В статье рассматриваются особенности применения технологии этического диалога для достижения целей духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища.
Ключевые слова: суворовское военное училище, педагогическая технология, этический диалог.
Одно из важнейших мест в системе воспитательной работы суворовского военного училища занимает духовно-нравственное направление. Это обусловлено тем, что сегодня изменения в социально-экономической, политической, культурной сфере мирового сообщества зачастую несут негативный характер и оказывают отрицательное влияние на современную российскую молодёжь. Также в суворовском училище к выпускникам-будущим офицерам предъявляются высокие требования к качествам личности: готовности делать правильный нравственный выбор, дисциплинированности, справедливости, чести, достоинства, уважения достоинства другого человека, ответственности, толерантности и так далее.
Применение технологии этического диалога, разработанной доктором педагогических наук Аллой Ивановной Шемшуриной, является одним из эффективных способов духовно-нравственного развития личности суворовцев. «В освоении школьниками жизненно важных ценностей и смыслов человеческой жизни, в педагогическом процессе создания климата нравственно значимых отношений детей и педагогов существенную роль играет диалогическое взаимодействие учителя с учащимися» [1, с. 84]. Использование педагогической технологии позволяет конструировать диалог с воспитанниками по обозначенной проблеме логически последовательно. В ходе развития темы диалога воспитатель выбирает соответствующие возрастным особенностям суворовцев психолого-педагогические приемы, мотивируя их к мыслительной деятельности и размышлениям, высказыванию суждений, принятию решений, эмоциональному отклику, раскрытию нравственного потенциала. «Такая технология направлена на стимулирование этических суждений детей, самостоятельного, обоснованного рассуждения, на актуализацию ценностно значимых устремлений учащихся, на эмоциональное наполнение канвы диалога, выход на личностную позицию школьника в нравственном выборе» [4, с. 15].
Рассмотрим опыт применения данной технологии при проведении тематических классных часов. Мероприятие, построенное в форме этического диалога, состоит из следующих технологических этапов.
1 этап — завязка, выявляющая проблему. На данном этапе обучающиеся определяют проблему, вокруг которой впоследствии будет строиться диалогическое общение. Это можно сделать с помощью различных приёмов:
демонстрации видеоролика; описания проблемной ситуации; инсценировки; упражнения Джеффа; интригующего вопроса, высказывания, поговорки; незаконченного сюжета. Например, в ходе классного часа, посвященного проблеме мечты и желаний человека «Мечтать не вредно», суворовцам предлагается в формате мультимедийной презентации ознакомиться с такими местами, как: Делийский столб в Индии, Мечеть Аль-Кутубия в Марокко, Мост драгоценного пояса в Китае, Пещера моряков в Таиланд на острове Ко Сичанг. В ходе анализа обучающиеся должны определить, что все эти места объединяет то, что там люди загадывают свои заветные желания в надежде на их исполнение.
2 этап — процесс диалогического общения по выявленной проблеме в логике развивающего взаимодействия. Происходит построение логической цепочки развития мысли. В ходе группового обсуждения, фронтальной беседы и т. д. с помощью уточняющих вопросов воспитателя последовательно углубляется выявленная проблема и происходит её эмоциональное насыщение. Например, при проведении классного часа, посвященного проблеме старости и уважительного отношения к пожилым людям «Старость в радость», обучающиеся могут повторить понятия «старость» и «старение»; охарактеризовать пожилого человека; рассмотреть, что происходит при старении с человеком с точки зрения биологических процессов; проанализировать изменения в качестве жизни пожилых людей; вывить проблемы, с которыми они могут столкнуться.
3 этап — точка наивысшего эмоционального напряжения. На данном этапе обучающиеся должны осуществить поиск решения рассматриваемых нравственных проблем, основываясь на своём жизненном и нравственном опыте, достигнув консенсуса мнений, суждений и различных позиций в коллективе. Например, в ходе классного часа, «Старость в радость» на этом этапе суворовцы думают над тем, как можно помочь пожилым людям. Для этого они делятся на три группы и предлагают свои инициативы с позиции государства, общества и своего учебного коллектива.
4 этап — обращение к личности обучающегося, его нравственный выбор. На данном этапе происходит внутренний диалог суворовцев с собой, где они непосредственно определяют свою личную позицию к рассматриваемой проблеме и ищут пути решения жизненных проблем, пропуская их через себя. Например, в ходе классного часа «Мечтать не вредно» на этом этапе обучающиеся могут задуматься непосредственно о своих личных мечтах, список которых они анонимно записывают на листочках. Анонимность списка обеспечивает искренность ответов обучающихся. Затем мечты и желания суворовцев зачитываются всем присутствующим, и им предлагается проанализировать, насколько легко или сложно их реализовать, что может помочь или помешать их реализации, составить план действий для реализации желания.
5 этап — открытый финал. На данном этапе обучающимся предлагается материал для дальнейшего самостоятельного размышления, происходит плавный переход к другому нравственному вопросу. Задача этого этапа — содействие рефлексии и самоосмыслению. Например, в ходе классного часа, «Старость в радость», обучающимся можно предложить обдумать вопрос, как окружающие люди будут относиться к ним самим в старости, и отчего это будет зависеть, или как воспитывать детей, чтобы в старости они не забыли про своих родителей. Ответы на данные вопросы обучающиеся не должны давать непосредственно на данном мероприятии.
Эффективность применения технологии этического диалога зависит от соблюдения ряда определенных условий:
— при определении темы мероприятия и его содержания необходимо учитывать возрастную специфику воспитанников;
— все участники этического диалога, как воспитатель, так и суворовцы, в равной степени вовлечены в процесс работы над проблемой;
— логичность развития диалога, каждый новый вопрос зависит от предыдущих ответов обучающихся;
— выбор нравственных проблем для обсуждения должен опираться на их значимость для суворовцев;
— во время рефлексии воспитателю и суворовцам нельзя оценивать сказанное ребенком или подростком.
Таким образом, систематическая работа с технологией этического диалога содействует духовно-нравственному развитию личности посредством анализа морально-этических и нравственных проблем, поиска их решений и формулирования личной моральной позиции на основе собственного нравственного опыта.
Литература:
- Шемшурин, А. А. Этический диалог как механизм самоорганизации школьника / А. А. Шемшурин // Теория и практика самоорганизации. Научные основания педагогического сопровождения самоорганизации и со-организации субъектов межпоколенческих отношений в образовательных организациях, детских общественных объединениях, подростково-молодежных клубах по месту жительства, в неформальном образовании: Научно- методическое пособие для педагогов и руководителей образовательных организаций / Под редакцией М. Р. Мирошкиной. — Москва: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», Издательский дом «НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА», 2017. — С. 84–94.
- Шемшурина А. И., Шемшурин А. А. Диалогическое взаимодействие учащихся и педагогов в системе непрерывного этического воспитания школьников // Этическое воспитание. — 2007. — № 5. — С. 29.