Особенности документооборота в акционерном обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 12.11.2023

Статья просмотрена: 420 раз

Библиографическое описание:

Бухаленкова, К. А. Особенности документооборота в акционерном обществе / К. А. Бухаленкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107680/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье раскрыты особенности документооборота в акционерном обществе. Рассмотрена специфика документооборота и ее законодательное регулирование в организации.

Ключевые слова : документоведение, акционерное общество, делопроизводство, архивоведение, документооборот, автоматизация.

Одним из ключевых факторов успешности любого предприятия является умение грамотно преподнести информацию и написать ее на бумаге. Работа с документационным вопросом требует множество финансовых, материальных, трудовых ресурсов. Основной функцией управленческой деятельности является организация эффективной работы с документами и совершенствование всех документально-информационных процессов. Конкретно в этой статье мы рассматриваем документооборот в акционерном обществе.

Документооборот является важной частью документационного обеспечения управления акционерным обществом, представляет собой движение документов с момента их создания или получения до завершения их исполнения или отправки. Чтобы организация документооборота была успешной, необходимо следование определенным правилам, которые закрепляются в инструкции по делопроизводству или локальном акте определенной организации. В документооборот акционерного общества входит вся последовательность перемещений документов, в том числе такие операции как:

— получение документов;

— рассмотрение и распределение;

— организация исполнения;

— отправка необходимой документации.

Автоматизация процессов документооборота помогает АО более эффективно осуществлять свою деятельность. Под «электронным документооборотом» понимается использование электронных средств для создания, передачи и хранения документов. Свойства, характерные для электронного документооборота:

— повышение скорости процессов обработки документов;

— снижение затрат на бумагу;

— удобный доступ к электронным документам;

— безопасность и защита документов АО.

Процесс хранения и организации архивирования документов играет важную роль вы документообороте акционерного общества. Данный процесс обладает свойствами: сохранение документов в соответствии с законодательством; организация архива документов; обеспечения доступа к архиву документов акционерного общества.

Рассмотрим понятие «акционерное общество». Акционерное общество — это хозяйственное общество или корпорация, уставный капитал которого разделен на определенное число долей (акций), наделяющих их держателей правом на выкуп, получению дивидендов. Так же владельцы акций такого общества определяют экономическую и хозяйственную политику общества, принимают решения о назначении директоров, оцениванию ответственности соответствующих рисков [1]. Акции являются предметом обмена между держателями и другими заинтересованными лицами. Торговля акциями и ценными бумагами происходит на фондовых и финансовых рынках.

В России чаще всего функционируют два вида акционерных обществ:

  1. Публичные акционерные общества;
  2. Непубличные акционерные общества.

Акционерное общество в своей деятельности должно руководствоваться положениями и требованиями нормативных актов по делопроизводству и архивному делу. В РФ деятельность АО регулируется федеральным законом от 26. 12. 1995 N 208 — ФЗ [2].

Деятельность АО направлена на получение прибыли, в случае банкротства организации владельцы акций не несут ответственности, теряя только деньги, вложенные на покупку акций. Акционерное общество является юридическим лицом, которое может проводить сделки и заключать договора. Учредителями АО могут быть юридические и физические лица. Известные на данный момент в России акционерные общества:

— банки («Тинькофф банк», «Газпром», «Открытие»);

— телеканалы («Первый», «НТВ», «Карусель»);

— технические компании («Автопроект», «Институт стекла»).

Далее рассмотрим основные документы акционерного общества:

  1. Устав (учредительный документ, включающий в себя информацию об АО и главные правила ее деятельности);
  2. Документ о государственной регистрации (внесение в реестр позволяет подтвердить официальную информацию о компании, дает возможность людям найти информацию об организации);
  3. Положение о филиале (документ подтверждающий правовой и юридический статус подразделения организации);
  4. Протоколы собраний акционеров (в этих документах зафиксированы принятые учредителями решения относительно компании);
  5. Годовые финансовые отчеты (такие отчеты позволяют отследить изменения в финансовом отношении организации за год);
  6. Положение о коллегиальном органе (документ, в котором обозначены статус, структура, полномочия и мера ответственности коллегиального органа АО);
  7. Положение о ревизоре общества (ревизор определяет устав акционерного общества);

Деятельность акционерного общества не ограничивается вышеприведённым списком, кроме них существует еще много документов от масштабных до самых мелких. Каждый документ важен для деятельности АО и решает множество вопросов:

— регистрация входящих, исходящих и внутренних документов;

— формирование документов в дела;

— определение срока хранения;

— передача в архив либо уничтожение [3].

Подводя итоги данной статьи, можно сделать выводы, что документооборот играет важнейшую роль в деятельности акционерного общества, благодаря которому выполняются функции контроля процессов, фиксации событий и хранения информации. Как уже выше написано, главными видами документов в АО являются учредительные документы, документ о государственной регистрации, положение о филиале, протоколы собраний акционеров, годовые финансовые отчеты, положения о коллегиальном органе, положения о ревизоре организации. Документирование должно соответствовать принципам достоверности, полноты, сохранности и своевременности. Акционерные общества в документообороте организации должны руководствоваться положениями и требованиями нормативных актов по делопроизводству и архивному делу.

Литература:

  1. Права и обязанности акционера (Банкротство) (Электронный ресурс) mfc74.ru.
  2. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. От 14.07.2022) «Об акционерных обществах» Консультант плюс, архивировано 27. 07. 2022 года.
  3. Кузнецов И. Н. Документационное обеспечение управления. Документооборот и делопроизводство. М.: Изд-во: Юрайт, 2018. С. 107.
Основные термины (генерируются автоматически): акционерное общество, документ, деятельность АО, положение, архивное дело, владелец акций, государственная регистрация, коллегиальный орган, протокол собраний акционеров, Россия.


Похожие статьи

Проектное управление в органах государственной власти и бизнес-организациях: сравнительный анализ, основные проблемы и пути решения

В статье рассмотрен сравнительный анализ организации и методов осуществления проектного управления в органах государственной власти и бизнес-организациях. Выявлены проблемы проектного управления.

Совершенствование документоведения и архивоведения в современных условиях

В статье исследуются пути совершенствования документоведения и архивоведения в современном мире. Даны определения дисциплинам «документоведение» и «архивоведение». Раскрыта важность автоматизации в документообороте и функционирования архива организац...

Особенности применения принципов бухгалтерского учета в муниципальном учреждении: анализ, проблемы и перспективы

В данной статье рассматриваются особенности применения принципов бухгалтерского учета в муниципальных учреждениях России. Основное внимание уделяется анализу текущих проблем, с которыми сталкиваются муниципальные учреждения в процессе ведения бухгалт...

Развитие системы документационного обеспечения управления при цифровой трансформации организации

В статье автор рассматривает необходимость модернизация системы управления документами для успешной реализации цифровой трансформации государственных и коммерческих организаций.

Особенности организации корпоративного делопроизводства

В статье рассматриваются основные принципы построения системы делопроизводства в крупных коммерческих организациях. Дается классификация основных документов акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, а также их роль и значение в у...

Бухгалтерский учет и функции менеджмента: особенности взаимосвязи

Статья посвящена бухгалтерскому учету и его взаимосвязи с менеджментом. Приводится определение бухгалтерского учета, раскрывается его понятие. Рассматриваются основные функции управления.

Административно-правовое регулирование в сфере СМИ в современных условиях

В статье рассмотрены вопросы становления и текущее состояние административно-правового регулирования в сфере СМИ. Работа может быть полезна для специалистов, работающих с правовыми аспектами функционирования СМИ

Организация бизнес-процессов в банковском секторе

Статья посвящена организации бизнес-процессов в банковском секторе. В статье рассмотрены теоретико-методологические основы бизнес-процессов в банковском секторе; проанализированы подходы бизнес-процессов в банковском секторе; исследована специфика и ...

Исследование теоретических основ применения информационных технологий в таможенном администрировании

В статье автор определяет сущность таможенного администрирования в рамках использования информационных технологий.

Направления совершенствования документационного обеспечения управления

Рассматриваются документооборот в образовательном учреждении. Уделяется внимание направлениям совершенствования документооборота.

Похожие статьи

Проектное управление в органах государственной власти и бизнес-организациях: сравнительный анализ, основные проблемы и пути решения

В статье рассмотрен сравнительный анализ организации и методов осуществления проектного управления в органах государственной власти и бизнес-организациях. Выявлены проблемы проектного управления.

Совершенствование документоведения и архивоведения в современных условиях

В статье исследуются пути совершенствования документоведения и архивоведения в современном мире. Даны определения дисциплинам «документоведение» и «архивоведение». Раскрыта важность автоматизации в документообороте и функционирования архива организац...

Особенности применения принципов бухгалтерского учета в муниципальном учреждении: анализ, проблемы и перспективы

В данной статье рассматриваются особенности применения принципов бухгалтерского учета в муниципальных учреждениях России. Основное внимание уделяется анализу текущих проблем, с которыми сталкиваются муниципальные учреждения в процессе ведения бухгалт...

Развитие системы документационного обеспечения управления при цифровой трансформации организации

В статье автор рассматривает необходимость модернизация системы управления документами для успешной реализации цифровой трансформации государственных и коммерческих организаций.

Особенности организации корпоративного делопроизводства

В статье рассматриваются основные принципы построения системы делопроизводства в крупных коммерческих организациях. Дается классификация основных документов акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, а также их роль и значение в у...

Бухгалтерский учет и функции менеджмента: особенности взаимосвязи

Статья посвящена бухгалтерскому учету и его взаимосвязи с менеджментом. Приводится определение бухгалтерского учета, раскрывается его понятие. Рассматриваются основные функции управления.

Административно-правовое регулирование в сфере СМИ в современных условиях

В статье рассмотрены вопросы становления и текущее состояние административно-правового регулирования в сфере СМИ. Работа может быть полезна для специалистов, работающих с правовыми аспектами функционирования СМИ

Организация бизнес-процессов в банковском секторе

Статья посвящена организации бизнес-процессов в банковском секторе. В статье рассмотрены теоретико-методологические основы бизнес-процессов в банковском секторе; проанализированы подходы бизнес-процессов в банковском секторе; исследована специфика и ...

Исследование теоретических основ применения информационных технологий в таможенном администрировании

В статье автор определяет сущность таможенного администрирования в рамках использования информационных технологий.

Направления совершенствования документационного обеспечения управления

Рассматриваются документооборот в образовательном учреждении. Уделяется внимание направлениям совершенствования документооборота.

Задать вопрос