В данной статье рассмотрено понятие цифровизации, цели и задачи, основное содержание и роль ц ифровизации в образовании, а также определены основные плюсы и минусы цифровизации образовательного процесса .
Ключевые слова: ц ифровизация; информационные технологии; образовательный процесс; плюсы и минусы цифровизации.
This article discusses the concept of digitalization, goals and objectives, the main content and role of digitalization in education, and also identifies the main pros and cons of digitalization of the educational process.
Keywords : digitalization, information technology, educational process, pros and cons of digitalization.
Важность рассматриваемого вопроса заключается в том, что общее образование нуждается в качественном изменении, учебным заведениям необходимо расширить представление о том, что такое ежедневный продукт труда, развить общую грамотность и способность к решению новых задач у большого числа выпускников. В противном случае в ближайшее десятилетие они не будут востребованы на рынке квалифицированного труда. Поэтому построение цифрового образования сегодня является одним из ключевых приоритетов национальной политики.
Термин «цифровизация» подразумевает собой перевод информации в цифровую форму, то есть оцифровка и переход к цифровым процессам [5].
Цифровизация является переходом к новым подходам, процессам и моделям, основанным на информационных технологиях, и подразумевает использование различного программного обеспечения и других цифровых ресурсов (компьютеры, ноутбуки, планшеты) для организации электронного обучения на расстоянии или в школах, колледжах и вузах.
Целью цифровизации образования является использование информационных технологий, обеспечивающих переход к персонализированному образовательному процессу [3].
Задачами цифровизации образования являются:
- Развитие инфраструктуры обучения и оснащение учебными материалами.
- Оптимизация образовательного процесса за счет внедрения цифровых программ.
- Создание условий для цифровизации образования, позволяющих получить обучающимся более широкую информацию и равные знания.
- Развитие цифровой модели образовательного учреждения.
- Идентификация учащихся по уникальным признакам (цифровым кодам) в автоматизированных системах.
- Повышение квалификации преподавателей в области цифровизации образования.
- Оптимизация тайм-менеджмента в профессиональном становлении современного педагога за счет постепенного отказа от бумажных носителей информации.
Цифровизация позволяет оптимизировать не только учебные процессы, но и организационные (электронные дневники и журналы; дистанционное поддержание связи учителя с учениками).
Использование различных цифровых технологий в образовании формирует современные способности человека, так как способствует развитию креативности, критического мышления и интерактивности учащихся. Цифровые технологии занимают центральное место на современном этапе технологического развития и будут доминировать еще долгие годы.
Однако цифровизация имеет как плюсы, так и минусы. На рисунке 1 показаны основные плюсы и минусы цифровизации [2].
Рис. 1. Основные плюсы и минусы цифровизации образовательного процесса
К сожалению, сегодня невозможно в полной мере оценить последствия, все плюсы и минусы цифровизации образовательного процесса, для этого потребуются десятилетия. Поэтому лишь время сможет показать хороши или плохи эти изменения в мировой структуре образования.
Таким образом, под цифровизацией образования понимается внедрение в образовательную организацию комплекса информационно-образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов и технологических средств информационно-коммуникационных технологий.
Цифровизация образовательного процесса обусловлена необходимостью адаптации системы школьного образования и воспитания к требованиям цифровой экономики и цифрового общества. Вопрос цифровизации образования зависит от современного уровня развития экономики, внедрения технологических инноваций во все сферы человеческой деятельности и создания системы непрерывного образования.
Процесс цифровизации системы образования, несомненно, является одной из современных тенденций развития информационно-коммуникационных технологий, однако он требует принятия мер по повышению его эффективности, так как на сегодняшний день он имеет как плюсы, но также не мало и минусов.
Литература:
- Дорофеева Т. В. Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://itsch.ru/formirovanie-cifrovoj-sredy-fgos.
- Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы/ А. А. Вербицкий// Электронный научно — публицистический журнал «HomoCybems». — 2019. — № 1(6). [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru.
- Суворова Т. Н. Актуальные направления подготовки учителей к проектированию и использованию электронных образовательных ресурсов. — М.: Изд-во ООО «Образование и информатика», 2019. — 222 с.
- Тараканов А. В. Технология дистанционного обучения: учебное пособие/ А. В. Тараканов, К. В. Садова, Е. А. Крайнова. — Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2021. — 198 с.
- Уваров А. Ю. На пути к цифровой трансформации школы. — М.: Образование и информатика, 2018–120 с.