Организационно-методические условия совершенствования творческих способностей при работе с текстом у студентов медицинского колледжа посредством создания ежемесячного электронного журнала | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 14.11.2023

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Тележкина, А. В. Организационно-методические условия совершенствования творческих способностей при работе с текстом у студентов медицинского колледжа посредством создания ежемесячного электронного журнала / А. В. Тележкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 418-422. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107697/ (дата обращения: 20.12.2024).



Введение. В данной статье обосновывается актуальность использования технологии работы с интерактивными методами (создание электронного журнала) в условиях изучения профильной лексики студентами медицинского колледжа. Это является своеобразным инструментом совершенствования навыков работы с письменной речью и текстами на лекциях по изучению английского языка. Автором выдвигается гипотеза, согласно которой, соблюдая организационно-методические условия при проведении лекционных занятий, уровень владения работы с текстом качественно повышается. Здесь происходит формирование творческих способностей при выборе собственного метода изучения темы.

Материалы и методы. Основным методом настоящего исследования является теоретический анализ научной литературы, посвященной вопросам использования интерактивных, нестандартных методов в целях формирования творческих способностей у обучающихся в условиях изучения английского языка, навыков работы с иностранным текстом, в частности. Экспериментальный метод был выбран основным методом проверки состоятельности выдвинутой гипотезы.

Результаты.

В ходе эксперимента был создан первый электронный журнал силами студентов первого курса под рабочим названием «Health». Результатами проведенного эксперимента являются количественные показатели изменения уровня сформированности навыка работы с текстами по направлению «Профильная лексика». Здесь же студенты проявили высокий уровень творческих способностей для создания условий, позволяющих на доступном уровне изучать язык.

Заключение. В заключение делается вывод о том, что выделенные организационно-методические условия качественно улучшают навык работы с текстами, в которых заложена профильная лексика.

Ключевые слова: письменная речь, тексты, профильная лексика, методические условия, творческие способности.

Introduction. This article substantiates the relevance of using the technology of working with interactive methods (creating an electronic journal) in the context of the study of specialized vocabulary by medical college students. This is a kind of tool for improving the skills of working with written speech and texts at lectures on learning English. The author puts forward a hypothesis according to which, observing organizational and methodological conditions during lectures, the level of proficiency in working with the text increases qualitatively. This is where the formation of creative abilities occurs when choosing your own method of studying the topic.

Materials and methods. The main method of this research is the theoretical analysis of scientific literature devoted to the use of interactive, non-standard methods in order to form students' creative abilities in the conditions of learning English, skills of working with a foreign text, in particular. The experimental method was chosen as the main method of verifying the validity of the proposed hypothesis.

Results.

During the experiment, the first electronic journal was created by first-year students under the working title «Health». The results of the experiment are quantitative indicators of changes in the level of formation of the skill of working with texts in the direction of «Profile vocabulary». Here, students showed a high level of creativity to create conditions that allow them to study the language at an affordable level.

Conclusion. In conclusion, it is concluded that the selected organizational and methodological conditions qualitatively improve the skill of working with texts that contain specialized vocabulary.

Keywords: written speech, texts, specialized vocabulary, methodological conditions, creative abilities.

Специфика обучения английскому языку в медицинском техникуме предполагает особый подход к преподаванию предмета. Английский язык выступает в роли непрофильной дисциплины, поэтому особое значение приобретает изменение общего отношения к предмету и развитие интереса к его изучению. Одна из целей, стоящих перед преподавателем, —формирование самоорганизации студентов при изучении языка через нестандартные, творческие подходы. Реализация творческой, интересной системы гарантирует понимание материала на высоком уровне. Это позволит будущим специалистам — медикам не только понимать профессиональную терминологию, но еще и следить за последними тенденциями в мире медицины, которые публикуются в зарубежной прессе.

Расширение профессионального кругозора через умение работать с текстами на английском языке, позволит выработать специалисту способности к принятию новых, самостоятельных нестандартных решений в собственной профессиональной деятельности.

Целью исследования является — разработка и внедрение в процесс изучения английского языка электронного журнала, как средства формирования творческих способностей у студентов медицинского колледжа.

Задачи:

— Разработать экспресс-диагностику по определению первичного уровня сформированности творческих способностей у студентов медицинского колледжа.

— Предложить создать ежемесячный электронный журнал по английскому языку на основании пройденных лексических тем.

Объектом исследования является процесс формирования творческих способностей у студентов медицинского колледжа.

Предметом исследования являются педагогические условия, направленные на совершенствование процесса формирования творческих способностей у студентов медицинского колледжа.

Для внедрения в проблему определим сущность понятия творческие способности, которые по мнению Н . В . Кондратьевой представляют собой синтез индивидуально-психофизиологических особенностей личности и новых качественных состояний (изменений в мышлении, восприятии, опыте жизнедеятельности, мотивационной сфере), возникающих в процессе новой для индивида деятельности (в процессе решения новых проблем, задач), что ведет к её успешному выполнению или появлению субъективно/объективно нового продукта.

Будущего специалиста-медика необходимо мотивировать к продуцированию уникальных, инновационных подходов к объекту своей деятельности, к творческому преобразованию стандартных схем поведения (как коммуникативного, так и профессионального), действия в непредсказуемых условиях. Следовательно, понятие «творческие способности» не обходят и эту профессиональную сферу.

Руководствуясь актуальностью и целями предстоящего исследования, нами были разработаны этапы практической работы:

  1. Критерии сформированности творческих способностей.
  2. Разработка экспресс-диагностики, позволяющей оценить уровень творческих способностей у студентов 2-го курса медицинского колледжа.
  3. Модель ежемесячного электронного журнала, как одного из средства позволяющего повысить уровень творческих способностей у студентов медицинского колледжа при изучении текстового материала по профильной лексике.

Творческие способности будущего медика в процессе изучения медицинской профильной лексики могут быть представлены совокупностью критериев (мотивационный, когнитивный, деятельностный). В качестве показателей сформированности творческих способностей будущего медика были выделены уровни их развития (низкий, средний и высокий).

Выделенные критерии и показатели позволяют определиться с диагностическим инструментарием для выявления уровня сформированности творческих способностей у испытуемой группы.

В качестве модели констатирующего диагностирования может быть предложена экспресс-диагностика, целью который может являться определение первичного уровня творческих способностей у студентов медицинского колледжа (таблица 1). Задания составляются в интеграции с материалом профильной лексики. Примером может послужить создание творческого проекта и его защита.

Обработка результатов предполагает суммирование общего количества баллов, коррелирующих с уровнями развития творческих способностей. Всего возможно выделить пять уровней: 0–7 баллов — низкий; 8–15 баллов — ниже среднего; 16–23 баллов — средний; 24–31 баллов — выше среднего; 31–39 баллов — высокий.

Рекомендуем особо обращать внимание на развитие исследовательских способностей студентов, набравших от 24 до 39 баллов.

Таблица 1

Экспресс-диагностика творческих способностей

Тип способностей

Проявления

Баллы

1

Учебные характеристики

Справляется с заданиями быстрее своих однокурсников

Быстро запоминает фактическую информацию

Является знатоком в интересующей теме

Не требует многократного повторения, чтобы выучить предмет

Имеет продолжительный объем внимания

Быстро надоедают однообразные задания

Любит трудные задачи

Обладает богатым словарным запасом

2

Особенности деятельности

Предлагает уникальные ответы на вопросы

Любит выполнять дела новыми и разными способами

Способен устанавливать связи между не связанными идеями

Сочиняет песни, стихи, загадки или шутки

Проявляет высокий уровень любознательности по многим вопросам

Рисует

Обладает высокой терпимостью к беспорядку

Создает усовершенствованные изделия

3

Чувство юмора

Понимает игру слов и загадки

Высказывается или рассказывает истории с чувством юмора

Имеет исключительно чуткий слух ко всему эксцентричному и смехотворному

4

Мотивация

Приступает к заданию самостоятельно, не дожидаясь указания

Самостоятельный, независимый ученик

Может упорно сосредотачиваться на задании долгое время

Не нуждается во внешних мотивах для выполнения задания

Проявляет сильную тягу к знаниям, ощущениям, творчеству, осмыслению

5

Абстрактное мышление

Задает провокационные вопрос

Распознает связи, непостижимые для сверстников

Анализирует причины и следствия

Любит анализировать и решать сложные задачи

Использует логику при решении задач

Делает выводы

6

Чувствительность

Интересуется вопросами о том, что такое хорошо и что такое плохо

Проявляет сочувствие к окружающим

Возлагает большие надежды на себя и других

Проявляет сильные чувства и зрелые взгляды

На основании полученных констатирующих данных можно сделать вывод об уровне творческих способностей группы испытуемых студентов.

По результатам проведенных диагностик, в качестве формирующего задания, студентам может быть предложена разработка ежемесячного журнала под рабочим названием «Health».

Цель журнала — адаптировать или дополнять учебное пособие своими индивидуальными находками и идеями, «оживляя» таким образом бумажный вариант учебника, делая материал более привлекательным для обучающихся.

Принципы создания журнала:

  1. Принцип системности;
  2. Принцип единства коррекции и диагностики;
  3. Деятельностный принцип коррекции;
  4. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
  5. Принцип учета эмоциональной сложности материала.

Журнал состоит из 10 статей по профильной лексике, пройденной за месяц.

Статья пишется парами. Выпуск в PDF формате.

Форма проведения — групповая.

Структура занятия: мотивационное слово, историческая страничка, предварительный диагноз, первая помощь. Разделы журнала могут ежемесячно видоизменяться и дополняться.

Задачи пособия:

— Развитие интереса к изучению языка;

— Развитие творческих способностей;

— Расширение представления о профессии через изучение текстовых заданий;

— Формирование представления о значимости иностранного языка в будущей профессии;

— Развитие интеллектуальных эмоций через разработку креативных творческих упражнений.

Этапы разработки журнала

Таблица 2

1 этап — Создание дежурной группы

Проведение собрания. Обсуждение и создание электронного журнала. Формулировка стратегии

2 этап — формулировка содержания

Обсуждаются актуальные для программы тематические разделы

3 этап — алгоритм работы над статьями

Выстраивание системы применения нестандартных методов работы над текстовыми упражнениями

4 этап — практический

Составление статей студентами, отправка на редакцию, публикация в журнале

Подводя итоги проведенного исследования, следует отметить, что апробация данного вида технологии, выполнение всех типов упражнений, представленных в журнале, способствует качественному переосмыслению и запоминанию лексического материала студентами-медиками, а также адекватному восприятию, пониманию и отражению содержания читаемых профессионально-ориентированных текстов на английском языке.

Литература:

  1. Визер Ю. Ю. Компоненты творческих способностей студентов медицинского вуза в реальном образовательном процессе при изучении медицинской информатики // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. № 3 (35).
  2. Глухов А. А., Андреев А. А., Петрова Т. Н. Креативная компетенция студентов (на примере медицинского вуза) // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2012. № 1.
  3. Журкина М. М. Необходимость изучения иностранного языка в медицинском колледже // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. № 29.
  4. Исматова М. С. Основные проблемы и профессиональная направленность при обучении иностранному языку в медицинском колледже // Биология и интегративная медицина. 2018. № 3.
  5. Каюмова, Н. Х. Необходимость изучения иностранного языка в медицинском колледже // ORIENSS. 2021. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neobhodimost-izucheniya-inostrannogo-yazyka-v-meditsinskom-kolledzhe-1 (дата обращения: 09.11.2023).
  6. Кочергина Л. В. Методика отбора и систематизации иноязычной лексики медицинской сферы при обучении студентов-медиков // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2015. № 2.
  7. Рак Е. А. Разработка интерактивных тренажеров для сопровождения учебных занятий по английскому языку // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2018. № 14.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, медицинский колледж, профильная лексика, способность, студент, электронный журнал, балл, высокий уровень, ежемесячный электронный журнал, первичный уровень.


Похожие статьи

Специфика учебных пособий по английскому языку для специалистов PR

На данный момент существует достаточно большое количество учебных пособий, предназначенных для будущих профессионалов по связям с общественностью. Проведённый анализ выявил, что абсолютное большинство пособий содержат тексты профессиональной направле...

Влияние тематической дискуссии, ролевой игры и метода «вопрос — ответ» на эффективное применение устойчивых выражений при развитии навыков говорения на уроках английского языка в средней школе

В данной научно-практической статье содержится информация об исследовании, направленном на изучение различных активных методов выявление наиболее эффективного из них для применения на уроках английского языка в средней школе. Исследование урока было ...

Применение стратегии предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) для формирования и развития понятийного мышления на уроках истории

В данной статье рассматривается проблема обучения учащихся второму языку (русскому) через применение одной из стратегий технологии CLIL. Инструменты данной технологии используются для формирования понятийного мышления учащихся на уроках всемирной ист...

Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников в процессе реализации технологии А. И. Савенкова «Маленький исследователь»

В статье говорится об актуальности формирования исследовательского поведения дошкольника в рамках формирования предпосылок естественно-научной грамотности. Раскрыто значение исследовательской деятельности для формирования у детей любознательности, ин...

Использование ПОПС-метода как интерактивного метода обучения профессиональному казахскому языку при формировании учебно-познавательной компетенции у студентов

Деятельностный характер образования позволяет говорить о необходимости формирования учебно-познавательной компетенции как об одном из основных направлений модернизации содержания образования и одной из основных составляющих профессиональной компетент...

Формирование англоязычной лексической компетентности средствами изобразительной наглядности для семантизации терминологических медицинских лексических единиц

Целью формирования англоязычной лексической компетенции будущих врачей является усвоение ими терминологической лексики, которая бы обеспечила взаимопонимания между специалистами соответствующей области в рамках совместных профессиональных тем и облас...

Опыт применения кейс-метода в тьюторском сопровождении учащихся 9–11-х классов на уроках русского языка и литературы

Кейс-метод является технологией обучения, востребованной в области изучения гуманитарных дисциплин — экономики, юриспруденции, медицины, но практически не применяемой в деятельности преподавателей русского языка и литературы. В данной статье описывае...

Подготовка студентов педагогического колледжа к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах»

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Формирование компетенций конкурентоспособного технического специалиста на рынке труда

В данной статье рассматривается актуальность специальных компетенций технического специалиста как перспективного направления развития педагогической науки и практики на базе ФГОС. Основная задача статьи состоит в разработке моделей на базе ФГОС и мо...

Усвоение общетехнической и специальной лексики в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей усвоения и приемов работы с общетехнической и специальной лексикой в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе. На практических занятиях необходимо уделять много времени материалам, ...

Похожие статьи

Специфика учебных пособий по английскому языку для специалистов PR

На данный момент существует достаточно большое количество учебных пособий, предназначенных для будущих профессионалов по связям с общественностью. Проведённый анализ выявил, что абсолютное большинство пособий содержат тексты профессиональной направле...

Влияние тематической дискуссии, ролевой игры и метода «вопрос — ответ» на эффективное применение устойчивых выражений при развитии навыков говорения на уроках английского языка в средней школе

В данной научно-практической статье содержится информация об исследовании, направленном на изучение различных активных методов выявление наиболее эффективного из них для применения на уроках английского языка в средней школе. Исследование урока было ...

Применение стратегии предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) для формирования и развития понятийного мышления на уроках истории

В данной статье рассматривается проблема обучения учащихся второму языку (русскому) через применение одной из стратегий технологии CLIL. Инструменты данной технологии используются для формирования понятийного мышления учащихся на уроках всемирной ист...

Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников в процессе реализации технологии А. И. Савенкова «Маленький исследователь»

В статье говорится об актуальности формирования исследовательского поведения дошкольника в рамках формирования предпосылок естественно-научной грамотности. Раскрыто значение исследовательской деятельности для формирования у детей любознательности, ин...

Использование ПОПС-метода как интерактивного метода обучения профессиональному казахскому языку при формировании учебно-познавательной компетенции у студентов

Деятельностный характер образования позволяет говорить о необходимости формирования учебно-познавательной компетенции как об одном из основных направлений модернизации содержания образования и одной из основных составляющих профессиональной компетент...

Формирование англоязычной лексической компетентности средствами изобразительной наглядности для семантизации терминологических медицинских лексических единиц

Целью формирования англоязычной лексической компетенции будущих врачей является усвоение ими терминологической лексики, которая бы обеспечила взаимопонимания между специалистами соответствующей области в рамках совместных профессиональных тем и облас...

Опыт применения кейс-метода в тьюторском сопровождении учащихся 9–11-х классов на уроках русского языка и литературы

Кейс-метод является технологией обучения, востребованной в области изучения гуманитарных дисциплин — экономики, юриспруденции, медицины, но практически не применяемой в деятельности преподавателей русского языка и литературы. В данной статье описывае...

Подготовка студентов педагогического колледжа к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах»

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Формирование компетенций конкурентоспособного технического специалиста на рынке труда

В данной статье рассматривается актуальность специальных компетенций технического специалиста как перспективного направления развития педагогической науки и практики на базе ФГОС. Основная задача статьи состоит в разработке моделей на базе ФГОС и мо...

Усвоение общетехнической и специальной лексики в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей усвоения и приемов работы с общетехнической и специальной лексикой в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе. На практических занятиях необходимо уделять много времени материалам, ...

Задать вопрос