В статье изучаются вопросы, связанные с антикоррупционной политикой государства, определяются необходимые условия для её эффективной реализации, выделяются основные направления.
Ключевые слова: политика, антикоррупционная политика, борьба с коррупцией, стратегия, преступность.
Борьба с коррупцией выступает одним из приоритетов современной государственной политики, цель которой — укрепление правопорядка в государстве. Данное противодействие — системообразующий фактор государственной деятельности, поэтому оно оказывает значимое воздействие на изменение законодательства, трансформирует институциональную основу правопорядка (меняя состав системы исполнительных органов и распределения их полномочий). Оно также участвует в защите институтов гражданского общества, обеспечении их верховенства, расширяет их субъектный состав. При этом происходит развитие правовой идеологии и системы образования, включая её юридическую сферу.
Характеризуя сущность антикоррупционной политики, отметим, что это научно определённая системная деятельность всех субъектов права (в первую очередь, государства). Она опирается на использование комплекса юридических и внеправовых мер (политических, организационных, финансово-экономических и др.). При этом цель её является комплексной и состоит, во-первых, в противодействии, устранении или минимизации коррупционных явлений в разных сферах общественной жизни и, во-вторых, в сокращении негативных последствий, порождённых ими [1].
Также данную политику можно представить как совокупность целей, задач, идеологий, программ и установок в сфере пресечения деяний, связанных с превышением властных полномочий ответственных лиц. Среди прочего, она формирует «нулевую терпимость» общества к данному явлению.
Кроме того, антикоррупционную политику можно представить как сферу человеческой деятельности, связанную с отношениями между социальными группами, народами, государствами и другими структурами. Суть этой деятельности — в противостоянии умышленному злоупотреблению дискреционной властью должностными и / или публичными лицами в собственных целях, направленном на предотвращение ущерба интересам общества, государства и граждан [3].
С правовой точки зрения данная политика — это часть единой уголовной политики государства, она представляет собой набор взаимосвязанных, но одновременно сравнительно самостоятельных мер, реализуемых органами власти на различных уровнях, направленных на стратегическое противодействие осуществлению коррупционных деяний.
Содержанием данной политики выступает подготовка и исполнение общественными организациями и органами государственной власти набора целенаправленных мер, позволяющих выявить и пресечь уже возникшие коррупционные деяния, а также предупредить факты коррупциогенного поведения ответственных лиц, установить факторы его порождающие.
Конкретные особенности её реализации зависят от актуальной социальной, экономической и криминальной ситуации в обществе и государстве. Значимость антикоррупционной политики определяет необходимость её интеграции в различные аспекты социально-экономического развития страны и общества.
В Российской Федерации антикоррупционная политика направлена на защиту прав и интересов общества, государства и граждан от негативных аспектов коррупционных деяний. Здесь можно выделить 3 крупные направления:
1) противодействие внешним проявлениям коррупции с использование различных юридических средств (в том числе, правовые ограничения). Цель данного противодействия — подавление незаконной деятельности коррупционеров. В то же время следует сказать, что подобный подход носит репрессивный характер, фактически он представляет собой борьбу с последствиями, а не с причинами, что снижает эффективность;
2) предотвращение коррупции, опирающееся на комплекс мер по укреплению законности и правовых рамок деятельности органов власти разных уровней, иных государственных структур на основе использования норм противодействия коррупции;
3) минимизация и / или устранение последствий коррупционных правонарушений, путём восстановления прав и законных интересов потерпевших, а также возмещения коррупциогенного ущерба [3].
Решение задач в рамках указанных направлений может быть достигнуто исполнением мер следующего характера:
— предотвращение коррупционных правонарушений;
— возмещение ущерба, причинённого ими;
— выявление и отслеживание коррупциогенных факторов,
— оценка эффективности антикоррупционной политики.
— просвещение общественности относительно состояния коррупции и мер противодействия ей;
— развитие законодательства для сокращения его неопределённости и ограничения неоправданного усмотрения сотрудников правоохранительных органов;
— содействие реализации прав граждан и организаций на доступ к данным о фактах коррупции и коррупциогенных факторах,
— обеспечение их свободного освещения в СМИ;
— развитие правового механизма пресечения взяточничества на выборах различных уровней;
— развитие системы стимулирования при замещении должностей разных уровней публичной службы честными, принципиальными и неподкупными лицами, отвечающими требованиям, предъявляемым к лицам, претендующим на занятие данных должностей.
Коррупционные деяния — это социально-правовое и в заметной степени криминальное явление. Меры их пресечения в рамках антикоррупционной политики, реализуемые правоохранительными органами, в частности, органами внутренних дел, входят в сферу реализации уголовной политики, представляющей собой разновидность социальной политики [2].
Таким образом, исходя из общего определения уголовной политики, современную российскую антикоррупционную политику можно определить как систему политико-правовых отношений, идей, взглядов, принципов, установленных в директивно-политических документах и нормативно-правовых актах. Эти элементы реализуются по разным направлениям, в различных формах, с использованием разных средств и способов пресечения коррупции как на различных уровнях государственной власти, так и в организациях, в том числе, негосударственных.
Рассматриваемая политика опирается на принципы, которые отличают её от иных направлений государственной уголовной политики, однако являясь её отражением она определяет ряд направлений, целей и средств влияния на преступность, связанную с коррупционными деяниями. Данный механизм реализуется через разработку частных и общих инструментов уголовного, административного и гражданского законодательства, в том числе, форм и методов его применения, а также конкретных мер по пресечению неправомерных деяний [4].
Оценивая эффективность политики противодействия коррупции в России, необходимо опираться на ряд комплексных показателей по следующим направлениям:
— качество, полнота и согласованность законов, направленных на обеспечение механизмов функционирования органов государственной власти на разных уровнях;
— характеристика ответственности органов власти с точки зрения своевременности, обоснованности и качества принимаемых ими решений согласно действующему российскому законодательству.
— уровень целенаправленности и систематичности деятельности органов государственной власти разных уровней по пресечению правонарушений ответственных лиц и коммерческого подкупа.
— максимально возможное сокращение числа противоправных коррупционных деяний, уменьшение ущерба от них и минимизация коррупциогенных факторов и их текущего и перспективного влияния.
Таким образом, можно отметить, что противодействие коррупции носит комплексный характер, имеющий социальный, политический, экономический и иные аспекты. Необходимость пресечения коррупционных деяний связана с тем, что они значительно и негативно влияют на результаты реализации усилий государства и общества по обеспечению государственного порядка, обеспечению достойного социально-экономического уровня жизни граждан.
Коррупция в своём крайнем проявлении может привести к необратимой дезорганизации управления государством, нарушая механизмы обратной связи в аппарате управления. Кроме того, чрезмерные размеры данного аппарата выступают дополнительным значимым фактором возникновения коррупции.
Учитывая то, что коррупция может стать причиной дезорганизации в функционировании аппарата управления страной, в работе различных органов государства, можно заключить, что в настоящее время она представляет значимую угрозу национальной безопасности.
Литература:
- Арямов А. А. Противодействие коррупции в условиях цифровизации: отечественный опыт А. А. Арямов, Е. О. Руева // Российский следователь. — 2021 — № 8 — С. 57–60
- Бочкарев С. А. Коррупция вне сроков исковой давности, С. А. Бочкарев // Законность. — 2021 — № 2 — С. 8–12
- Голик Ю. В. Еще раз о борьбе с коррупцией / Ю. В. Голик // Российский следователь. — 2021 — № 7 — С. 69–71
- Ильяков А. Д. Совершенствование прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии коррупции / А. Д. Ильяков // Законность. — 2021 — № 3 — С. 33–36.