В статье рассматриваются современные модели руководства образовательной организацией с точки зрения их эффективности в условиях присоединения школ.
Ключевые слова: модель управления организацией, грацбургская модель, модель управления по целям, SIB-модель, бирюзовая модель.
В современной системе образования появилась тенденция реорганизации школ через объединение нескольких образовательных учреждений, что объясняется рядом причин. Во-первых, возникает необходимость увеличения или уменьшения числа школ в зависимости от увеличения или уменьшения численности населения, его распределения по территории и возрастного состава. Кроме того, возникает потребность в объединении материально-технических, кадровых и иных ресурсов для достижения большей эффективности деятельности, которая зависит как от эффективности (уровень успеваемости и качества знаний учащихся), так и затратности [3, с. 36].
В результате перед руководителем нового педагогического образовательной организации ставится ключевая задача — предоставление качественного образования вновь созданным коллективом в измененных условиях. Реализация данной задачи напрямую зависит от деятельности всех сотрудников. Результативность же данной деятельности зависит от выбранной модели руководства, чем и обусловлена тема статьи.
Под моделью управления школой понимается конфигурация отношений, связанных с управлением образовательным процессом. Как правило, руководители образовательных организации выбирают одну из двух моделей управления: управление по целям или гарцбургскую модель. При управлении по целям сотрудники различных уровней управления (но в основном руководитель) определяют их общие цели, затем очерчивают специфические задачи и сферы ответственности каждого работника и в дальнейшем ориентируются на них. В то же время компетенции и ответственность передаются, насколько это возможно, сотрудникам, самостоятельно принимающим решения и осуществляющим их. Однако зачастую сотрудники чувствуют себя перегруженными, кроме того, слишком акцентируется система контроля.
Гарцбургская модель базируется на следующих принципах:
1) производственные решения принимаются на тех уровнях, где возникает необходимость, и не отдельными людьми, занимающими руководящие должности, а многими сотрудниками;
2) вместо отдельных поручений каждому сотруднику следует предоставляется четко очерченное поле деятельности, в рамках которого он может самостоятельно принимать решения;
3) ответственность не сосредоточена в руках высшего руководства: её часть делегируется в подразделения, решающие данные задачи;
4) распределение задач следует не только сверху вниз, но и снизу вверх (на верхний уровень передается ответственность за принятие тех решений, которые не могут компетентно приниматься на нижнем уровне).
Образовательные организации, придерживающиеся данной модели, имеют чёткую, иерархически расчлененную структуру руководства. Руководители готовы к делегированию своих функций, сотрудники — к взятию на себя ответственности, которая делится между обоими этими субъектами деятельности. Существуют два вида ответственности: сотрудники отвечают за выполняемые ими действия, а руководитель несет общую ответственность. Но при этом у последнего сохраняются такие инструменты руководства, как общий надзор за деятельностью, а также контроль за ее результатами. Сотрудники обязаны обращаться к руководителю, особенно в случае отклонения достигнутых результатов от поставленных целей.
Главным достоинством гарцбургской модели руководства является то, что:
— описания рабочих мест обеспечивают ясность задач и сфер деятельности каждого работника;
— инструкции и средства руководства представляют собой единую систему, что упрощает и облегчает управление персоналом;
— поощряется развитие у сотрудников собственной инициативы, трудовой мотивации и готовности брать на себя ответственность.
Недостатки этой модели состоят прежде всего в том, что она:
— тяготеет к скрытой авторитарности, стимулирует ведомственное мышление, не дает возможности для действительного участия сотрудников в принятии важных решений;
— страдает формализмом и бюрократизмом;
— достаточно статична, ее трудно приспособить к сложной изменяющейся окружающей среде;
— допускает очень небольшую дифференциацию в зависимости от различных предприятий и ситуаций;
— описывает в основном организационную структуру предприятия, а не конкретное поведение руководителя, т. е. она является «моделью организации отношений руководства», а не моделью поведения руководителя.
Гарцбургская модель не является единственной. Наряду с ней в ФРГ достаточно известна модель «Рост — развитие — прибыль». Она включает в себя три подсистемы, а именно:
1) систему руководства, которая в свою очередь состоит из ряда элементов и задача которой заключается в руководстве персоналом;
2) систему реализации целей (Leitungssystem). Она также состоит из нескольких элементов, и цель ее — определение рубежей, которые должны быть достигнуты организацией (предприятием) в различных областях;
3) менеджмент, который использует определенные техники руководства.
Достаточно известны и другие модели, например, модель выступающая синтезом гарцбургской модели и управления по целям (SIB-модель), основанная на стремлении к порядку, высокой организованности, максимальной рационализации процесса. Однако в данном случае деятельность сотрудников слишком регламентирована, остается мало пространства для проявления инициативы [2, с. 241–243].
В современных же условиях объединения школ наиболее эффективной считается бирюзовая модель руководства, использующая ряд техник, например, управление по ценностям, управление на основе делегирования и системного управления, однако не сводящаяся к ним, интегрирующая, развивающая и дополняющая их основные идеи и принципы и распространяющая на все филиалы организации.
Реальные бирюзовые организации значительно отличаются от их идеальной модели и друг от друга. Однако всем или большинству из них присущи следующие черты. Предприятие состоит из самоуправляющихся тесно взаимодействующих групп — команд. Полномочия и ответственность распределяются самими членами самоорганизующейся команды, которые в пределах своих полномочий автономны и могут принимать самостоятельные решения и отвечают за их результат. Практикуется взаимопомощь и взаимоподдержка сотрудниками друг друга в достижении общих целей, а в случае каких-то ошибок — не поиски виновного и его наказание (хотя это не исключается), а объединение усилий для их устранения [4, с. 219].
Такая достаточно непривычная для традиционных компаний организационная структура управления персоналом с развитыми элементами самоуправления позволяет использовать потенциал многих компетентных работников для нахождения оптимального решения, его принятия и реализации. Она также способствует формированию в компании культуры индивидуальной и коллективной ответственности.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что бирюзовая модель управления в наибольшей степени соответствует целям эффективного внедрения реформ, касающихся организации образовательного процесса. В рамках этой модели директор может учитывать интересы всех сотрудников, стараясь способствовать развитию их лидерских качеств [1, с. 103].
Однако среди современных руководителей российских школ мало директоров, способных постоянно следовать этой модели: здесь сказывается сложившаяся конфигурация отношений, которая требует от них гибкости. Директор, действующий внутри школы в рамках одной из демократичных моделей, может достаточно жестко и авторитарно решать вопросы с внешними партнерами, и тем самым ограждать школу от воздействия неблагоприятных внешних факторов и давления. Нам представляется продуктивным в дальнейших исследованиях учитывать концептуальное различение режимов использования разных стилей управления.
Литература:
- Костенко, Е. П. Особенности управления персоналом в бирюзовых организациях / Е. П. Костенко, К. А. Ефременко // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 4. С. 93–103
- Пугачёв, В. П. Управление персоналом организации: практикум / В. П. Пугачёв. — 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов. — М.: Научная школа: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. — 2022 г. — 285 с.
- Теоретические и практические аспекты управления образовательной организацией в современных условиях. Методическое пособие по проектированию и управлению школой / под ред. Р. М. Гайнутдинова. — Ярославль: Филигрань, 2017. — 296 с.
- Фархатдинов, Н. Г. Модели управления общеобразовательной организацией в условиях реформ / Н. Г. Фархатдинов, Н. В. Евстигнеева, Д. Ю. Куракин, В. М. Малик // Вопросы образования — 2015. — № 2 — С. 196–219