работающих с людьми, имеющих алкогольную зависимость.
Теоретико-методологическими основами настоящего исследования являются:
1) эмоциональный интеллект — И. Н. Андреева, В. А. Васильев, Д. В. Люсин, Д. Гоулман [2, 7, 9];
2) эмоциональный интеллект как модель способностей Майера и Саловея (Mayer and Salovey, 1997; Brackettand Salovey, 2006) [4];
3) эмоционально-социальный интеллект (ЭСИ) Р. Бар-Она (1997; Bar-on, 2006) [5];
4) эмоциональный интеллект как модель эмоциональных компетенций (Goleman 1998; 2001; Boyatzis, 2006) [7];
5) эмоциональный интеллект как идея единства аффекта и интеллекта (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев) [6, 8, 11];
6) самоотношение — С. Р. Пантилеев, В. В. Столин, Е. Т. Соколов [10];
7) теория эмоционального интеллекта Н. Холла [9].
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования позволяют уточнить содержание понятия «Эмоциональный интеллект»; проанализированы основные концепции эмоционального интеллекта, представлены особенности, обоснованы роли понимания своих и чужих эмоций у людей с алкогольной зависимостью. Практическая значимость исследования обусловлена ее направленностью на научно-методическое обеспечение консультационной, психопрофилактической, коррекционной работы психолога с людьми, имеющими алкогольную зависимость. Определяется актуальным запросом на разработку качественных методов и процедур исследования личности. Способствует расширению представлений о зависимости и разработке обоснованных программ психологической реабилитации людей. Результаты проведенного исследования могут заложить основу для внедрения нового направления деятельности психологической службы и стать основаниями психологического прогнозирования развития. На основе поставленной цели, была выдвинута гипотеза — у людей, имеющих алкогольную зависимость, эмоциональный интеллект имеет свои особенности.
Эмпирическую основу работы составил анализ результатов исследования лиц, имеющих алкогольную зависимость и не имеющих алкогольную зависимость, проходившего на базе тренингового центра «ШЭН» г. Оренбурга. Общее количество 80 человек в возрасте от 20 до 50 лет: из них 52 женщины, 28 мужчин.
В ходе проведения исследования были использованы следующие методы: беседа, опрос, тестирование, качественный и количественный анализ, метод математической обработки по критерию Стъюдента.
Диагностический аппарат представлен следующими методиками:
1. Методика исследования самоотношения С. Р. Пантилеева — позволяющая выявить систему самооценок и систему эмоционально-ценностного отношения к себе.
2. Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта — направлена на выявление способностей к пониманию отношения личности, которые проявляются в эмоциях.
- Методика исследования самоотношения С. Р. Пантилеева. С. Р. Пантилеев выделяет две подсистемы в составе самоотношения: систему самооценок и систему эмоционально-ценностного отношения к себе. В случае оценки самоотношение представляет собой самоуважение, чувство компетентности или чувство эффективности. В качестве эмоции самоотношение предстает как симпатия, чувство собственного достоинства, ценности, принятия. Оценочный компонент самоотношения основан на оценке собственной эффективности в достижении цели. Разработанная им методика исследования самоотношения содержит 110 вопросов. Содержание методики. Данные теста определяют три фактора самооценки личности: самоуважение (шкалы 1–4), самосимпатия (5–7), самоунижение (8–9): открытость для саморефлексии, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение.
- Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта. Методика предложена Н. Холлом для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений [9]. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал: эмоциональная осведомленность (осознание и понимание своих эмоций, постоянное пополнение собственного словаря эмоций, осведомленность о своем внутреннем состоянии); управление своими эмоциями (произвольное управление своими эмоциями, способность человека чувствовать свои эмоции, давать им характеристику, переживать их и отпускать после этого); самомотивация (внутренняя сила, которая заставляет двигаться вперед, способность проявлять инициативу и действовать для достижения целей и выполнения задач, внутреннее побуждение действовать, творить и добиваться); эмпатия (осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания); распознавание эмоций других людей (умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей, эмоции позволяют оценить состояние человека и составить прогноз отношений с ним, помогает ориентироваться в отношениях с людьми и составляет основу успешности).
Этапы эмпирического исследования.
На первом этапе исследования нами была поставлена задача выявить структурно-уровневые особенности эмоционального интеллекта у людей, имеющих алкогольную зависимость и не имеющих алкогольную зависимость представленные следующими параметрами: выявление системы самооценок и системы эмоционально-ценностного отношения к себе; выявление способностей к пониманию отношения личности, которые проявляются в эмоция; определение уровня эмоционального интеллекта. Задача второго этапа заключалась в репрезентации независимой переменной исследования. Необходимо было выделить 2 группы (80 человек): людей, имеющих алкогольную зависимость и не имеющих алкогольную зависимость. Участники были ознакомлены с его задачами, также были обговорены условия анонимности. Испытуемые указывали имя, пол, возраст, образование, статус. Изучаемые переменные: эмоциональная осведомленность; управление своими эмоциями; самомотивация; эмпатия; распознавание эмоций других людей, система эмоционально-ценностного отношения к себе: симпатия, чувство собственного достоинства, ценности, принятие. На третьем этапе исследования проводился сравнительный анализ и сравнение полученных данных по методикам. Для проверки значимости различий использовались качественный и количественный анализ. С целью проверки гипотезы об особенностях эмоционального интеллекта у людей, имеющих алкогольную зависимость, проводился анализ номинативных данных с использованием метода критерия Стъюдента. На четвёртом этапе, на основании полученных результатов исследования разрабатывались рекомендации для психологов по работе с людьми, имеющими алкогольную зависимость.
На основании первичных данных, в результате статистической обработки, была составлена таблица, отражающая уровни эмоционального интеллекта у людей, имеющих алкогольную зависимость и не имеющих алкогольную зависимость (см. Таблица 1). Также проведен сравнительный анализ.
Таблица 1
Уровень выраженности эмоционального интеллекта у людей, имеющих алкогольную зависимость (ЛСАЗ) и не имеющих алкогольную зависимость (ЛБАЗ) по методике Н. Холла «Оценка эмоционального интеллекта» (80 чел.). Сравнительная таблица
Характеристика эмоционального интеллекта |
Участники |
Высокий уровень(%, чел.) |
Средний уровень(%, чел.) |
Низкий уровень(%, чел.) |
Эмоциональная осведомленность |
ЛСАЗ |
20 % (8) |
70 % (28) |
10 % (4) |
ЛБАЗ |
50 % (20) |
50 % (20) |
0 % (0) |
|
Управление своими эмоциями |
ЛСАЗ |
5 % (2) |
15 % (6) |
80 % (32) |
ЛБАЗ |
5 % (2) |
60 % (24) |
35 % (14) |
|
Самомотивация |
ЛСАЗ |
20 % (8) |
35 % (14) |
45 % (18) |
ЛБАЗ |
35 % (14) |
45 % (18) |
20 % (8) |
|
Эмпатия |
ЛСАЗ |
25 % (10) |
40 % (16) |
35 % (14) |
ЛБАЗ |
55 % (22) |
25 % (10) |
20 % (8) |
|
Распознавание эмоций других людей |
ЛСАЗ |
25 % (10) |
25 % (10) |
50 % (20) |
ЛБАЗ |
30 % (12) |
45 % (18) |
25 % (10) |
|
Интегративный уровень |
ЛСАЗ |
5 % (2) |
40 % (16) |
55 % (22) |
ЛБАЗ |
30 % (12) |
45 % (18) |
25 % (10) |
По шкале «интегративный уровень эмоционального интеллекта» у ЛСАЗ 55 % (22 чел.) имеют низкий уровень. У ЛБАЗ — 25 % (10 чел.). Данные свидетельствуют о том, что люди, имеющие алкогольную зависимость, слабо осознают свои жизненные цели, пути их достижения и не признают свои ошибки, не стремятся извлечь урок из трудной ситуации. Не способны разобраться в себе и причинах своих чувств, переносить стресс и контролировать свои импульсы, фокусироваться на людях и их чувствах. Средний уровень развития имеют ЛСАЗ 40 % (16 чел.) выборки. ЛБАЗ — 45 % (18 чел.). Люди, имеющие алкогольную зависимость, характеризуются, как не всегда способные вовремя замечать и направлять свои неконструктивные, «стрессовые» реакции, эмоции и импульсы в другое русло, умение сдерживать и осмысливать свою реакцию на события и людей, прежде чем начать действовать. Высокий уровень развития наблюдается у 5 % (2 чел.) ЛСАЗ. У ЛБАЗ — 30 % (12 чел.). Испытуемым с высоким развитием интегративного уровня легче выстраивать эффективные коммуникации, и они лучше адаптируется к изменениям окружающей обстановки. Понимание жизненной ситуации, принятие себя и других, в свою очередь, может обеспечить им чувство безопасности и эмоционального комфорта. Таким людям свойственно уверенное поведение, лишённое, в тоже время, неадекватной агрессивности, желания доминировать любой ценой, позитивная, но при этом реалистичная самооценка, способность взглянуть на себя интегрально;
Таким образом, согласно результатам по методике Н. Холла, у испытуемых, не имеющих алкогольную зависимость, выше качественные и количественные показатели развития эмоционального интеллекта. По следующим характеристикам: «эмоциональная осведомленность»; «эмпатия», по шкалам «управление своими эмоциями»; «самомотивация»; «распознавания эмоций других людей» — означает адекватный контроль над эмоциями, способностью к самомотивации, пониманию многообразий выражений эмоций у других людей. Отмечено, что низкий уровень характеристик эмоционального интеллекта у людей, не имеющих алкогольную зависимость, установлен для меньшего количества. Итак, если для людей, имеющих алкогольную зависимость, характерен низкий уровень эмоционального интеллекта, то у лиц, не имеющих алкогольную зависимость, эмоциональный интеллект проявляется на высоком и среднем уровне. Эмпирически подтвердилась значимость различий результатов методики Н. Холла «Оценка эмоционального интеллекта», у ЛСАЗ и у ЛБАЗ, по всем шкалам (p < 0,01).
Результаты методики С. Р. Пантилеева «Методика исследования самоотношения» показали (см. Таблица 2), что показатели методики исследования у людей, не имеющих алкогольную зависимость отличаются: высокий уровень характерен для большинства выборки по шкалам «самоуверенность», «саморуководство», «зеркальное Я», «самоценность»; средний уровень по шкалам «внутренняя честность», «самопринятие»;низкий уровень по шкалам «самопривязанность», «внутренний конфликт», «самообвинение».
Таблица 2
Результаты диагностики по методике «МИС» у людей, имеющих алкогольную зависимость (ЛСАЗ) и не имеющих алкогольную зависимость (ЛБАЗ) (80 чел.). Сравнительная таблица
Шкалы |
Участники |
Высокий уровень(%, чел.) |
Средний уровень(%, чел.) |
Низкий уровень(%, чел.) |
Внутренняя честность |
ЛСАЗ |
15 % (6) |
65 % (26) |
20 % (8) |
ЛБАЗ |
45 % (18) |
50 % (20) |
5 % (2) |
|
Самоуверенность |
ЛСАЗ |
45 % (18) |
45 % (18) |
10 % (4) |
ЛБАЗ |
90 % (36) |
5 % (2) |
5 % (2) |
|
Саморуководство |
ЛСАЗ |
50 % (20) |
30 % (12) |
20 % (8) |
ЛБАЗ |
60 % (24) |
35 % (14) |
5 % (2) |
|
Зеркальное Я |
ЛСАЗ |
45 % (18) |
45 % (18) |
10 % (4) |
ЛБАЗ |
65 % (26) |
30 % (12) |
5 % (2) |
|
Самоценность |
ЛСАЗ |
70 % (28) |
25 % (10) |
5 % (2) |
ЛБАЗ |
80 % (32) |
15 % (6) |
5 % (2) |
|
Самопринятие |
ЛСАЗ |
15 % (6) |
75 % (30) |
10 % (4) |
ЛБАЗ |
20 % (8) |
70 % (28) |
10 % (4) |
|
Самопривязанность |
ЛСАЗ |
0 % (0) |
40 % (16) |
60 % (24) |
ЛБАЗ |
5 % (2) |
45 % (18) |
50 % (20) |
|
ВнутреннийКонфликт |
ЛСАЗ |
30 % (12) |
40 % (16) |
30 % (12) |
ЛБАЗ |
10 % (4) |
35 % (14) |
55 % (22) |
|
Самообвинение |
ЛСАЗ |
35 % (14) |
35 % (14) |
30 % (12) |
ЛБАЗ |
20 % (8) |
10 % (4) |
70 % (28) |
Эмпирически подтвердилась значимость различий результатов методики «МИС» у лиц, имеющих алкогольную зависимость и не имеющих алкогольную зависимость по шкалам «внутренняя честность», «самоуверенность», «зеркальное я», «внутренний конфликт», «самообвинение» (p<0,01). Значимость различий не подтвердилась по шкалам «саморуководство», «самопринятие», «самопривязанность», «самоценность». Но здесь, согласно полученным данным, мы можем наблюдать тенденцию к различиям.
На основании качественного и количественного анализа эмпирической части нашей работы, мы можем сделать следующие выводы: гипотеза о том, что у людей, имеющих алкогольную зависимость, эмоциональный интеллект имеет свои структурно-уровневые особенности, в основном, получила подтверждение: дальнейшие исследования феномена эмоционального интеллекта, его структуры, путей его развития, может открыть возможность оптимизации взаимоотношений через более глубокое осознание эмоциональных процессов и состояний, возникающих в процессе межличностного взаимодействия; развитие эмоционального интеллекта может рассматриваться как значимый фактор повышения психологической культуры общества в целом; самоотношение является базовым конструктом личности, оказывает регулирующее влияние на многие аспекты поведения, играет важную роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций; позитивное устойчивое самоотношение лежит в основании веры человека в свои возможности, в свою самостоятельность, энергичность, обусловливает оптимизм в отношении ожидания успешности своих действий в ситуациях неопределенности; стремление человека к смыслу выступает одной из важнейших потребностей человека, удовлетворение которой определяется способностью взять на себя ответственность, верой в собственную способность осуществлять контроль над своей судьбой. Осмысленность жизни является необходимым и достаточным условием развития гармоничного человека, непрерывно и творчески развивающейся личности.
Эмоциональный интеллект представляет собой сложный психологический феномен, развитие которого является необходимым: для людей профессий «человек-человек», в первую очередь для педагогов, психологов и воспитателей; для людей с алкогольной зависимостью, эмоциональная жизнь которых нуждается в упорядочивании на основе установления взаимодействия аффекта и интеллекта, для детей и родителей; для инвалидов, развитие эмоционального интеллекта которых может служить базой взаимодействия с другими людьми, компенсацией физических и моторно-двигательных ограничений; для любого человека, как фактор саморазвития и гармонизации взаимодействия с окружающими.
Литература:
- Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. — 1995. — № 1. — С. 111–131.
- Андреева, И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. — 2012. — № 5. — С. 57–65.
- Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. — Новополоцк: ПГУ, 2011. — 388 с.
- Белоконь, О. В. Эмоциональный и социальный интеллект и феномен лидерства / О. В. Белоконь // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: 2009. — С.16.
- Вайсбах, X. Эмоциональный интеллект / X. Вайсбах, У. Дакс. — М.: Лик Пресс, 1998. — 160 с.
- Выготский, Л. С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1986. — № 2. — С.157–159.
- Гоулмен, Д. В лабиринте эмоционального интеллекта / Д.Гоулман // Отдел кадров. — 2012. — № 8. — С. 98–100.
- Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) / Д. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2000. — 18 с.
- Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — М.: Институт психологии РАН, 2012. — С. 29–36.
- Пантилеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С. Р. Пантилеев — М.: МГУ, 1991. -110 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2000. — 720 с.