В настоящей статье рассматриваются вопросы истории развития договора розничной купли-продажи, в каком виде он существует сейчас, а также дальнейшие перспективы развития указанного договора как публичного соглашения. Также затрагивается вопрос об особенностях договора розничной купли-продажи, которые не характерны для иных публичных договоров. Актуальность выбранной темы исследования заключается в ускоренном темпе роста и развития общества, информатизации и коммуникации с использованием сети интернет, которые ставят новые задачи перед законодателем по регулированию электронных договоров розничной купли-продажи, которые свою очередь порождают возникновение новых особенной указанного публичного соглашения.
Ключевые слова : публичный договор, договор розничной купли-продажи, договор, стороны договора, новшества договора розничной купли-продажи.
Договор розничной купли-продажи является самым распространенным видом гражданско-правового соглашения, которое заключает практически каждый человек в повседневной жизни, даже не подозревая, что они стали стороной в заключении публичного договора. Указанный договор существует достаточно продолжительный промежуток времени и претерпевает новый этап своего развития, что в совокупности породило множество особенностей договора розничной купли-продажи как публичного соглашения.
Договор розничной купли-продажи был известен еще во времена древней Руси, куда он пришел из Римского права, где и произошло зарождение указанного соглашения. Как было отражено в Русской правде, практически все договоры в тот период, в том числе по продаже в розницу, осуществлялись в устной форме и при свидетелях. В дальнейшем в нормативных актах также встречается упоминание купли-продажи в розницу, а также была выделена одна из особенностей данного соглашения, путем закрепления в своде законов Российской империи недопущения заключения договоров, с целью, которая не соответствует его условиям. В дальнейший пути развития отечественного права, в период существования советского союза, институт купли-продажи фактически претерпевал застой и дальнейшее его развитие было возобновлено с изданием Гражданского кодекса РФ в 1994 году [1].
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что, не смотря на существование розничной купли-продажи достаточно продолжительный период времени, ее активное развитие, усложнение и становление осуществляется в последние несколько десятков лет, что связано с развитием общества, появлением новых технологий и множеством других факторов.
На настоящий момент времени, согласно статье 492 Гражданского кодекса РФ под договором розничной купли-продажи понимается соглашение, по которому продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по реализации товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, который предназначен для личного, семейного или иного использования, не связанного с ведением предпринимательской деятельности [2].
Исходя из указанного определения, а также иных норм права, закрепленных в параграфе 2 главы 30 ГК РФ, регулирующих розничную куплю-продажу, можно выделить ряд характерных признаков, присущих только данному соглашению.
Одной из главных черт договора розничной купли-продажи является его публичный характер, что говорит о его особенностях, характерных для всех публичных договоров. В частности, в указанном договоре на стороне продавца выступает лицо, профессионально занимающееся предпринимательской деятельностью и обязанное заключить договор с каждым, кто к нему обратиться. В свою очередь, на стороне покупателя будет выступать обычный потребитель, права и законные интересы которого обеспечиваются дополнительной защитой Законом «О защите прав потребителей».
При этом указанный договор обладает специфической особенностью, которая не характерна для иных соглашений о купле продаже или публичных договоров — товар приобретается только для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской или иной приносящей доход деятельностью. Указанное обстоятельство предполагает, что товар, приобретаемый в розницу, будет использован для личного потребления и использования в повседневной жизни, и товар не будет являться предметом, объективно свидетельствующим о его направленности на извлечение прибыли (например — покупка коммерческого транспорта в большом количестве). Если же, товар будет использован в предпринимательской или иной приносящей доход деятельности, указанное соглашение будет приобретать свойства договора поставки [3].
В частности, как отражено в п. 5 Постановление Пленума ВАС РФ от 22.10.1997г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» под целями, не связанными с личным использованием, понимается приобретение покупателем товара, необходимого для ведения деятельности организации или предпринимателя (офисная мебель и т. д.). При этом, если товар приобретается у продавца, который осуществляет свою деятельность по реализации товара в розницу, указанные отношения будут регулироваться положениями о договоре розничной купли-продаже [4].
Таким образом, устанавливается специфика товара в договоре розничной купли-продажи, который имеет определенную направленность, в соответствии с которой он и должен быть использован.
Также одной из отличительных черт договора розничной купли-продажи является цена, которая выступает в качестве существенного условия указанного соглашения. Указанный вывод можно сделать из положений, закрепленных в статье 500 ГК РФ, предусматривающей обязанность покупателя оплатить товар по цене, которая будет определена продавцом в момент заключения договора, если иное не предусмотрено иными нормативно-правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Но при этом, из указанного правила есть исключения, как например появившаяся сравнительно недавно система бонусов и скидок для покупателей определенной категории. Не смотря на то обстоятельство, что по мнению некоторых ученых предоставление бонусов и скидок является прямым нарушением статьи 426 ГК РФ, большинство цивилистов высказывают следующее мнение. Несмотря на то, что законодательного определения бонусов и скидок отсутствует, устанавливается, что они предоставляются не ограниченному кругу лиц. При этом изменение товара путем применения скидок может зависеть также и от сезонности, из-за переизбытка товара на складе и множеством других факторов. При этом, изменение цены товара происходит независимо от национальности или иной индивидуально-определенной особенности человека. Также поскольку продавцом не устанавливаются ограничения по использованию бонусов и скидок, указанные способы уменьшения цены товара при заключении договора розничной купли-продажи не противоречат положениям, закрепленным в статье 426 ГК РФ [5].
Говоря о договоре розничной купли-продажи, как об особом публичном соглашении, не менее важным является вопрос о его виде с учетом развития современных технологий, а также о тенденциях его дальнейшего развития.
На настоящий момент времени можно выделить следующие виды договоров розничной купли-продажи: продажа товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок; — продажа товаров по образцам (описаниям, каталогам); — дистанционная купля-продажа; — продажа товаров с использованием автоматов; — продажа товара с условием о его доставке покупателю; — договор найма-продажи. При этом, все более популярным становятся договор дистанционной купли-продажи и продажа товара с использованием автоматов. И именно указанные договоры претерпевают в последнее время усложнение, что говорит о необходимости тщательной проработанности правового регулирования данного вида соглашения.
Интернет-магазины, осуществляющие в том числе продажу товаров в розницу, во многом стали популярны из-за пандемии COVID-19, а также в связи с техническим прогрессом современного общества. Также как и общество, законодательство претерпевает существенные изменения, в том числе в сфере договоров розничной купли-продажи заключаемый в дистанционной форме, что можно увидеть при анализе, как норм Гражданского кодекса РФ, так и иных нормативно-правовых актов: Федеральный закон от 28.06.2022 № 213-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Закон «О защите прав потребителей», Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 и многие другие.
При этом, до настоящего момента времени не разрешен ряд проблем, возникающих при заключении договоров купли-продажи дистанционным способам. К таким проблемам можно отнести: дистанционную продажу товаров, ограниченных в обороте (табачных изделий, спиртосодержащей продукции); отсутствие реальной возможности проверить качество товара; проблема с возвратом и обменом товара ненадлежащего качества или с дефектами, определить которые при первоначальном осмотре не возможно; проблема определения качества товара [6].
При этом, решение указанных проблем возможно, путем: внедрения обязательности подтверждения заключения договора биометрическими данными (например, чтобы установить, что лицо, осуществляющее покупку табачной продукции, достигло возраста 18 лет); внесения конкретных статей в Закон о защите прав потребителей или Гражданский кодекс РФ, посредством которых будет установлено правовое регулирование обмена товаров (приобретенных дистанционно) и их возврата или же будет установлено единообразие торгового оборота, путем приравнивания правил дистанционной купли-продажи к правилам, установленным для обычного договора розничной купли-продажи.
Таким образом, можно сказать о том, что договор розничной купли-продажи является одним из древнейших видов соглашений, существовавших еще в римском праве и приобретающий существенные изменения с учетом развития технологий и усложнения общественных отношений в современном мире. Розничная купля-продажа имеет свои специфические особенности, не характерные для иных публичных договоров, при этом пользуется большой популярностью в обществе. Не смотря на стремительное развитие технологий, указанный договор также стремительно развивается, претерпевает изменения, правовое регулирование которого также не стоит на месте, при этом требуя постоянной доработки и контроля со стороны законодателя.
Литература:
- Петренко А. А. История развития договора розничной купли-продажи // Энигма. — 2020. — № 26. — С. 53–56.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.10.2023 г.).
- Цимбалова И. И. Особенности договора розничной купли-продажи // Закон. Право. Государство. — 2019. — № 1(21). — С. 198–202.
- Постановление Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки»/ СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.10.2023 г.).
- Корнилова Н. В. О цене товара по договору розничной купли-продажи // Право и государство: теория и практика. — 2022. — № 3(207). — С. 77–80.
- Куйдина Т. А. Договор розничной купли-продажи дистанционным способом: актуальные проблемы правового регулирования // Вопросы российской юстиции. — 2022. — № 17. — С. 333–341.