В статье рассматривается состояние процессов среднего профессионального образования. Отдельное внимание уделяется научному поиску методов и способов эффективного анализа качества оказания образовательных услуг в учебных заведениях, реализующих программы среднего профессионального образования. По итогам рассмотрения темы автором предложены научные рекомендации по решению проблемы своевременной оценки состояния качественного оказания образовательных услуг в сфере среднего профессионального образования.
Ключевые слова: мониторинг, образование, СПО, среднее образование, профессиональное образование, инновации, методы, способы, анализ.
Введение
Актуальность. На современном этапе развития общественных отношений одним из элементов, составляющих основу хозяйственной деятельности предприятий и организаций, является кадровое обеспечение [2].
Соответственно, эффективное развитие экономики без надлежащего кадрового обеспечения невозможно. Для поддержания и развития экономики государством уделяется беспрецедентное внимание по поддержке сферы образования, где особое внимание отводится среднему профессиональному образованию.
В частности, из Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 21.02.2023 г. подчеркивается, что существующие отдельные проблемы в сфере образования должны системно решаться и автоматизироваться при помощи цифровых технологий [2].
Существующий объем учебных заведений на территории Российской Федерации осуществляющих реализацию средних профессиональных программ по образованию (рис. 1–2), обуславливает запрос административных органов власти на поиск наукой эффективных и автоматизированных инструментов мониторинга, которые позволяют собирать, систематизировать и анализировать необходимую информацию с целью выявления проблемных аспектов деятельности учебных заведений.
Рис. 1. Реализация программ среднего профессионального образования [5]
Рис. 2. Профиль среднего профессионального образования в цифрах [5]
Основная часть
В современных научных трудах отсутствует единый подход ученых к процедуре выстраивания и определения методологии мониторинга образования в учебном заведении с целью выявления проблемных аспектов.
Однако большинством ученых выделяется основные общетеоретические задачи мониторинга:
— организация и проведение исследований по сбору, систематизации и обработке актуальной информации по различным критериям в образовательном учреждении;
— разработка технического и программного обеспечения для целей обеспечения процедуры мониторинга;
— разработка и последующее принятие методических рекомендаций с учетом специфики проведенного анализа для непосредственной деятельности образовательного учреждения [4, c. 10].
В свою очередь предметом мониторинга в сфере образования принято считать конкретные изменения в состоянии системы образования в определенный период времени и в конкретном учебном направлении [3].
Опираясь на сущность и характер задач, предлагается при организации процедуры мониторинга с использованием автоматизированных технологий в отсутствии общепринятых практик, уделять особое внимание общеруководящим принципам систематизированных автором на основании анализа научных трудов по рассматриваемой тематике:
— масштабность (определение объекта мониторинга, целостности или частности проводимого анализа);
— адекватность (соответствие разумным нормам в задачах и целях мониторинга, общепринятой этике в обществе);
— целостность (комплексная характеристика исследуемого явления);
— оперативность (своевременное проведение мониторинга, а не в отсутствии каких-либо уже имеющихся разумных возможностей исправить существующую проблему);
— научность (при мониторинге необходимо опираться на научные данные, которые могут быть подтверждены или уже опровергнуты учеными);
— объективность и непротиворечивость (анализируемые данные должны объективно существовать и не противоречить друг другу);
— системность (соответствие мониторинга целям и задачам исследуемых процессов).
Выводы
Таким образом, можно полагать, что рекомендуемые автором общеруководящие принципы для процедуры организации мониторинга системы среднего профессионального образования позволят укрепить и усовершенствовать на практике:
1) единоначалие при применении в данной процедуре цифровых технологий;
2) упорядочить выявление и решение практических проблем;
3) качественно достичь целей мониторинга процедуры образования.
Литература:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // СПС Гарант.
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.02.2023 «Послание Президента Федеральному Собранию» // СПС Гарант.
- Колесников Ю. Ю. Мониторинг качества образования в вузе // Нижегородское образование. 2012. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-kachestva-obrazovaniya-v-vuze.
- Горшкова Н. К. Мониторинг и управление качеством образования // Вестник СамГУ. 2008. № 63. С. 10–18.
- Характеристика системы СПО в Российской Федерации. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=spo&year=2021.