Культурно-нравственное воспитание является приоритетным в формировании и развитии личности школьников. В настоящее время крайне необходимо духовное оздоровление русского народа, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и становится исторически обедненным. Нравственно-эстетическое воспитание детей — это формирование у них моральных качеств, навыков и привычек. Подрастающему поколению крайне необходимо формирование эстетических взглядов, вкусов, видение прекрасного во всех его проявлениях. Первое, с чего необходимо начать — это познакомиться с традициями и культурой христиан, с обычаями русского народа, приблизив, на сколько это возможно, к современной жизни, именно этим можно подчеркнуть связь времён и поколений. Классическая музыка, архитектура, живопись, как правило, выполняют свою роль в воспитании нравственных качеств обучающихся.
И перед педагогом стоят следующие задачи:
— формирование нравственных умений и навыков;
— приобщение к народной культуре.
— формирование чувства причастности к духовной культуре своего народа.
Чтобы решить эти задачи, нужно создать систему мероприятий, основанных на народных традициях и обычаях. Основная форма работы — это занятия в дополнительных объединениях, систематические интегрированные мероприятия, а также праздники, на которых дети — основные участники событий.
Занятия проводятся в форме бесед, прослушивания классической музыки, рисования, чтения художественной литературы. Традиционно в нашей школе проводятся мероприятия, посвященные христианским праздникам. Есть немало народных праздников, уходящих корнями в древность. Это «Рождество», «Масленица» и др. Праздник всегда шагал в ногу с историей, являясь отражением жизни народа. Это неотъемлемая часть культуры русского народа. Программой дополнительного объединения «Фантазия» предусмотрены занятия изобразительной деятельностью по темам: «Гжель», «Хохломская роспись», а также лепка из пластилина в традиционной технике.
Изучая особенности жизни наших предков, мы можем почувствовать себя частью огромного временного потока. Благодаря таким мероприятиям у школьников формируется умение сотрудничать при работе в группах, развивается речь, творческие и интеллектуальные возможности и способности. Это помогает педагогу поддержать талантливых ребят, побуждать их к проявлению инициативы, развитию интереса к исторической памяти русского народа.
В настоящее время тенденции глобализации современного мира не могут не сказаться на системе образования и воспитания, как в мире, так и в нашей стране. Происходящие серьёзные преобразования в экономической, политической, религиозной и прочих сферах культуры заставляют пересмотреть роль образования и воспитания как необходимого условия дальнейшего развития. Все знают старую поговорку: «Всё новое — хорошо забытое старое». В действительности так и есть, используя опыт наших предшественников мы создаем продукт и выдаем его за новый.
Культура своего народа всегда выделяется обществом как особенная, первая, с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить «с молоком матери». Вероятно, именно поэтому рано или поздно человек всё равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого, вернее, к тому, что сохранилось от неё в актуальной культуре, а также производить интеллектуальные «археологические» раскопки, восстанавливающие подлинную картину развития культуры в определенный исторический период. В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Поэтому у педагога появляется удивительные возможности дать ребёнку почувствовать себя частью великого целого — своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем. Ведь только в этом случае человеческая цивилизация сможет рассчитывать на прогрессивное развитие.
Знакомство с культурой своего народа необходимо начинать с раннего возраста, что позволит подрастающему поколению приобщиться к ее дальнейшему развитию и стать основой для активной творческой деятельности.
Ребёнок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведёт его в удивительную страну прошлого, научит понимать и удивляться расскажет о жизни предков — тех, кто жил перед нами.
Поэтому необходимо возрождение интереса обучающихся к национальным культурам и традициям наших предков, к различным этапам развития истории народов и племён. Но если мы представим себе новорожденного ребёнка, входящего в современный мир цивилизации, то можем увидеть, что родители окружают его вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и своими возможностями. Однако традиционным в их действиях является лишь говорение с малышом на родном языке, реже использование напевов, пестушек и потешек и игр. Сказки и загадки присутствуют в его воспитании лишь как элемент фольклора, обрядовая часть знакомства со своей родной культурой, именно знакомство, поверхностное, внешнее. Для знакомства детей с культурным наследием предков избран принцип перехода от хорошо знакомого к новому, от частного к общему, от лёгкого к сложному.
Через уклад школьной жизни педагог вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития.
Литература:
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. — СПб.: Детство-Пресс, 2010.
- Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Половинкин А. И. «Православная духовная культура». — М., 2003.
- Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. — М., 2007.
- Савченко В. И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания. Методические рекомендации. — СПб.: ООО «Издательство «ДетствоПресс», 2013.