Данная статья посвящена рассмотрению вопросов государственного регулирования строительной отрасли на современном этапе в Российской Федерации. В статье авторы разбирают наиболее актуальные и значимые проблемные сферы развития строительного сегмента российской экономики. Авторы приходят к выводу, что современная строительная сфера в России функционирует в условиях интенсивно развивающегося экономического кризиса, главным драйвером которого продолжает оставаться влияние санкций, введенных со стороны недружественных экономик.
Ключевые слова: государственное регулирование, строительная отрасль, Российская Федерация, строительство, экономика России, государственное управление.
This article is devoted to the consideration of issues of state regulation of the construction industry at the present stage in the Russian Federation. In the article, the authors analyze the most relevant and significant problem areas of the development of the construction segment of the Russian economy. The authors come to the conclusion that the modern construction sector in Russia operates in the conditions of an intensively developing economic crisis, the main driver of which continues to be the impact of sanctions imposed by unfriendly economies.
Keywords: state regulation, construction industry, Russian Federation, construction, Russian economy, public administration.
Строительство является важнейшим сектором современной национальной экономической системы. В России данная отрасль формирует устойчивый спрос на продукцию российских производителей. Современные жилищные комплексы строятся в большинстве регионов Российской Федерации.
Можно сказать, что начиная с 2022 года строительная отрасль впала в состояние стагнации и рецессии. Одним словом, данная отрасль развивается в кризисных условиях. Наиболее серьезными вызовами для строительной сферы современной Российской Федерации стали следующие:
- Введение существенных многократных санкционных пакетов и ограничений со стороны зарубежных экономик, что особенно существенно сказалось на импорте строительной техники.
- Сокращение поставок зарубежных материалов и оборудования также затронуло объемы строительства в Российской Федерации и негативно сказалось на сроках ввода в эксплуатацию объектов жилищного и промышленного строительства.
- Снижение покупательского спроса на жилье произошло ввиду начало специальной военной операции на территории Украины и объявление мобилизационных мероприятий, что послужило наиболее значимым негативным фактором, способствующим накоплению сбережений населения на случай кризисного времени.
- Сравнительно невысокие темпы развития импортозамещающих производств также выступили негативным фактором развития строительной отрасли в стране. Ввиду низкого импортозамещения критически важных строительных технологий произошло замедление строительства наиболее технически сложных объектов.
- Обострение дефицита трудовых ресурсов сказалось в основном на строительной сфере европейских регионов России. Ряд, прежде всего европейских специалистов, занимающихся строительством значимых промышленных и жилищных объектов были вынуждены прервать свою деятельность в России ввиду действия ограничений, введённых в рамках законодательства их национальных экономик.
Важно отметить, что строительная отрасль в России формирует всё-таки небольшой, но достаточно устойчивый рост. Так, в 2022 году рост строительной отрасли в валовом внутреннем продукте России составил порядка 6,5 %, а вклад отрасли в ВВП был не менее 0,5 %.
Ввод жилья в стране в целом составляет положительную динамику. Согласно прогнозам, до 2030 года в рамках государственных программ рост строительства в России сохранится устойчивым. Строительная отрасль всегда оставалась базовым индикатором и локомотивом развития российской экономики. Несмотря на существенное замедление темпов строительства, действия внешнеэкономических санкции, на существенные проблемы на внутреннем рынке, связанные с поиском кадров для строительной отрасли, строительная отрасль продолжает динамично развиваться.
Рис. 1. Ввод жилья, млн м2
Следующим показателем, который хочется затронуть в рамках данной статьи, является градостроительный потенциал земельных участков, вовлеченных в оборот в целях жилищного строительства. Данный показатель 2022 года подвергся некоторой коррекции, однако, согласно действующим прогнозам министерства экономического развития, все же ожидается устойчивый рост данного показателя за счёт финансирования государственно частного партнёрства и софинансирования в рамках государственных программ до 2030 года.
Рис. 2. Градостроительный потенциал земельных участков, вовлеченных в оборот в целях жилищного строительства, млн м2
Показатели выданных разрешений на строительство, а на фоне предыдущих лет продолжает расти и даже демонстрировать позитивную динамику, которая является существенной. То есть показатели 2021 года почти в 2 раза больше, чем в 2019 году. В 2022 году выдано разрешение на строительство 50 миллионов квадратных метров жилья, что больше 2021 года на 23 %.
Рис. 3. Выдача разрешений на строительство, млн м2
Строительная отрасль традиционно выступает в том числе в качестве мультипликатора экономического роста в современных экономических системах. Это, в свою очередь, требует необходимости ее государственного регулирования, введение как ограничительных, так и специальных мер для ускоренного развития.
В России сложилась система государственного регулирования строительной сферы, в рамках которой специализированные государственные органы реализуют возложенные на них регулирующие функции. Данной функции в Российской Федерации возложены на федеральные органы исполнительной власти. Саму систему и структуру государственного регулирования строительной отрасли на федеральном уровне можно наблюдать на рисунке.
Рис. 4. Система государственного регулирования отрасли строительства в России
На рис. 4 можно видеть, что главные вопросы государственного регулирования рассматриваются на федеральном уровне и сами функции осуществляются федеральными министерствами, службами и агентствами.
Ключевая роль в данной системе принадлежит курирующему министерству, которым выступает министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Данное министерство осуществляет нормативно-правовое регулирование сферы строительства. Также в компетенцию данного министерства входят вопросы архитектуры, градостроительства и надзор за жилищно-коммунальным хозяйством.
Важную роль играют также и Федеральные службы, которые занимаются правоприменительной деятельностью, оказывают государственные услуги и в целом управляют федеральным имуществом. В данном контексте следует выделить федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
На уровне региона регулирование сферы строительства возложено на плечи департаментов или комитетов по строительству. В целом важно отметить, что с точки зрения нормативного правового регулирования существует достаточно много нормативных актов, которые затрагивают сферу строительства её развития недостаточно объемные вопросы регулирования. С точки зрения анализа нормативно правовых актов сегодня в сфере регулирования строительной отрасли следует выделить 29 федеральных законов, имеющих более 150 поправок, 3 значимых распоряжения президента РФ 220 постановлении Правительства РФ и примерно 426 распоряжении правительства РФ. При этом само отраслевое министерство в лице Минстроя России выпустило уже более 1100 приказов.
С точки зрения определения приоритетов развития строительной отрасли следует выделить распоряжение Правительства Российской Федерации № 3268-р от 31 октября 2022 года «Стратегия развития строительной отрасли, жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года». Данный документ стратегического развития сферы строительства в России был утвержден всеми регионами Российской Федерации. Важно отметить, что в стратегии существует несколько направлений строительства и инфраструктурного развития Российской Федерации в перспективном горизонте планирования до 2035 года.
Рис. 5. Ключевые разделы Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ
Таким образом, можно сказать, что сфера строительства Российской Федерации имеет под собой достаточно крепкую нормативную правовую базу и опирается на стратегические принципы развития, которые заложены в рамках стратегии развития до 2035 года. Несмотря на тяжелые условия функционирования в строительной отрасли, нужно признать, что на сегодня приоритеты развития, установленные стратегическими документами, сохраняются. В целом отрасль способна демонстрировать устойчивую динамику даже в условиях кризисных явлений и экономической нестабильности.
Литература:
- Долгова А. В. Место и роль государства в развитии строительной индустрии на современном этапе //Фундаментальные исследования. — 2014. — №. 11–3. — С. 580–583.
- Бабичев А. П., Медведева В. Н. Государственное регулирование рынка жилищного строительства на современном этапе //Развитие науки и практики в глобально меняющемся мире в условиях рисков. — 2021. — С. 18–24.