В статье рассматривается актуальная проблема привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения, связанная с несовершенством законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в том числе, регламентирующего увольнение в связи с утратой доверия.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционные стандарты, коррупционное правонарушение, дисциплинарная ответственность, увольнение в связи с утратой доверия.
The article considers the actual problem of bringing civil servants to disciplinary responsibility for corruption offences, connected with imperfection of the legislation of the Russian Federation on counteraction to corruption, including the one regulating dismissal in connection with loss of confidence.
Keywords: corruption, anti-corruption standards, corruption offence, disciplinary liability, dismissal for loss of confidence.
В современных условиях одной из наиболее острых проблем, связанных с деятельностью государственных органов, является распространение коррупции. Подобное социально-правовое явление серьезно подрывает авторитет государственных служащих Российской Федерации. Противодействие коррупции включает в себя меры дисциплинарной ответственности по отношению к государственным служащим, которые являются важной частью этого процесса.
Ответственность за дисциплинарные нарушения коррупционной направленности государственных служащих определена положениями Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Данный закон содержит определение коррупции и перечисляет ряд коррупционных преступлений, однако он не разъясняет сущность и содержание других видов правонарушений, связанных с коррупцией, а также не указывает на виды ответственности, которые могут быть применены при их совершении. [1]
В настоящее время Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ) является основным нормативным актом, которым устанавливаются обязанности, запреты, ограничения и требования антикоррупционного характера для государственных гражданских служащих. [2]
После изучения статьей 59.1, 59.2 и 59.3 Федерального Закона № 79-ФЗ можно прийти к выводу, что законодатель решил классифицировать правонарушения, связанные с коррупцией, которые совершаются гражданскими служащими, на две категории: серьезные, приводящие к увольнению из гражданской службы из-за потери доверия, и остальные, которые могут быть наказаны мерами, не связанными с прекращением служебных отношений. Я считаю, что такой подход законодателя является правильным, так как не каждое нарушение требований о противодействии коррупции должно приводить к увольнению государственного гражданского служащего из-за потери доверия.
Однако эти нормативные коллизии требуют дополнительного законодательного регулирования, так как они могут быть истолкованы по-разному правоприменителем.
При применении дисциплинарных мер работодатель должен учитывать требования, установленные статьей 59.3 Федерального Закона № 79-ФЗ: характер коррупционного правонарушения, совершенного гражданским служащим, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно было совершено, а также соблюдение других ограничений и запретов, требований по предотвращению или разрешению конфликта интересов и исполнение гражданским служащим их должностных обязанностей в рамках борьбы с коррупцией. Также стоит учесть результаты, достигнутые гражданским служащим при выполнении своих обязанностей.
Необходимо учесть данные обстоятельства их применения среди прокуроров в рамках борьбы с коррупцией одним из самых эффективных средств — подачей заявлений в суд с требованием о расторжении трудовых договоров или изменении оснований увольнения государственных служащих за совершение коррупционного правонарушения. При этом приоритетом является защита трудовых прав граждан, и необходимы достаточные доказательства умышленности коррупционных нарушений.
Подводя итоги рассмотрения указанных проблем, следует отметить, что в некоторых случаях дисциплинарная ответственность государственных служащих может противоречить принципу неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения, в связи с этим требуется корректировка нормативного регулирования.
Литература:
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О противодействии коррупции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2023).
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
- Туганов Ю. Н., Журавлев С. И. К вопросу о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих за правонарушения коррупционной направленности // Российская юстиция. 2014. № 4. С. 57–60.