Статья посвящена анализу технологий реализации функций лидера в школе. Особое внимание уделяется технологиям создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.
Ключевые слова: лидер образовательной организации, функции лидера, технологии управления, ОПР-анализ, технология ПИТ.
На любом этапе развития общества деятельность образовательной организации направлена на выполнение государственного и социального заказа. В настоящее время это формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов; воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом; создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство и т. д. Данный социальный заказ может быть выполнен только в том случае, если ведётся эффективное управление образовательной организацией как открытой социально-педагогической системой.
В свою очередь, эффективное управление напрямую зависит от успешности реализации директором школы функций лидера: целеполагания, планирования, организации, контроля и стимулирования. Вместе с тем выявлено противоречие между необходимостью проявления высокоэффективных функций лидера и недостаточно разработанным механизмом их реализации, чем и обусловлена актуальность темы.
Как пишет Ю. Г. Семёнов, технология управления или технология реализации функций лидера — это «совокупность приёмов, методов, инструментов, применяемых в области управления отдельным человеком, социальными группами и иерархическими социальными структурами с целью воздействия на их сознание, поведение и взаимодействие, на преобразование социального объекта, а также решения различного рода социальных проблем. Это та деятельность, в результате которой не только ставится и достигается цель, но и изменяется объект управления» [2, с. 7].
В современном образовательном менеджменте представлены различные классификации технологий реализации функций лидера. Мы взяли за основу классификацию по масштабности решаемых проблем — универсальные и частные технологии.
К универсальным относятся, прежде всего, технологии стратегического проектирования, разработки управленческого решения, социологических исследований, управленческий цикл и др.
О. П. Бурдакова пишет, что под стратегическим проектированием подразумевается совокупность проектных действий, которые ведут к достижению намеченных целей. Данная технология реализуется в 5 этапов. Сначала оценивается состояние внешней среды, затем выявляются сильные и слабые стороны системы управления, после чего происходит разработка концепции. Концепция выключает в себя определение миссии, общих и частных (краткосрочную, среднесрочную, долгосрочную) целей, вычленение основных этапов развития. Последние два этапа заключаются в выборе стратегии (определении и проработке основных направлений проекта) и описании желаемых результатов.
На первом этапе стратегического проектирования целесообразно применять такую частную технологию, как мониторинг. Данная технология предполагает сбор, обработку, обобщение и анализ информации об образовательной системе или отдельных её компонентах. Полученные данные используются с целью принятия стратегических, тактических, оперативных решений. Мониторинг как технология контроля управления образовательной организацией реализует ряд задач: создать единую базу методик диагностики качества образования; выявить данные, позволяющие провести полноценный анализ и сделать выводы о состоянии школы на данный момент; получить вторичные данные об уровне развития образовательной системы и проследить динамику совершенствования её подсистем и компонентов; организовать сбор, обработку, хранение и распространение информации о динамике качества образования. Разработка технологии мониторинга также строится в несколько этапов. В первую очередь необходимо определить объекты диагностики (в зависимости от основных направлений деятельности по управлению качеством образования) и назначить ответственных исполнителей. Далее следует выбрать адекватные поставленным задачам методики и периодичность их применения. На последнем этапе определяют способы обработки, анализа, распространения полученной информации. Кроме того, О. П. Бурдакова отмечает, что «технологичность мониторинга заключается в строгой последовательности действий, а именно: диагностика — анализ — определение путей коррекции — собственно коррекция — вторичная диагностика и т. д. Необходимо помнить о том, что мониторинг — это процесс бесконечный, спиралевидный, только в этом случае он становится незаменимым инструментом реализации всех функций лидера» [1, с. 24].
По результатам мониторинга, как советует С. В. Сидоров, целесообразно применять технологию ОПР-анализа (анализа опыта, проблем и ресурсов школы). ОПР-анализ помогает лидеру школы спроектировать долгосрочное развитие образовательной организации на основе инноваций, учитывая её особенности.
ОПР-анализ предполагает градацию опыта работы педагогического коллектива и распределение материального обеспечения школы. Данная технология реализуется на основе прямых и обратных связей. ОПР-анализ позволяет определить новые цели и перейти к планированию.
Лидер-руководитель образовательной системы может использовать технологию коллективного планирования, в основу которой положен инструмент «стрела планирования» (Е. В. Горохова, О. Б. Коновалова).
Коллективное планирование позволяет сформировать «банк» базовых заданий, выполнение которых гарантированно приведет к достижению запланированной цели. Кроме того, коллектив должен стать группой единомышленников, каждый из которых четко представляет общую работу и свою роль в ней. Сюда же можно отнести технологию ПИТ, то есть поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества (технология ПИТ), заключающуюся в определении, создании и усовершенствовании необходимых условий для формирования, выдвижения и актуализации эффективных инновационных идей субъектами инновационной деятельности, то есть членами педагогического коллектива (единомышленниками). Управленческая поддержка здесь осуществляется через реализацию комплекса мер по активизации и стимулированию инновационной деятельности. Она включает несколько стадий: возникновение идеи — её выдвижение — разработка проекта — апробация — внедрение (в случае успешной апробации) [3, с. 28].
Важно отметить, что применение данных технологий возможно при благоприятном психологическом климате в педагогическом коллективе. Психологический климат коллектива — это «эмоционально-психологический настрой, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами. Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и реализуются межличностные и групповые потребности» (Слизкова, Е. В.) [4, с. 97].
Обязательными условиями формирования положительного психологического климата являются единство коллектива, солидарность его членов друг с другом, их совместимость. Ведь группа педагогов, которые не могут сотрудничать между собой, не способна поставить единые цели и идти к ним. В таком коллективе неизбежно будут возникать конфликты, в которые со временем будут вовлечены и другие работники образовательной системы, что, в свою очередь, негативно скажется на психологическом климате образовательной организации. Поэтому при расстановке кадров необходимо учитывать данный фактор, для эффективности работы и для благополучия психологического климата коллектива образовательной организации.
Ряд ученых считает, что функционирование коллектива должно начинаться с лидера-руководителя школы. Успешность функционирования образовательной организации прямо пропорциональна сработанности сотрудников школы — только так совместная работа всех членов коллектива будет высоко продуктивна. Другими словами, сработанность, это эффективность именно совместного труда и согласованности действий между всеми участниками коллектива и субъектами образования.
Дисциплина тоже служит важным инструментом и обязательным условием увеличения производительности педагогического коллектива, отсутствие дисциплины послужит отсутствием, как самого коллектива, так и отсутствием условий для формирования оптимального психологического климата в коллективе образовательной организации. Меры, необходимые для формирования и поддержания дисциплины можно определить исходя из стиля руководства педагогическим коллективом.
Руководители стремятся создавать и поддерживать в коллективе твёрдую, сознательную дисциплину. Такая дисциплина устанавливается не посредством выговоров и увольнений, а через выдвижение справедливых требований, которые мотивируют людей к деятельности. В любом коллективе, помимо формальных, формируются и неформальные структуры, строящиеся на расположении друг к другу или, наоборот, на антипатии, взаимной «неприязни». Если в неформальной структуре возникнет конфликт, он со временем может переместиться в формальные отношения, что негативно скажется на продуктивности образовательной системы. Как считают многие социальные психологи, сработанность, слаженность коллектива определяется степенью единства формальной и неформальной структур. И чем выше эта степень, тем больших успехов может достигнуть коллектив.
Обновление управления общеобразовательной школой связывается, прежде всего, с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. Одной из основных характеристик любой системы, определяющей в итоге эффективность ее функционирования, является коммуникативность, характеристика циркулирующих в ней информационных потоков (содержание информации, степень ее централизации, источники получения, вывод на уровень принятия решений). У руководителей школ возрастает потребность в информации как пути повышения эффективности своей управленческой деятельности. В этой связи использование технологий реализации функций лидера позволит значительно повысить продуктивность решения задач управления.
Литература:
- Бурдакова, О. П. Технологический подход в управлении школой / О. П. Бурдакова // Царскосельские чтения. 2021. № 4. С. 23–27
- Семенов, Ю. Г. Организационная культура: управление и диагностика. / Семенов Ю. Г. — Москва: Логос, 2006. — 256 с.
- Сидоров, С. В. Управление процессами в школьном инновационном менеджменте: науч.-метод. пособие / С. В. Сидоров; под ред. С. А. Репина. — Шадринск: Шадринский Дом печати, 2007. — 95 с.
- Слизкова, Е. В. Управление образовательными системами. Технологии внутришкольного управления / Е. В. Слизкова, Е. В. Воронина. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 182 с.