В статье представлены результаты краткого теоретического анализа по проблеме такого социально-психологического ф е номена, как «замещающая семья». Предпринята попытка определения дефиниции «замещающая семья». Обозначены трудности, с которыми сталкиваются родители и дети в замещающих семьях.
Ключевые слова: замещающая семья, замещающие родители , дети-сироты, феномен.
Современная общественная практика в сфере семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, актуализирует вопросы изучения детерминант и показателей конструктивной деятельности, жизнеспособности, ресурсности, положительного функционирования замещающей семьи.
Анализ содержания такого феномена, как «замещающее родительство» представлен в рамках социально-психологических ступеней формирования его структуры (макро, мезо, микросистема, гендерные и идентификационные аспекты реализации родительства) такими учеными, как: К. Н. Белогай, А. Ватерман, Н. Л. Иванова, И. С. Клецина, Р. В. Овчарова, Л. Н. Ожигова, Э. Эриксон.
Довольно четко и полно представлен феномен замещающей семьи в работах Ж. А. Захаровой, М. В. Ивановой, Л. Я. Олиференко, И. И. Осиповой, В. Н. Ослон. Особенности отношений в замещающей семье, детерминанты ее развития полно представлены в исследованиях отечественных психологов: О. В. Бессчетнова, О. В. Заводилкина, Е. Б. Жуйкова, М. В. Иванова, Н. П. Иванова, В. С. Мухина, Л. С. Печникова, А. С. Спиваковская, Н. В. Тарабрина, Е. В. Ушакова, Л. М. Шипицына.
Исторически и в современных реалиях имеет место тот факт, что ребенок зачастую не имеет возможности воспитываться кровными родителями по причине их утраты, смерти и ряда иных причин. В связи с чем, в государстве создаются разного рода типы замещающих семей [9].
Одним из таких типов выступает приемная семья, определение которой можно сформулировать как «опека либо попечительство над ребенком либо детьми, выполняющиеся по договору о приемной семье, который заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями на срок, прописанный в договоре» (Е. П. Ермолаева) [4].
Анализ Семейного кодекса Российской Федерации показал, что в нем нет определения замещающей семьи, что способствует различной их трактовке [10]. «Замещающие семьи» — это не юридический термин, использующийся с целью обозначения разных типологий семей, берущих на воспитание детей, которые остались без попечения родителей. Например, семей усыновителей, опекунов, попечителей, приемных семей, детских домов семейного типа.
Замещающая семья имеет отношение к семьям особой категории и выступает в качестве нового семейного пространства, однако, пишет Д. С. Ашимбаев, развивающегося так же, как и любая другая семья, с тем же функционалом [2,с.76].
Однако замещающие родители берут на себя ответственность по воспитанию ребенка, имеющего свое прошлое, не зависимое от данной семьи. Ведущая задача при этом — воссоздание нужных условий для эффективной его адаптации, становление его полноценного ощущения социализации, формирование ощущения привязанности к новой семье, отмечает Е. М. Бешкарева [3, с.67].
В работах В. Н. Ослон профессиональная замещающая семья представлена как семья, «где один или оба родителя получают зарплату за воспитание детей» [8;9].
Анализ научной литературы позволяет выделить ряд отличий замещающей семьи от традиционной:
- Замещающая семья может иметь большую степень неустойчивости, чем традиционная семья с устоявшимися взаимоотношениями. Поскольку принятие в семью нового члена всегда сопряжено с трансформациями в системе.
- Если родительские права биологических родителей восстанавливаются, несовершеннолетних могут изъять из приѐмной семьи, детского дома семейного типа. Несовершеннолетнего по закону могут усыновить без согласия приемных родителей. Тогда как из обычной семьи ребенка не могут изымать за исключением случаев, установленных законом.
- Родители в такой семье не биологические, а приемные.
- Воспитание детей в такой семье оплачивается государством.
- Семейные взаимоотношения носят кратковременный характер.
- Наличие братьев и сестер имеет условный характер.
Приемный родитель осмысляется нами как воспитатель широкого профиля, а «замещающее родительство» как специфический тип профессиональной деятельности, где выделяется 3-х уровневая модель специализации — это социально-психологический, материально-экономический и анализ семьи как организатора жизни несовершеннолетних в различных ее проявлениях [1, с.20].
Отметим, что адаптация ребенка в такого рода новой семье обусловлена будет взаимным соответствием ролевых ожиданий ребенка и приемных родителей.
А. С. Спиваковская к специфическим составляющим стилей воспитания родителей в таких семьях относит такие негативные явления, как родительский авторитаризм, контроль, недоверчивость, недостаток принятия ребенка [12, с.128].
Приемный ребенок в замещающей семье не способен принимать роль биологического, в связи с чем, его идентификация может нарушаться: нет статуса в новой семье, ощущения ненужности и пр. Это, по утверждению Алдашевой А. А., во многом объясняет, тот кризис, который переживают все члены замещающей семьи на первых этапах совместной жизни [1, с.17].
К трудностям приемного родителя, А. В. Махнач, А. М. Постылякова, Н. Н. Толстых, относят отсутствие эмоционального контакта с ребенком, неумение приемного родителя воспринимать самость ребенка гиперконтроль, нетерпимость родителя к ошибкам приемного ребенка и др. [6].
Ведущими сложностями, с которыми сталкивается институт профессиональных замещающих семей, выступают:
1) отсутствие стандартов формирования подготовки профессиональных замещающих семей и родителей;
2) недостаточный уровень психологической готовности потенциальных замещающих родителей;
3) недостаток стандартов организации служб сопровождения замещающих семей [7].
Замещающая семья несет ответственность по воспитанию ребенка, который обладает собственным прошлым и историей, вне принимаемой его семьи, отмечает Е. И. Скворцова. Перед замещающими родителями важная и трудная задача — помочь адаптироваться принятому ребенку, сформировать полноценную привязанность к новой семье при помощи выбора педагогически грамотной позиции, формируемой на основе их психолого-педагогической готовности и медико-социально-правовой осведомленности [11, с.40].
В завершении анализа по вопросам замещающей семьи, отметим, что замещающая семья — это новый семейный мир, который формируется по тем же принципам, что и любого рода семья, где имеет место тот же функционал. Это малая группа, обладающая характерной ей динамичностью в процессе прохождения кризисных периодов, которые имеют места в подобного рода группах.
Выводы:
- Замещающую семью можно рассматривать в качестве системы, где отношения преобразуются по мере включения в ее состав новых членов. Детерминируется на основании позиций: воспитатель — воспитанник; доминирование — подчинение; ответственность; эмоциональная близость-отчужденность; временной период нахождения ребенка в семье и пр.
- Позиция «воспитанник — воспитатель» задается государством и выступает одним из условий функционирования приемной семьи. К специфике замещающей семьи относится открытость системы, а промежутки нестабильности семьи могут увеличиваться до конкретно установленных рамок.
Литература:
1. Алдашева А. А., Зеленова М. Е. Профессиональная замещающая семья: подход к проблеме с позиций социальной психологии труда //Семья, брак и родительство в современной России/ Под ред. А. В. Махнача, К. Б. Зуева. Вып. 2. — М., 2015. — С. 17–25.
2. Ашимбаева Д. С. Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства в настоящее время // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы Международной науч. конференции. — Краснодар: Издательский дом «Новация», 2016. — С. 76–77.
3. Бешкарева Е. М. Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи. Семья, брак и родительство в современной России. — М.: Когито-Центр, 2014. — 100 c.
4. Захарова Ж. А., Осипова И. И. Замещающая семья: Научно-методическое пособие. — М., 2015. — 80 с.
5. Ермолаева Е. П. Идентификационные аспекты профессиональной приемной семьи // Интернет-журнал «Мир науки». — 2015. — № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/18PSMN415.pdf (дата обращения: 23.02.2023).
6. Махнач А. В., Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Использование полуструктурированного интервью при отборе замещающих родителей// Психологическая диагностика. — 2009. — № 4. — С. 95–115.
- Морозова Е. И. Проблемные дети и дети — сироты. Советы воспитателям и опекунам/ Е. И. Морозова. — М.: ЭНАС, 2002. — 56 с.
- Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. — М.: Генезис, 2006. — 368 с.
- Ослон В. Н., Холмогорова А. Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России// Вопросы психологии. — 2001. — № 3. — С. 79–90.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ef34350ac8a228c304eaa8540e308acc341f29c8/ (дата обращения: 09.09.2023).
- Скворцова Е. И. Подготовка профессиональной приемной семьи к приему ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей/ Особый ребенок в приемной семье и в учреждении: социализация, интеграция, общественное мнение. — М.: БФ «Здесь и сейчас», 2015. — С. 28–38.
- Спиваковская А. С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений// под ред. В. С. Мухиной/ Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия». — М.: Изд-во Просвещение, 1991 — С.127 -134.