Когда ребенок появляется на свет, самые близкие и важные люди для него — это родители. Семья — это маленький мир, в котором ребенок растет, развивается, получает необходимые для жизни навыки и умения. Дальнейшая судьба маленького человека зависит от того, какое влияние окажут на его воспитание и формирование личности, родители [2].
На сегодняшний день во многих семьях рождаются особые дети — дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Такой ребенок требует больше внимания, заботы, проявления интереса, обучения и воспитательной работы, чем обычные дети, но он также является членом нашего общества.
Рождение ребенка с ОВЗ всегда является стрессовым и даже фрустрирующим фактором для всей семьи. Проблема его воспитания и развития становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всех членов семьи.
Такие дети находятся в очень тяжелом положении, они испытывают эмоциональные и психологические трудности. Им нужно учиться простым, бытовым вещам, более длительное время развивать навыки самообслуживания, а также способность к общению со сверстниками и с социумом в целом. Из-за особенностей развития, они не в состоянии выполнять какую-либо деятельность в полном объеме. На родителей таких детей ложится большая ответственность и не менее большое психологическое и эмоциональное напряжение [3].
Многими исследованиями изучалась проблема стресса родителей, у которых рождается ребенок с ОВЗ. Мама и папа испытывают стресс, состояние фрустрации, тревогу, очень часто — чувство вины, обиду на окружающий мир, а иногда и находятся в хроническом стрессовом состоянии. Всё это, конечно, оказывает существенное влияние на отношение к ребенку с нарушениями в развитии. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.
Рождение ребенка с ОВЗ — это своеобразное время боли, которую просто нужно пережить [5]. Только спустя время, переосмыслив все, человек способен рассмотреть ситуацию более адекватно, конструктивно подойти к решению появившейся проблемы. Очень часто родители, испытывая страх за дальнейшее существование ребенка, передают его самому ребенку, который, интуитивно чувствуя постоянное напряжение родителей, обретает нервозность, тревожность и ряд другим расстройств психики и поведения.
Оптимальным считается поведение всех членов семьи, способствующее ускорению адаптации ребенка, приобретению им черт, компенсирующих состояние нарушения развития. Гиперопека и эгоистическая любовь мамы и папы, стремящихся оградить чадо от всех возможных проблем, мешает его нормальному развитию и становлению его личности.
Дети с ОВЗ, как никто другой нуждаются в родительской любви и заботе, в принятии его таким, какой он есть. Дети с отклонениями в развитии нуждаются не в запретах, а в проявлении стимула к адаптации и активности, познанию своих ресурсов и возможностей, развитию знаний, умений и навыков. Чем меньше внимание будет сконцентрировано на болезни ребенка, тем больше вероятность успешности его адаптации и взаимодействия с окружающим миром.
Главное правило для родителей, воспитывающих особого ребенка — не забывать о себе. Депрессия — частое состояние, которое наступает у родителей малыша с ОВЗ. Механизмом запуска может послужить что угодно, от длительного ожидания выставления диагноза, до не внимания других членов семьи, родственников и близких друзей. На фоне хронической усталости и недосыпания, достаточно пустяковой ситуации, чтобы спровоцировать нервный срыв. Необходимо помнить, что ребенку вы нужны сильными духом и уверенными в себе и своих действиях, и намерениях. Следовательно, родителям необходимо учиться справляться со своими негативами состояниями [1].
Психологическая поддержка очень важна, как для родителей, так и для самого ребенка с ОВЗ. Преодолеть трудный жизненный период поможет психолог или другие родители, имеющие ребенка с отклонениями в развитии. Необходимо иметь возможность поделиться своими переживаниями, услышать слова поддержки. Оказывая помощь друг другу, родители не редко забывают о своём горе, что позволяет им не замыкаться в себе и находить более конструктивные способ решения проблемы.
Родители не должны лишать себя жизни, посвящая все время и внимание ребенку с особенностями. Что-то, конечно, можно делать и даже нужно вместе с ребенком, но обязательно должна быть собственная жизнь, наполненная личными увлечениями, интересами, знакомствами и положительными событиями. Жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни родителям [4].
Определим несколько правил, которыми необходимо руководствоваться родителям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, с целью недопущения развития стресса:
— Не предъявляйте ребенку с ОВЗ и самим себе завышенных требований. Малыш в своей жизни должен реализовать не ваши мечты, а свои собственные. Вы же, не «фабрика по исполнению желаний».
— Не стоит стыдиться своего ребенка, необходимо принимать его таким, какой он есть. Так будет легче всем. Признайте за ним это право.
— Пытаясь чему-то научить малыша, не ждите быстрого результата и не выстраивайте больших ожиданий. Начните с малого, проанализируйте, что ребенок умеет делать хорошо, а затем поработайте над увеличением скорости выполняемого действия.
— Научитесь радоваться даже небольшим достижениям, как его, так и своим, ведь это и ваши заслуги тоже.
— Не думайте о своей вине. Ребенок нуждается в вас и вашей любви, а не в обвиняющем себя родителе, не замыкайтесь в себе.
— Не бойтесь говорить о своем ребенке. Общение с другими родителями, детьми поможет вашему ребенку и вам.
— Ребенок не требует от вас жертв, этого требуете вы сами, следуя принятым обществом стереотипам.
— Рассказывайте об особенных детях — пусть все знают, что такие дети есть, и что им нужен особый подход. Во время такого общения, не редко родителей покидает чувство одиночества.
Родители детей с нарушениями в развитии часто целиком и полностью погружены в их потребности. Почти не задумываюсь о собственных желаниях и собственном счастье, а ведь любой ребенок будет счастлив, только если счастливы его родители [2].
Литература:
- Мастюкова У. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Москва «ВЛАДОС», (2004)
- Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. — М.: «ВЛАДОС», (2002)
- Слюсарева Е. С. «Психологическое сопровождение родителей в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» [электронный ресурс]/ Научный журнал «Фундаментальные исследования» — режим доступа: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36640 — (Дата обращения — 14.02.2023)
- Тингей-Михаэлис К. «Дети с недостатками развития. Книга в помощь родителям». Изд. «Педагогика» (1988)
- Ткачёва В. В. «Семья ребёнка с отклонениями в развитии. Диагностика и консультирование». (2008)