В статье автор раскрывает содержание формы устройства усыновление (удочерение) и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ключевые слова: усыновление (удочерение), имущественные права, несовершеннолетний, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей
Семья — наиболее подходящая среда обитания для ребенка. К сожалению, в силу некоторых обстоятельств несовершеннолетний может остаться без родителей, вследствие чего приобретает статус ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей. В указанных ситуациях возникает необходимость в особой защите таких детей.
Одним из приоритетных направлений является защита имущественных прав несовершеннолетнего, так как без них невозможно удовлетворение базовых потребностей. В целом имущественные права ребенка определены в ст. 60 Семейного кодекса РФ и включают в себя различные выплаты, пособия, алименты, пенсии, движимое и недвижимое имущество [1].
При выявлении отсутствия родительского попечения у ребенка, государство берет на себя обязанность по его защите, в том числе и обеспечению имущественных прав. Однако, несмотря на всестороннюю поддержку со стороны государства, наиболее эффективная и благоприятная среда для ребенка — это воспитание в семье. Чтобы максимально восполнить потребности несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, законодательство предусматривает несколько форм защиты: передача в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передача в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (ст. 123 Семейного кодекса РФ) [1].
Особое внимание стоит уделить такой форме устройства как усыновление (удочерение). Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению (ст. 137 Семейного кодекса РФ) [1]. Следовательно, усыновленные дети обладают всеми правами, которые принадлежат родным детям, а значит имеют право на семейное воспитание, заботу, содержание, жилое помещение, право наследовать и так далее, что, несомненно, является наиболее благоприятным положением по сравнению с иными формами устройства. Кроме того, при усыновлении (удочерении) ребенок будет чувствовать себя полноценным членом семьи, так как родственные отношения не прекращаются при достижении ребенком совершеннолетия, как при иных формах. Это позволяет считать усыновление (удочерение) приоритетной формой устройства несовершеннолетних.
Согласно сведениям Министерства просвещения РФ по форме федерального статистического наблюдения № 103-РИК «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», за 2022 год численность выявленных и учтенных за год детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 453332 человека, из них передано на усыновление 802 человека, что составляет 0,18 % [7]. Как видим, доля усыновления (удочерения) несовершеннолетних не достигает даже одного процента, что является крайне низким показателем, и можно утверждать о не востребованности данной формы устройства.
Принимая решение об усыновлении (удочерении) ребенка, родители принимают на себя обязанность заботиться о нем как в имущественной, так и в неимущественной формах. Следовательно, популяризация данной формы устройства позволит частично решить имущественные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей: отсутствие жилья, содержания, иного необходимого имущества.
Для того, чтобы выявить направления в популяризации усыновления (удочерения), необходимо выявить причины невостребованности данной формы устройства. По результатам проведенного опроса, В. А. Беляев и А. М. Мингазова выяснили, что на первом месте в качестве негативных факторов, препятствующих усыновлению (удочерению), стоят материальные трудности (50 %). На втором месте — мнение о плохой наследственность детей (40 %). Далее — отсутствие налоговых льгот или незначительность материальной поддержки (25 %), а также боязнь потенциальных родителей брать ответственность перед государством за воспитание детей-сирот (20 %) [6]. Как видим, главным фактором, препятствующим принятию в семью ребенка как родного, выделяют финансовые проблемы. Данные обстоятельства имеют место быть, так как воспитание ребенка неминуемо налагает значительные расходы, необходимые для обеспечения его базовых потребностей, развлечений, права на образование, отдых и так далее.
Для понимания финансовой базы, на которую может претендовать семья при усыновлении (удочерении), рассмотрим предусмотренные законодательством выплаты:
— единовременное пособие;
— материнский капитал;
— ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;
— пенсии и пособия, назначенные ребенку до усыновления;
— иные пособия на детей в случае трудной жизненной ситуации.
Право на единовременное пособие имеет один из усыновителей на каждого передаваемого в семью ребенка (ст. 12.1 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»). Размер составляет 8 000 рублей. В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 100 000 рублей на каждого такого ребенка (ст. 12.2 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей») [2]. С учетом индексации с 01.02.2023 года данные выплаты составляют 22 909,03 и 175 043,67 рублей соответственно [4].
На материнский капитал усыновители могут претендовать, если ранее не воспользовались таким правом. По состоянию на 2023 год в случае рождения (усыновления) первого ребенка после 1 января 2020 года размер составляет 466 617 рублей, при рождении (усыновлении) второго и последующих детей — 616 617 рублей (ст. 6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей») [3].
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается лицам, которые осуществляют за ним уход во время такого отпуска в размере 40 % от среднего заработка за последние 12 месяцев работы, при этом минимальный размер — 6 752 рублей, максимальный — 15 355,62 рублей на каждого ребенка. С учетом индексации с 01.02.2023 размеры составляют 8 591,47 и 33 281,80 рублей соответственно (ст. 13, 15 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей») [2].
Ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохраняет это право и при его усыновлении (ст. 138 Семейного кодекса РФ) [1].
В случае трудной жизненной ситуации усыновители вправе рассчитывать на иную помощь государства, в том числе единовременные выплаты.
Как видим, усыновители имеют право на все выплаты для кровных родителей и на единовременную выплату, что, несомненно, является необходимой финансовой помощью для воспитания ребенка. Однако в целом ситуация по выплатам не сильно отличается от положенных выплат кровным родителям, что подтверждает высокую вероятность отказа от усыновления (удочерения) в силу финансовых проблем и данная форма устройства остается крайне невостребованной.
В качестве стимулирующей меры можно предложить рассмотреть вопрос о назначении денежных пособий на содержание ребенка, повышении размера единовременной выплаты, иных выплат и компенсаций (в том числе в жилищной сфере) до достижения усыновленным ребенком совершеннолетия.
Особое внимание необходимо обратить на положения ч. 4 ст. 143 Семейного кодекса РФ: суд исходя из интересов ребенка вправе обязать бывшего усыновителя выплачивать средства на содержание ребенка [1]. Наличие в законодательстве нормы о возможности наложения обязательств об уплате алиментов на бывших усыновителей служит сдерживающим фактором для потенциальных усыновителей. Отмена данной нормы либо введение ограничений, например, возложение обязанности по уплате алиментов только при отрицательном воспитательном воздействии усыновителей на усыновленного и умышленном причинении ему вреда было бы более успешным.
Кроме того, согласно ст. 120 Семейного кодекса РФ, выплата алиментов на несовершеннолетнего ребенка прекращается при его усыновлении [1]. Усыновление ребенка одновременно налагает обязанность по содержанию на усыновителей и освобождает от этой обязанности лиц, лишенных родительских прав. Данная норма может считаться несправедливой и также препятствовать усыновлению. Законодательное сохранение обязанности по содержанию несовершеннолетнего за его родителями, а также права наследования, имело бы лучший результат.
Также представляется эффективным организация информационного просвещения, направленного на популяризацию данной формы устройства и на повышение информированности о самих несовершеннолетних, нуждающихся в устройстве в семью. Как правило, вся официальная информация сосредоточена в рамках уполномоченных учреждений: на сайтах, информационных стендах. Данное информирование должно быть организовано не только в информационной сфере уполномоченных органов, но и в общественных местах, социальных сетях, доступных неограниченным массам.
Таким образом, наиболее благоприятной формой устройства для воспитания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, является усыновление (удочерение). Воспитываясь в семье, несовершеннолетний лучше социализируется, усваивает различные модели поведения, чувствует себя полноценным членом общества. При усыновлении ребенок приравнивается к родному ребенку, благодаря чему осуществляются его имущественные права. Однако при реализации данной формы социальной помощи возникают определенные сложности, связанные с финансовым обеспечением, общественными стереотипами, низким информированием, что требует комплексных действий по их устранению.
Литература:
- Семейный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/.
- Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [Электронный ресурс]: от 19.05.1995 № 81-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6659/?ysclid=lmx5w4fons622414974.
- Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [Электронный ресурс]: от 29.12.2006 № 256-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64872/.
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2023 году» [Электронный ресурс]: от 30.01.2023 № 119 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_438787/.
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс]: от 20.08.2012 № 623 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_134551/?ysclid=ln5out9urh86045902.
- Беляев, В. А. Проблемы усыновления детей в современной России [Электронный ресурс] / В. А. Беляев, А. М. Мингазова // Вестник экономики, права и социологии. — 2016. — № 4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-usynovleniya-detey-v-sovremennoy-rossii.
- Сведения по форме федерального статистического наблюдения № 103-РИК «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за 2022 год [Электронный ресурс] // Минпросвещения России, 2022. — URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/guardianship.