В данной статье описывается актуальность и проблематика выбранной темы исследования, формулируется методологический аппарат, приводятся определения основных категорий по теме исследования, а также описывается планируемое эмпирическое исследование.
Ключевые слова: приемная семья, замещающее родительство, готовность к замещающему родительству, социально-психологические характеристики.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день в России наблюдается уменьшение численности детей-сирот, что связано с упрощением процедуры усыновления, а также предоставления налоговых льгот приемным семьям. Данная ситуация имеет две стороны, положительную, связанную с тем, что за последние десять лет количество детей, проживающих в детских домах сократилось на 67 тысяч [5] и отрицательную, связанную с тем, что численность приемных родителей, с которыми были досрочно расторгнуты договоры по инициативе органа опеки и попечительства по причине возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка, неуклонно возрастает. Последний аспект связан с непроработанными моментами в деятельности психологов, которые не учитывают важный этап помещения ребенку в замещающую семью, а именно диагностике и подготовке будущих приемных родителей к выполняемой роли.
Согласно опросу психологов, который проводился различными исследователям совместно с Центрами по усыновлению, опеке и попечительству на курсах повышения квалификации по сопровождению замещающих семей, данная проблема проявляется в том, что нет единой формы заключения, наблюдается недостаток методических материалов, прослеживается слабая мотивация поддержки руководства в режиме многозадачности, а также юридические проблемы в деятельности психолога на этапе подготовки, диагностики и формирования психологической готовности к замещающему родительству.
Согласно положению «О приемной семье» важно готовить замещающих родителей по специальным программах, где они должны принимать участие на добровольной основе, этапы которой включают ознакомление родителей с функциями замещающих семей, прохождение психологического тренинга, а также расширение юридических знаний замещающих родителей в сфере защиты детства, повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах детской и подростковой психологии. Будущие замещающие родители, согласно положению, должны пройти стажировку количеством более 40 часов в действующих замещающих или приемных семьях, с последующим получением сертификата. Однако многие регионы России не проводят столь тщательную подготовку будущих замещающих родителей, что, по мнению Г. Н. Красницкой [2], формирует высокий риск отказа от ребенка, либо принудительное расторжение обязательств между замещающей семьей и государством. Основной причиной, по мнению автора, является неконструктивная, неосознанная мотивация родителей, а также отсутствие сформированности определенных социально-психологических навыков для выполнения данной деятельности.
Анализ различных исследований по проблеме позволяет выделить ряд вопросов, требующих разработки, а именно изучение дефиниций замещающего родительства, определения показателей готовности, характеристик успешного замещающего родительства. Данные вопросы нуждаются в теоретическом и эмпирическом изучении, так как их решение является основной для разработки программ диагностики будущих кандидатов, а также построения программ обучения, сопровождения будущих замещающих родителей, по нескольким причинам. Первое — появление ребенка в семье является кризисным событием для любой супружеской пары, а приемные дети обладают некоторыми особенностями эмоционального, когнитивного развития, требующих активизации личностных ресурсов для пары. Второе — отсутствие воспитательского и родительского опыта развивает низкий уровень родительской компетентности, что оказывает влияние на развитие стресса у будущих замещающих родителей.
Важно сказать, что при анализе и изучении кандидатов в замещающие семьи важно опираться на социально-психологический подход Б. Д. Парыгина, который на первый план выводит социальную детерминанту психологических характеристик личности, включая социальные показатели мотивации будущих замещающих родителей и реализации родительских функций в определенных культурных, общественных, социально-психологических условиях. По этой причине именно от показателей социально-психологических характеристик кандидатов в замещающие родители будет зависеть успешность их адаптации в качестве приемных родителей, что позволит снизить воздействие стресса и оказать влияние на формирование успешных стратегий преодоления сложностей на жизненном пути.
По этой причине приобретает огромное значение исследование социально-психологических характеристик замещающих родителей, выступая аспектом проблемы разработки программ общения, обучения, влияния, социализации, духовно-нравственного аспекта успешного замещающего родительства, так как показывают исследования, при возвращении ребенка из замещающей семьи могут развиться сложные психологические последствия по мере взросления ребенка. Все это предопределило теоретическую и практическую актуальность и значимость данного исследования.
Целью планируемого исследования является изучение социально-психологических характеристик кандидатов в замещающие родители.
Объектом планируемого исследования являются социально-психологические характеристики личности.
Предметом планируемого исследования являются социально-психологические характеристики кандидатов в замещающие родители.
Теоретико-методологической основой планируемого исследования являются положения субъектно-деятельностного подхода К. А. Абульхановой-Славской, С. Л. Рубинштейна, Б. Ф. Ломова и других, культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, концепции изучения социальной ситуации развития ребенка А. Г. Асмолова, С. Л. Рубинштейна, теории привязанности Дж. Боулби, М.Эйнсворт, теории успешного родительства Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Дубровиной, В. Н. Ослон и других.
Проблемой изучения социально-психологических характеристик замещающих родителей занимались О. Г. Япарова, Т. Е. Котова, Л. А. Чернышева, Е. В. Герасимова, О. К. Миневич, С. А. Воскобойникова, И. П. Иванова, П.Котли, Е. И. Николаева и другие. В своих исследованиях данные авторы выделяют следующие социально-психологические характеристики успешного замещающего родительства, а именно: открытость, гибкость установок, терпимость, откровенность, потребность в принадлежности к группе, самоконтроль, спокойное отношение к неудачам, предшествующий опыт успешного воспитания родных детей, лидерские качества, эмоциональная стабильность и сниженная агрессивность, отношение к замещающему родительству как механизму самореализации. Социальными характеристиками успешных замещающих родителей являются уровень здоровья, образования, дохода, социального статуса, наличия навыков социального обеспечения [1, 6].
Опираясь на выделенные концепции и характеристики, была выдвинута гипотеза планируемого исследования, а именно предположение, что социально-психологическими характеристиками успешного замещающего родительства являются открытость, гибкость родительских и личностных установок, самоконтроль, эмоциональная стабильность, выбор конструктивных копинг-стратегий, стрессоустойчивость, спокойное отношение к неудачам, отношение к родительству, как к механизму самореализации.
Опираясь на выдвинутую гипотезу, а также обзор исследований были подобраны следующие методики исследования: личностный опросник Р. Кеттелла (16PF), шкала самооценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина, авторский вариант теста незаконченных предложений для кандидатов в замещающие семьи, методика PARI Е.Шафер, опросник «Копинг-стратегии» Р.Лазаруса в адаптации Т. Л. Крюковой, опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССП-98» В. И. Моросановой, авторская анкета для описания социального и экономического статуса будущих кандидатов.
Замещающие родители берут на себя ответственность за заботу и воспитание о детях, поддерживая их психологическую адаптацию и физическое здоровье, а также обеспечивая надлежащее школьное обучение и образование до тех пор, пока они не смогут либо воссоединиться со своими родными семьями, либо быть усыновленными, либо выйти из замещающей семьи. Учитывая все вышесказанное, опыт работы замещающим родителем может негативно сказаться на общем благополучии личности, подвергая их «риску» испытывать родительский стресс и страдания, а также с большей вероятностью страдать от проблем с психическим и физическим здоровьем, что может помешать их способности обеспечивать постоянный уровень ухода за детьми [3, 4].
По этой причине представляется многообещающим организовать изучение социально-психологических факторов, повышающих шансы на успех воспитания в замещающих семьях, и полученные результаты могут расширить наше научное понимание функционирования замещающих семей и дать рекомендации по совершенствованию существующей системы патронатного воспитания в Российской Федерации.
Литература:
- Котова Т. Е. Социально-психологические и личностные характеристики готовности к замещающему родительству: автореферат дис.... кандидата психологических наук: 19.00.05 / Котова Татьяна Евгеньевна; [Место защиты: Ярослав. гос. ун-т им. П. Г. Демидова]. — Ярославль, 2011. — 26 с.
- Красницкая Г. С. Усыновление: вопросы и ответы [Текст]: (специалистам органов опеки и попечительства) / Красницкая Г. С.; — М., 1997. — 96 с.
- Ослон В. Н. и др. Инвариантные и вариантные социально-психологические характеристики успешных замещающих матерей //Психологическая наука и образование. — 2021. — Т. 26. — №. 6. — С. 149–163.
- Ткаченко И. В., Яготинцева М. Ю. Формирование психологической готовности кандидатов в замещающие родители к приему ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей в семью //ББК 88 С 69 Редакционная коллегия. — 2018. — С. 142.
- Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru
- Япарова О. Г. Социально-психологические детерминанты успешного приемного родительства: автореферат дис.... кандидата психологических наук: 19.00.05 / Япарова Ольга Георгиевна; [Место защиты: Ин-т психологии РАН]. — Москва, 2009. — 25 с.