Сущность и основные направления прокурорского надзора за деятельностью исполнительной власти в сфере образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 14.11.2023

Статья просмотрена: 152 раза

Библиографическое описание:

Суборова, В. А. Сущность и основные направления прокурорского надзора за деятельностью исполнительной власти в сфере образования / В. А. Суборова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 299-302. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107698/ (дата обращения: 20.12.2024).



В статье отмечается, что прокурорский надзор является эффективной формой высшего государственного контроля за исполнением законов. В ходе прокурорского надзора за деятельностью исполнительной власти в сфере образования особое внимание уделяется на исполнение существующих в этой области нормативно-правовых актов.

Ключевые слова : прокурорский надзор, сфера образования, исполнение законов, должностные лица.

Сегодня мы являемся свидетелями различных реформ, организуемых в нашей стране в социально-экономической, политической и духовной сферах российского общества. Порой они оказываются не подкрепленными достаточной правовой базой и соответственно приводят иногда к нестабильности в нашей стране. Соответственно очень важна юридическая действенная правоприменительная практика, требующая некоторых критериев и средств, защищающих от произвольных поступков или даже неправомерного действия со стороны должностных лиц. В этом случае самым существенным инструментом может выступить прокурорский надзор как одна из эффективных форм высшего государственного контроля за соблюдением и исполнением законодательных актов. Ведь ни один орган государственной власти не может осуществлять надзорную функцию в самом широком, полном объеме. Только единая, централизованная система органов прокуратуры может и в состоянии исполнить данную функцию наиболее полно и эффективно.

Все мы знаем, что каждое юридическое или физическое лицо должен соблюдать Конституцию Российской Федерации и все иные требования законов, которые на них распространяются. Перечень всех данных лиц определяется в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре. К числу объектов прокурорского надзора относятся и органы исполнительной власти в сфере образования [2].

При организации прокурорского надзора за деятельностью исполнительной власти в сфере образования прежде всего внимание обращается на соблюдение или нарушение требований соответствующих правовых актов. Также в предмет прокурорского надзора включаются законность и обоснованность нормативно-правовых актов, принятых федеральными министерствами, определенными государственными комитетами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, исполнительными органами местного самоуправления и их должностными лицами, касающихся вопросов образования.

При осуществлении надзорной деятельности в сфере образования, как и в других сферах хозяйственной деятельности, прокурор в пределах своей компетенции и согласно пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» вправе:

— «по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, отнесенных Конституцией РФ и Законом о прокуратуре к числу объектов, поднадзорных органам прокуратуры, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

— требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок, контрольных (надзорных) мероприятий по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций» [2].

Согласно пункта 2 статьи 22 вышеназванного закона при выявлении административных нарушений: «прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона» [2].

При нарушении законов органами и должностными лицами пункт 3 статьи 22 того же закона предписывает: «прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами:

— освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

— опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

— вносит представление об устранении нарушений закона» [2].

Определяя сущность прокурорского надзора в России, В. Г. Бессарабов отмечает, что:

«1. Это вид государственной деятельности. Такую государственную деятельность осуществляют уполномоченные законом прокуроры, которые входят в единую централизованную федеральную систему органов прокуратуры РФ.

2. Основным содержанием этого вида государственной деятельности является осуществление Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов» [4, с. 20].

О. С. Капинус выделяет особенность деятельности прокуратуры. Она пишет: «Деятельность прокуратуры, основанная на установленных законом компетенции, носит надведомственный, универсальный характер. Этим, в частности, она принципиально отличается от контрольных (надзорных) органов исполнительной власти, компетенция которых ограничена определенной сферой (банковская, финансовая, экологическая и др.). Но, что более важно, законность в деятельности самих органов исполнительной власти в сфере осуществляемого ими контроля (надзора) является предметом надзорной деятельности прокуратуры» [5, с. 20–21].

По мнению В. Г. Бессарабова, «объектами надзора являются органы и должностные лица федеральной исполнительной власти, Следственного комитета РФ, законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления. Кроме названных объектов надзора к ним относятся органы контроля и их должностные лица, органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций, а также субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания» [4, с. 21].

При этом автор отмечает, что «к объектам прокурорского надзора не относятся Президент РФ, Правительство РФ, органы федеральной законодательной власти, судебной власти, граждане» [4, с. 21].

Так, в нашем случае одним из ключевых направлений прокурорского надзора в сфере образования является надзор за деятельностью исполнительной власти в сфере образования и за исполнением ими законов. При организации проверок прокурор имеет право привлекать специалистов, обладающих знаниями и опытом в данной отрасли хозяйственной деятельности. Все требования прокурора о предоставлении всех необходимых документов и материалов для проверки, при необходимости о явке в прокуратуру и даче разъяснений по поводу нарушения закона должны беспрекословно выполняться всеми органами и должностными лицами, которым они были адресованы. При неисполнении требований прокурора должностные лица могут понести наказания в установленном законом порядке.

Обычно органы прокуратуры приступают к проверке только «при наличии двух обязательных условий: поступления информации о нарушении законов и убежденность в том, что соответствующие вопросы не относятся к компетенции других органов власти и для устранения правонарушений требуется принятие мер непосредственно прокурором» [5, с. 58].

Остановимся на основных направлениях и вопросах, рассматриваемых прокурорской проверкой в ходе контроля за деятельностью исполнительной власти в сфере образования:

— на начальном этапе определение и изучение правовой базы, регламентирующей образовательную сферу, а также установок, определяющих указания и требования к организации проверок в этой сфере правоотношений;

— определение органов государственной власти, местного самоуправления, контролирующих органов, организаций, становящихся объектами надзора в конкретном случае;

— установление числа других лиц, деятельность которых подлежит оценке в изучаемой ситуации;

— обозначение целей проверки и уточнение задач, необходимых для решения поставленных целей;

— уточнение перечня документов, которые подлежат изучению в ходе проверки;

— подготовка вопроса о привлечении к проверке специалистов, постановка вопросов, необходимых для разрешения и т. д. [5].

В ходе прокурорского надзора за деятельностью в сфере образования анализируется информация о состоянии законности правоотношений, изучаются поступившие в органы прокуратуры, органы государственной власти и местного самоуправления, а также в другие контролирующие органы:

— заявления и обращения граждан;

— материалы проверок, гражданских, уголовных и иных дел;

— сообщения СМИ, в том числе, размещенные в сети Интернет;

— статистические данные и т. д.

Организуя надзор в сфере образования, «органы прокуратуры, в частности, пресекают:

— факты противозаконного отказа в приеме в государственные и муниципальные образовательные учреждения всех видов и уровней;

— введения всякого рода дискриминационных положений, в том числе ущемляющих право на внеконкурсное поступление отдельных категорий молодежи;

— необоснованного отчисления учащихся;

— нарушения прав на получение стипендий, пособий и компенсационных выплат;

— произвола в применении мер воздействия и т. д». [4, с. 108].

Также органы прокуратуры осуществляют надзор за соответствием законам имеющихся уставов, правил приема и других локальных актов образовательных учреждений и др. [4].

Таким образом, прокурорский надзор за деятельностью в сфере образования является эффективной формой высшего государственного контроля за исполнением нормативно-правовых актов в данной сфере. В ходе прокурорского надзора за деятельностью исполнительной власти в сфере образования особое внимание уделяется на исполнение существующих в этой области законов. Все выявленные отклонения и нарушения своевременно устраняются, ответственные лица несут наказания.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 04.10.2022 г. № 8-ФКЗ). [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/55446/ (Дата обращения: 01.11.2023 г.).
  2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года № 2202–1 (ред. от 20.10.2022 г.). [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (Дата обращения: 02.11.2023 г.).
  3. Приказ от 16.04.2019 г. № 277 «О внесении изменений в Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления». [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/prikaz-genprokuratury-rossii-ot-16042019-n-277-o-vnesenii/ (Дата обращения: 07.11.2023 г.).
  4. Бессарабов, В. Г. Прокурорский надзор: учебник и практикум для вузов / В. Г. Бессарабов. — 3-е изд. — М.: Высшее образование, 2021. — 483 с.
  5. Капинус, О. С. Прокурорский надзор: в 2 томах. Том 1. Общая часть: учебник для вузов / О. С. Капинус [и др.]: под общей редакцией О. С. Капинус. — 4-е изд. — М.: Юрайт, 2020. — 211 с.
Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, сфера образования, исполнительная власть, орган прокуратуры, орган, лицо, местное самоуправление, высший государственный контроль, государственная власть, государственная деятельность.


Похожие статьи

Основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел

Данная научная статья освещает основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел. В работе рассматриваются основные принципы проведения прокурорского надзора, включая проверку законности и обоснованности действий прав...

Повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законов при процессуальной деятельности следственных органов

В статье рассмотрены актуальные проблемы при осуществлении прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следственных органов. Предлагаются возможные изменения в перечень полномочий прокурора на стадии предварительного расследования в отношен...

Некоторые вопросы прокурорского надзора за исполнением законов в сфере образования

Прокурорский надзор в сфере образования играет важную роль в защите прав несовершеннолетних. В статье рассмотрены основные нарушения, выявляемые органами прокуратуры в процессе организации проверок образовательных учреждений.

Перспективы развития прокурорского надзора за исполнением законодательства

Рассмотрены основные задачи и актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства, определены некоторые направления повышения эффективности деятельности прокуроров при реализации надзорных полномочий

Эффективность законодательного регулирования прокурорского надзора за исполнением законов в сфере ЖКХ

Данная статья посвящена анализу эффективности законодательного регулирования прокурорского надзора за исполнением законов в сфере ЖКХ. В работе рассматриваются основные проблемы, связанные с недостаточной эффективностью прокурорского надзора, а также...

Основные принципы деятельности прокуратуры и их значение для соблюдения прав предпринимателей

В статье рассмотрены основные принципы деятельности прокуратуры. В статье произведен анализ значения принципов деятельности органов прокуратуры при осуществлении надзора в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

Прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний осужденными без изоляции их от общества на современном пути совершенствования уголовно-исполнительной системы

В статье рассматриваются актуальные вопросы совершенствования уголовно исполнительной системы и в целом деятельности органов, осуществляющих исполнение наказаний.

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности

В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и...

Судебный контроль за действиями и решениями органов предварительного расследования и прокурора: содержание и пределы

В статье рассмотрена сущность судебного контроля за действиями и решениями органов предварительного расследования и прокурора, выявлены основные формы данного вида контроля. В ходе исследования определены содержание и пределы судебного контроля за де...

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами

В статье рассматриваются особенности реализации прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов на предмет обеспечения законности и недопущения нарушения прав граждан. Обозначены принципиальные особенности прокурорского надзора согласно ука...

Похожие статьи

Основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел

Данная научная статья освещает основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел. В работе рассматриваются основные принципы проведения прокурорского надзора, включая проверку законности и обоснованности действий прав...

Повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законов при процессуальной деятельности следственных органов

В статье рассмотрены актуальные проблемы при осуществлении прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следственных органов. Предлагаются возможные изменения в перечень полномочий прокурора на стадии предварительного расследования в отношен...

Некоторые вопросы прокурорского надзора за исполнением законов в сфере образования

Прокурорский надзор в сфере образования играет важную роль в защите прав несовершеннолетних. В статье рассмотрены основные нарушения, выявляемые органами прокуратуры в процессе организации проверок образовательных учреждений.

Перспективы развития прокурорского надзора за исполнением законодательства

Рассмотрены основные задачи и актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства, определены некоторые направления повышения эффективности деятельности прокуроров при реализации надзорных полномочий

Эффективность законодательного регулирования прокурорского надзора за исполнением законов в сфере ЖКХ

Данная статья посвящена анализу эффективности законодательного регулирования прокурорского надзора за исполнением законов в сфере ЖКХ. В работе рассматриваются основные проблемы, связанные с недостаточной эффективностью прокурорского надзора, а также...

Основные принципы деятельности прокуратуры и их значение для соблюдения прав предпринимателей

В статье рассмотрены основные принципы деятельности прокуратуры. В статье произведен анализ значения принципов деятельности органов прокуратуры при осуществлении надзора в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

Прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний осужденными без изоляции их от общества на современном пути совершенствования уголовно-исполнительной системы

В статье рассматриваются актуальные вопросы совершенствования уголовно исполнительной системы и в целом деятельности органов, осуществляющих исполнение наказаний.

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности

В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и...

Судебный контроль за действиями и решениями органов предварительного расследования и прокурора: содержание и пределы

В статье рассмотрена сущность судебного контроля за действиями и решениями органов предварительного расследования и прокурора, выявлены основные формы данного вида контроля. В ходе исследования определены содержание и пределы судебного контроля за де...

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами

В статье рассматриваются особенности реализации прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов на предмет обеспечения законности и недопущения нарушения прав граждан. Обозначены принципиальные особенности прокурорского надзора согласно ука...

Задать вопрос