В данной статье поднимается проблема влияния детско- родительских отношений на дальнейшее будущее ребенка, в том числе на его адаптацию во взрослой жизни. Так же в статье рассматриваются стили воспитания, которые свойственны родителям с разными психотипами.
Ключевые слова: семья, дошкольник, воспитание, родители, авторитарный, демократический, либеральный, индифферентный, адаптация.
Семья — единственная группа, имеющая первостепенную, долговременную и важную роль в индивидуальном развитии ребенка.
Семья является социальным институтом, базовой ячейкой общества, где ребенок учится понимать мир и в том числе самого себя.
Родительская ответственность — это система поведения, соответствующая возрасту ребенка на каждом этапе личностного развития и обеспечивающая наилучшие возможности для личностного и эмоционального роста. Хотя первоначальная ответственность за воспитание детей возложена на общество, индивидуальному развитию уделяется лишь краткое внимание в детстве ребенка, до его профессиональной деятельности или социализации, как меняется социальное функционирование ребенка, от возраста к возрасту, меняются индивидуальные отношения семьи к образованию, конкретные виды и методы воспитательного воздействия, а также характер взаимоотношений ребенка и родителей.
Системы семейного воспитания и ценности, принятые в семье, очень важны для самооценки и развития личности детей.
Семейное воспитание можно разделить на три стиля: демократический, авторитарный и толерантный (либеральный) [1, 2].
В демократической модели в первую очередь учитываются интересы ребенка. Это «консенсусная» модель;
Стиль власти, при котором родители навязывают детям свои взгляды — «репрессивный» стиль;
И либеральный стиль, при котором детям разрешается использовать свой собственный стиль.
Ученик начальной школы видит себя глазами взрослых, с которыми он вырос. Если баланс и ожидания семьи не соответствуют возрасту и личностным качествам ребенка, самооценка оказывается искаженной.
Остановимся на общей модели семейного воспитания, от которой зависит качество взаимоотношений ребенка с родителями и его личностное развитие.
1. Родители-демократы подчеркивают независимость и дисциплинированность в поведении ребенка. Они дают ему право быть независимым в определенных сферах жизни; при исполнении обязанностей его права не должны нарушаться. Контроль, основанный на температуре и гибкости, обычно не перенапрягает ребенка. Обычно Вы услышите объяснения, почему нельзя делать одно и нельзя делать другое. В подростковом возрасте в этих отношениях не возникает особого или уникального опыта [3].
2. Настоящие опекуны предъявляют к своим детям необоснованные требования и не удосуживаются объяснить причины своих приказаний и запретов. Они имеют полный контроль над всеми аспектами своей жизни, но не могут функционировать идеально. В таких семьях дети часто избегают общения с родителями, и родителям становится не по себе [9]. Некоторые дети конфликтны, но в большинстве случаев дети авторитарных родителей адаптируются к моделям семейных отношений, становятся уверенными и независимыми.
Ситуация усложняется, когда чрезмерные требования и контроль сочетаются с эмоциональной отстраненностью и неприятием ребенка. Здесь неизбежно и полностью разрушаются отношения между ребенком и родителем.
3. Нерадивые и грубые родители — это очень сложная ситуация. Дети в таких семьях редко доверяют другим, испытывают трудности в общении и часто проявляют агрессивное поведение, но им нужна любовь.
4. Репрессивное родительское отношение и отсутствие контроля — также плохой выбор при низких отношениях между родителями и детьми. Дети могут делать все, что хотят; никто не интересуется их работой Поведение становится неконтролируемым Хотя дети порой могут бунтовать, Но им нужна помощь родителей; взрослые должны видеть, что они подают пример ответственного поведения, которому они могут следовать [7–8].
5. Сверхуверенный — большая забота о детях, больший контроль над жизнью на основе близких эмоциональных взаимоотношений — инвалидность, несамостоятельность и проблемы со сверстниками.
Рис. 1. Результаты исследования адаптации среди детей дошкольного возраста
Исследование адаптивности дошкольников из семей с неблагополучными детско-родительскими отношениями на основе статистического анализа семейно-школьных условий, можно сделать следующие выводы. Средняя распространенность составила 42 % (25 субъектов). У них есть психологические и социальные проблемы, а также проблемы со сном. У 13 % детей улучшение незначительное (8); такие дети охотно играют с друзьями, имеют хороший аппетит, хорошо спят и находятся в хорошем настроении. 42 % (25) детей попадали в трудные ситуации, 3 % (2) исследуемой группы подвергались насилию; у этих детей были социальные проблемы, вялость и голод. Эти дети могут быть пугливыми и агрессивными по отношению к своим сверстникам.
Изучая стили воспитания родителей по методике «Стратегии семейного воспитания» (автор С. С. Степанов в модификации И. И. Махониной), мы получили следующие результаты, отображенные на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты исследования стиля родительского воспитания по методике С. С. Степанова
Таким образом, анализируя данные исследования детско-родительских отношений в дошкольных учреждениях и психологических копинг-систем дошкольников, можно сделать следующие выводы: родители предпочитают авторитетные и авторитетные дошкольные учреждения. Авторитетные стили воспитания предполагают умеренный или низкий уровень гибкости, а в отношении детей, которые трудно адаптируются и несчастны, родители предпочитают расслабленный и безразличный стиль воспитания [10]. Представлены результаты корреляционного анализа показателей адаптации к дошкольной среде дошкольников, выросших в семьях с низкими детско- родительскими отношениями [7].
Литература:
1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков. Учебное пособие [Текст] / В. А. Аверин. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2019. — 397 с.
2. Алферов, А.Д. Психология развития школьников. Учебное пособие по психологии / А. Д. Алферов. — Ростов Н/Д: изд-во «Феникс», 2018. — 384 с.
3. Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон. — СПб.: ПРАЙМ — ЕВРОЗНАК, 2017. — 560 с.
4. Божович, Л. И. Проблема формирования личности / Л. И. Божович. — М.: Издательство «Институт практической психологии», 2018. — 352с.
5. Вегнер, А. Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков [Текст] / А. Л. Вегнер. — М.: Рига, 2016. — 184с.
6. Демина, Л. Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности [Текст] / Л. Д. Демина. — Барнаул: Изд-во АГУ, 2016.- 144 с.
7. Зинченко, В. П. Живое знание: психологическая педагогика / В. П. Зинченко. — Самара: Самарский Дом Печати, 2017. — 296 с.
8. Киршбаум, Э. Психологическая защита / Э. Киршбаум, — М.: Смысл, 2019. — 181 с.
9. Крысько, В. Г. Социальная психология: Курс лекций [Текст] / В. Г. Крысько. — М.: Омега — Л, 2017. — 352с.
10. Кун, Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека [Текст] / Д. Кун. — СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2018. — 864 с.
11. Леонгард, Карл. Акцентуированные личности/ К. Леонгард. — Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2017. — 544 с.